Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Память как высшая психическая функция 6
1.2. Развитие памяти в младшем дошкольном возрасте 15
1.3. Содержание работы по развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в ДОО 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика развития памяти у детей младшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы над развитием памяти детей младшего дошкольного возраста с использованием игр 34
2.3. Изучение эффективности использования игр в работе над развитием памяти детей младшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Память является одной из форм психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она служит основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, развития навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности [1].
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. При помощи игр развиваются необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается на процессе школьного обучения и имеет большое значение для дальнейшего развития личности [2].
Игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Таким образом, в игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка. Этим обусловлена актуальность исследуемой нами темы.
Объект исследования – память детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – динамика развития памяти детей младшего дошкольного возраста при использовании игр.
Цель исследования – развитие памяти детей младшего дошкольного возраста с помощью игр.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методики и провести диагностику развития памяти у детей младшего дошкольного возраста;
3) определить содержание работы по развитию памяти младших дошкольников посредством игр;
4) изучить эффективность использования игр в работе над развитием памяти детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап предполагал проведение диагностики развития памяти у детей младшего дошкольного возраста;
III этап включал подбор и проведение дидактических игр с детьми по развитию памяти младших дошкольников посредством игр;
IV этап предусматривал повторную диагностику и определение динамики в развитии памяти детей младшего дошкольного возраста....
Изучив теоретический материал по теме исследования, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день проблема развития памяти является актуальной и социально значимой. Без этого процесса невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, именно она дает богатейшие возможности для развития психики ребенка. Поэтому в нашем исследовании мы выбрали игру как средство развития памяти детей младшего дошкольного возраста. Для рассмотрения эффективности использования игр в работе над развитием памяти детей младшего дошкольного возраста, мы провели констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
На констатирующем этапе эксперимента нами был определен исходный уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети имеют не высокие показатели уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти. Полученные результаты подтвердили необходимость осуществления целенаправленной работы по организации системы игровых занятий, направленных на развитие памяти детей младшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе исследования мы систематизировали дидактические игры, направленные на развитие зрительной, слуховой и двигательной видов памяти детей младшего дошкольного возраста.
Апробация предложенных игр осуществлялась в виде игровых тренингов, которые проводились во всех режимных моментах, в непрерывной образовательной деятельности детей, в самостоятельной деятельности и на прогулках.
При повторном исследовании памяти детей младшего дошкольного возраста был отмечен рост уровня развития всех ее видов, что подтверждает эффективность проведенной нами работы.
Положительная динамика при использовании игр стала результатом проведенной нами работы – это следствие регулярного использования игр, направленных на формирование мнемических процессов у младших дошкольников в условиях ДОО.
1. Айзман Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья. www.zdd.1september.ru
2. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Что такое память и как она развивается.www.logoburg.com
3. Блонский П.П. Память и мышление: в кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение, 1994. – 215 с.
4. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1995. – 68 с.
5. Выготский Л.С. Психология. Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с.
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 239 с.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
8. Дубровина И.Н. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2010. – 528 с.
9. Земцова О.Н. Развиваем память. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2014. – 216 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 480 с.
11. Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти. – М.: Наука, 2009. – 347 с.
12. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве. // Возрастные и индивидуальные различия памяти. / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 2006. – 312 с.
13. Истомина З.М. Развитие памяти. – М.: Психология, 1977. – 120 с.
14. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2. – М., 1981. – 144 с.
15. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / А.А. Крылов, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 289 с....34