Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Подходы к определению понятия «физическое развитие» 5
1.2 Возможности физкультурно-оздоровительной деятельности
в обеспечении физического развития детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Характеристика нестандартного оборудования, и варианты его использование для физического развития детей 4-5 лет 18
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРАГНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования 31
2.2 Методы исследования 31
2.3 Организация исследования… 33
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1 Анализ опытно-педагогической работы по использованию нестандартного оборудования 35
3.2 Составление рекомендаций по использованию нестандартного оборудования в физическом воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста 38
3.3 Результаты педагогического исследования 51
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и росте, поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.
Поскольку физическое развитие образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребенка в дошкольной образовательной организации. И в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического развития дошкольников.
С целью укрепления здоровья детей, формирования у них устойчивой потребности в регулярной физкультурной деятельности особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития ребенка. Необходимы новые формы работы с дошкольниками, способствующие стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребёнка, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создадут стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно повлияют на оптимальное развитие ребенка, улучшат его физическую подготовку.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС является создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды. Чтобы заинтересовать детей в двигательной активности и организовать образовательный процесс интересным, увлекательным, познавательным, привело к идее создание нестандартного оборудования как дополнительного стимула физкультурно-оздоровительной работы. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие, объединяют физкультуру с игрой, создают условия для наиболее полного самовыражения ребенка, в двигательной деятельности.
С помощью введения в образовательный процесс нестандартного физкультурного оборудования можно повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях.
Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки таких образовательно-оздоровительных проектов дошкольного образования, в рамках которых предполагается не только создание программного методического обеспечения, но и использование нестандартного оборудования в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: использование нестандартного оборудования в физическом воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования оборудования в физическом воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.
Цель: подобрать и апробировать серию заданий и упражнений, направленных на физическое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ №88, г. Пензы «Светлячок» в 2018-2019 учебном году с детьми средней группы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка используемой литературы, приложения.
1. В настоящее время проблеме здоровья и физического развития детей посвящено много литературы. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. По данным НИИ (Научно-исследовательский институт) гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (Российская Академия Медицинских наук) происходит неуклонное снижение числа практически здоровых детей, увеличивается поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, и рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России.
2. Физическое развитие является одним из основных критериев развития ребенка. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Большинство современных родителей ориентированы на интеллектуальное развитие своих детей, причем, иногда это происходит в ущерб физическому развитию. А ведь именно в дошкольном возрасте, формируются здоровье, интеллект, память, внимание. Особенно важно интеллектуальное развитие дошкольника, которое идет параллельно с физическим. Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
3. Нестандартное оборудование способствует стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребенка, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создает стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно повлияют на оптимальное развитие ребенка, улучшат его физическую подготовку.
Выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повышает интерес дошкольников к физической культуре, улучшает качество выполнения упражнений, и как следствие, делает более эффективной физкультурно-оздоровительную работу.
4. Анализ результатов исходного тестирования уровней физического развития детей младшего дошкольного возраста выявили показатели ниже среднего.
На основании полученных результатов нами был разработан проект «С физкультурой дружить – здоровым быть!», в реализации которого участвовали не только дети, но и педагоги и родители. Родители после просмотра презентации приняли активное участие в изготовлении нестандартного оборудования. Изготовленное оборудование было успешно представлено на выставке. Все это повысило интерес родителей к оздоровлению детей.
Экспериментальная проверка эффективности разработанного проекта по использованию нестандартного оборудования в режиме физкультурно-оздоровительной деятельности выявила положительную динамику.
В результате повторного проведения 1 теста на ловкость (бег 10 м) высокий уровень показали 70% мальчиков и 50% девочек, средний уровень 30% мальчиков и 50% девочек, низкого уровня у мальчиков и девочек не наблюдается.
В результате проведения 2 теста на гибкость (наклон из положения стоя на гимнастической скамейке) высокий уровень показали 50% мальчиков и 40% девочек, средний уровень 50% мальчиков и 60% девочек, низкого уровня также не зафиксировано.
В результате проведения 3 теста на скоростно-силовые качества (бросок набивного мяча) высокий уровень показали 40% мальчиков и 40% девочек, средний уровень наблюдался у 60% мальчиков и 60% девочек, низкого уровня у мальчиков и девочек не наблюдается....
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие / И. Е. Аверина. Изд. 2-е. М.: Айрис-пресс, 2011. 278 с.
2. Алямовская, В.Г. Парциальная программа «Здоровье». М.: Росмен, 2014. 85 с.
3. Бабина, К.С. Утренняя гимнастика в детском саду М.: Физическое воспитание, 2012. 189 с.
4. Богина, Т.Д. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика Синтез, 2012. 312 с.
5. Богданов, Т.П. Физическая нагрузка при развитии выносливости и быстроты в беге // Физкультура в школе. 2012. 187 с.
6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 2013. 291 с.
7. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Воспитание и развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 2014. 160 с.
8. Вострикова, А.Н. Матусик, А.И. Физическое воспитание детей в игре / Сост. А.Н. Вострикова, А.И. Матусик. М.: Владос. 2013. 190 с.
9. Доронова, Т.Н., Логинова, В.И. Физическое развитие детей от 4 до 7 лет // Ребенок в детском саду. под ред. Т.Н. Дороновой, В.И. Логиновой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2011. 270 с.
10. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 124с
11. Доронина, М.А. Роль нестандартного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. 2012. 285 с.
12. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по физическому развитию детей в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. 2014. 285 с.
13. Дьяченко, О.М. Оздоровление дошкольников средствами физической культуры. Красноярск, 2014. 281с.
14. Куликова, Т.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОО. М.: Академия, 2013. 232 с.
15. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста., изд. 2, М.: УРСС, 2007. 224 с....33