Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 7
Категория часто болеющих детей: особенности психического и
личностного развития 7
Понятие «творческие способности». Особенности развития
творческих способностей детей 12
Социальная ситуация развития часто болеющих детей как фактор,
определяющий развитие их творческих способностей 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 20
Организация и методы исследования 20
Анализ результатов эмпирического исследования 22
Направления психолого-педагогической работы по развитию
творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Библиографический список 39
Приложения 43
Сегодня, в период кардинального социально-экономического переустройства общества, с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия. Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач современной педагогики - задачи формирования всесторонней, гармонически развитой личности. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей дошкольников. Общие вопросы психологии способностей широко представлены в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.А. Артемовой, А.Г. Ковалева, Б.М. Теплова и др. Сущность способностей раскрывается этими авторами во взаимосвязи с интересами, деятельностью, характером, поведением, задатками, склонностями, структурой личности в целом.
В ряде исследований рассматриваются конкретные виды способностей (Н.А. Аминова, Ф.И. Гоноболин, В.И. Журавлева, Н.В. Кузьмина и другие), специфика собственно творческих способностей (Е.В. Матюшкин, А.М. Матюшкин, В.А. Моляко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн., О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков и другие), особенности проявления и развития творческих способностей ребенка (П.К. Анохин, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Н.В. Крылова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие), возможности влияния взрослого на развитие творческих способностей детей (Н.А. Гуляев, В.И. Зягвязинский. С.А. Изюмова, Е.Е. Кравцова, Н.С. Лейтес. К.К. Платонов. А.В. Петровский, В.П. Филатов и другие).
Психологические и педагогические исследования, а также практика детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей у детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С.
Выготский характеризует как переход к творческой деятельности. Педагогические аспекты общей проблематики детского творчества в целом и творческих способностей в частности рассматриваются, как правило, по отношению к какой-то деятельности.
В исследованиях выявлены показатели и особенности творческих проявлений здоровых детей в различных видах деятельности, доказано прогрессивное влияние творчества на развитие личности ребенка. Однако категория часто болеющих детей в настоящее время незаслуженно выпадает из сферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающих определенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями, например, детей с ЗПР, ОНР и др.).
В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психологопедагогической поддержке. Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД. Сведений, касающихся развития творческих способностей у часто болеющих детей очень мало. Несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной психологической помощи этой категории детей (В.К. Таточенко, В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов и др.).
Изучению развития творческих способностей часто болеющих детей уделено недостаточное внимание в специальной психолого-педагогической литературе. Целесообразно предположить, что психология часто болеющего ребенка отличается от психологии здорового ребенка вследствие различия в социальной ситуации развития. Скорее всего, соматические болезни влияют на все сферы психической жизни ребенка, в том числе - на его творческие способности.
Необходимость данного исследования определяется противоречиями: между социальным заказом общества на формирования всесторонней, гармонически развитой, психологически здоровой личности и увеличением в последнее время уровня заболеваемости детей в нашей стране; между необходимостью развития творческих способностей дошкольников в ситуации болезни и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы относительно категории часто болеющих детей.
...
В работе была поставлена цель «изучение особенностей творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста» и выдвинута гипотеза о том, что уровень развития творческих способностей часто болеющих детей ниже уровня их здоровых сверстников. И если разработать комплекс творческих заданий для развития творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, учесть особенности развития способностей, то уровень творческого мышления повысится. В ходе работы поставленная цель была достигнута.
Работая над данной темой, мы решили поставленные задачи:
Дан анализ теоретические источники по теме исследования;
Рассмотрены факторы, влияющие на особенности развитие творческого мышления ЧБД;
Разработан комплекс творческих заданий по развитие творческого мышления и воображения ЧБД старшего дошкольного возраста с учетом особенностей;
Проведено исследование, в ходе которого получены и обработаны данные по результатам психодиагностики.
По завершению исследования проведен сравнительный анализ полученных данных. Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня творческого мышления у ЧБД при использовании определенного комплекса творческих заданий проведенных педагогами и родителями.
В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что уровень творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста повышается при использовании определенного комплекса творческих заданий.
Мы считаем, что особенности творческого развития у ЧБД тесно связано с рядом индивидуально-психологических характеристик: тревожность, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от окружающих, поэтому включили в комплекс развивающих мероприятий не только задания на развитие творческого мышления и воображения, но и упражнения на развитие самооценки, уверенности в себя. Включали в задания приемы, способствующие развитию умения ЧБД взаимодействовать в социуме.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческих способностей ЧБД в детстве становится максимально, полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков в деятельности детей. Родители и педагоги должны создать такую полноценную предметно - развивающуюся среду и организовывать деятельность ребенка так, чтобы потенциал не остался бы не востребованным.
В современное время вопрос об особенностях развития творческого мышления часто болеющих детей остается актуальным и требует дальнейшего изучения.
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М. Владос пресс, 2002. 374с.
Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН, 1991. C.7-17.
Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико социальные аспекты. Пути оздоровления В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. Саратов: Радуга, 1986.183с.
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии.- М.: ТЦ «Сфера»,2005. - 128с.
Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? Г.А. Арина, Н.А. Коваленко Школа здоровья. 1995. Т.2.3.с.116-125.
Бабич О.М., Вьюнова Н.И., Гайдар К.М.Развитие творческих способностей у старших дошкольников. - М., 2003. - С. 33-51.
Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998.280 с.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002. - 320 с
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.468с.
Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. Дошкольное воспитание 2005 №5 6-10с.
Волкова Е. Трудные дети; или трудные родители? Е. Волкова. М.: Педагогика; 1992. 1-96с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.
Груздева О.В. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста: практикум / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2016.- 278с.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.- 306 с
Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребенок: общение в контексте психосоматического подхода: монография / Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 304с.
... всего 53 источников