ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Обзор литературы 8
1.1. Понятие о творчестве 8
1.2. Общая характеристика способностей человека 15
1.3. Природа и развитие творческих способностей 25
1.4. Особенности развития творческих способностей у детей с
нарушением интеллекта 29
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 38
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА III.. Методические рекомендации по развитию творческих способностей у старших школьников с нарушением интеллекта 54
3.1. Основные направления, формы и методы развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта 54
3.2. Методические рекомендации для участников образовательного процесса по развитию творческих способностей у старших школьников с
нарушением интеллекта 56
Выводы по третьей главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Человек - уникальное по своей природе существо. Представьте только что родившегося ребенка. Он еще мокрый, маленький, совсем беззащитный и больше похож на сморщенную картошку, чем на человека, но это маленькая жизнь, и это Человек. У него есть ручки, ножки, когда из его крохотного носика выйдет вся околоплодная жидкость он начнет различать запахи, и так сможет узнавать своего самого родного человека - маму. Пройдет время, и он сможет видеть окружающие его предметы, встречать вас улыбкой. Он не будет пугаться громких звуков, эмоциональной колыбельной папы и лая собаки. Пройдет время и он начнет ходить, разговаривать, играть, решать задачи, которые будут встречаться на его еще совсем не долгом пути. Он научится безгранично любить и прощать, страдать, отпускать. Он научится жить и может быть станет известным человеком, а может и не станет, но все равно будет кем-то. Ведь так важно быть кем-то.
А пока он только родился, его органы уже работают в полную силу, кровь бежит по венам, ведь маленькое сердце работает как насос, а желудок ждет первого приема пищи. Но все же малыш совсем не совершенен. Его мозг будет развиваться постепенно и в течение долгих лет, а вместе с ним и все анализаторы, которые будут обеспечивать здоровое функционирование организма. Вместе с физическим и психическим развитием организма, ребенок будет развивать свой собственный внутренний мир, свою индивидуальность и свои творческие способности. Ведь они есть у каждого, стоит только найти.
Но если бы все было так идеально.
Увы, в нашем обществе встречаются дети, кого природа ограничила в своем психическом развитии - дети с нарушенным интеллектом. Как часто мы задумываемся, что происходит с внутренним миром такого ребенка, откуда он черпает духовное богатство? Могу предположить, что не часто.
Духовное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это важная составляющая его личности.
Через приобщение ребенка к плодам культуры, через формы художественно-эстетического освоения мира, мы можем достигнуть гармоничного развития личности: усвоение норм и правил поведения, развитие познавательной сферы, формирование собственного Я по отношению к окружающей действительности и адекватной самооценки. Творческая деятельность, не только играет формирующую роль в развитии особого ребенка, но и решает профилактическую и коррекционную задачи.
Такая специфическая деятельность, как творчество имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорное восприятие.
А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Различные виды искусств и творчество помогают детям развиваться и расти. Приобщая ребенка к творческой деятельности, мы даем ему путевку в наш мир.
До недавнего времени вопрос о творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья даже не рассматривался. Считалось, что дети с нарушенным интеллектом не способны создавать предметы искусства, или быть самими частью культурного пространства. Современная специальная психология и педагогика стоит на пороге поиска новых эффективных средств коррекции и профилактики проблем в развитии у детей с нарушенным интеллектом. Такими средствами все чаще оказывается использование различных видов (оказываются различные виды искусств) искусств, вовлечение ребенка в творческий процесс.
...
1. Проанализировав литературу по проблеме исследования, нами было выявлено, что в России и зарубежных странах развитию творческих способностей у старших школьников с нарушенным интеллектом (легкая степень умственной отсталости) практически не уделяется никакого внимания. Но все же есть ученые, которые в свое время занимались и занимаются данной проблемой, это и представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова;
2. Для выявления особенностей развития творческих способностей нами
был проведен констатирующий эксперимент, который проводился на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 5»,
которая находится по адресу г. Красноярск, ул. Московская, 31и МБОУ СОШ №2, г.Бородино, ул. 9 Мая. В эксперименте приняли участие две группы детей с равным количеством участников, общее количество детей - 40 человек. При комплектации первой группы учитывались:
1. Возрастной признак, класс:15 - 16 лет, 9 класс;
2. Характер дефекта (легкая степень умственной отсталости , F.70.).
Имелись противопоказания для зачисления в первую экспериментальную группу: нарушение слуха, нарушение зрения, аутизм, глубокая и умеренная степень умственной отсталости. В экспериментальную группу вошло 20 человек, из них: % (13 человек) мальчиков и % (7 человек) девочек. Психологических и педагогических противопоказаний участия в эксперименте нет. Вторая экспериментальная группа состояла из 20 подростков. При комплектации группы учитывались:
1. Возрастная категория, класс: 15 - 16 лет, 9 класс;
2. Норма интеллектуального развития.
В констатирующем эксперименте приняли участие: % (6 человек) мальчиков и % (6 человек) девочек.
3. При проведении констатирующего эксперимента использовались методики:
• Тест на определение творческого мышления (Х.Зиверта) Дивергентное (нестандартное) мышление( шкала Д);
• Тест на определение творческих способностей (Х. Зиверт)
Находчивость (шкала Н);
• Тест на профессиональную ориентацию Е.А. Климова.
4. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены и сравнимы следующие особенности творческого развития у старших школьников с нарушенным интеллектом и их здоровых сверстников:
Уровень дивергентного (нестандартного) мышления:
• подростки с интеллектуальной недостаточностью показали нулевой результат высокого уровня нестандартного мышления, подростки второй группы набрали 10%;
• разница в среднем уровне нестандартного мышления составила 20% между двумя группами. Более высокий результат покзала группа №2, которую представляли дети с нормой интеллектуального развития;
• низкий уровень нестандартного мышления оказался самым высоким показателем. Обе группы на нем набрали максимальное колличество баллов.
• В своих ответах подростки двух групп писали прямое использование предметов (выкинуть, сжечь, порвать, съесть, порезать и др.). Данные ответы переходили от одного предмета к другому.
...
1. Адлер А. Наука жить //Киев: Port-Royal. - 1997.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М. : Когито-Центр, 2002.
3. Адлер А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии.-М.: Изд во МГУ. - 1986. - C. 131.
4. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - М.: Академия, 2002.
5. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М.: Академия, 1996. - C.34-37.
6. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. - Наука, 1978.
7. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.:
Наука, 1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:
Педагогика, 1989. - C. 93.
8. Асеев В. Г. Возрастная психология. - Иркутск: Прогресс, 1989. - C.56.
9. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Академия ИЦ, 2007. - С.235-245.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Академия, 1995.
11. Беспалько В.П. Теория создания и применения: Учебник. - М.: Академия, 2006.
12. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академии,
1994.
13. Выготский Л. С. Психология творчества. - 1965.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.
15. Голубева Э. А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей //Вопросы психологии. - 1980. - №. 4. - С. 23-37.
... всего 62 источника