ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Игра драматизация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ
2.1. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре драматизации в ДОУ 33
2.2. Результаты экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 45
В наше время многие говорят о том, что нужно использовать все имеющиеся ресурсы в педагогике для того, чтобы дети всесторонне развивались. Современная педагогика, которой образование видится воспроизведением духовного потенциала личности, имеет разнообразные сферы воздействия на детей в образовании, в том числе и использование ресурсов игровой деятельности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Также, игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками и взрослыми. Все это влияет на дальнейший жизненный потенциал ребенка.
Искусство рассматривают как пространство, которое формирует социально эстетическую активность человека. Как считают современные ученые, которыми исследуются проблемы дошкольного образования, синтез искусств способствует тому, что раскрываются внутренние качества человека и реализуется ее творческий потенциал. С этой точки зрения, воспитание ребенка, несомненно, является актуальной проблемой образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, в частности, игры–драматизации. Это мощное синтетическое средство развития творческих способностей детей.
Игра-драматизация создает необходимые условия для того, чтобы воспитывалась целостная творческая личность, осуществляет цели образования. Благодаря игре-драматизации интенсивно развивается речь, происходит количественное и качественное обогащения словарного запаса, а также развитие воображения, творческих способностей ребенка, управления собой, удерживания внимания к сюжету, логичности и самостоятельности мышления. Все это играет важную роль в развитии познания и учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации считаются очень полезными и нужными для развития ребенка.
Творческая активность изучалась многими исследователями, но, не смотря на это, большинство работ посвящено развитию творческой активности у детей школьного возраста. В дошкольной педагогике остаются мало освещенными вопросы формирования творческой активности в одном из важнейших видов деятельности детей в игре, выступающей в качестве подготовительной ступеньки художественного творчества ребенка, центра, ядра любой художественной детской деятельности. Игра-драматизация как самодеятельное творчество, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческих отношений и удовлетворяет основные потребности в познании и самовыражении, заключает в себе неисчерпаемые возможности для проявления творческой активности.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра-драматизация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить проблему использования игры-драматизации в качестве средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;....
Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:
– приоритетное внимание к детской деятельности-игре;
– творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе;
– широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
– широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;
– вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
– исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего
– изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;
– взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.
Широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий с использованием игр-драматизаций, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
Занятия разнообразными видами творческой, в том числе игровой деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
В творческой деятельности стоит задача не столько в обучении детей творчеству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
1. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 134 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.:«Просвещение», 2005. – 127 с.
4. Богословского В.В., А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981.
5. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004. – 148 с.
6. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. КАРО, 2006. – 144 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии. – Спб. Питер, 2005. – 512 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. – 269 с.
10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993. – 306 с.
11. Даль В. Толковый словарь. – М.: Рипол классик, 2006. – 754 с.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 2004. – 128 с.
13. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра–драматизация. // Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1994 – 178 с.
14. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. // Эстетическое воспитание. – М.: АРКТИ, 2002.
– 405 с.
15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975. – 109 с.....33