ВВЕДЕНИЕ 5
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ
ОБУЧАЮЩИХ ТЕСТОВ 12
1.2. Обучающие тесты в формировании профессиональных компетенций 18
1.3 Принципы конструирования обучающих тестов 34
1.4 Факторы измерения и показатели эффективности обучающих тестов 39
2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТЕСТОВ
В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» 42
2.1. Описание этапов опытно-поисковой работы по формированию профессиональных компетенций студентов СПО по специальности «Технология продукции общественного питания» 42
2.1.1. Описание этапов констатирующего эксперимента 42
2.1.2 Обоснование педагогического средства «Обучающие тесты» как средство формирования профессиональной компетенции у студентов по специальности «Технология продукции общественного питания» 44
2.1.3 Измерительная шкала для перевода качественных характеристик результатов исследования в количественные 45
2.1.4 Характеристики и представление измерительного инструмента для получения количественных данных 45
2.1.5 Результаты констатирующего эксперимента 45
2.2 Обучающие тесты в организации опытно-поисковой работы по формированию профессиональных компетенций студентов СПО по специальности «Технология продукции общественного питания» 48
2.2.1 Описание этапов формирующего эксперимента 48
2.2.2 Результаты формирующего эксперимента 48
2.2.3 Интерпретация результатов формирующего эксперимента 60
2.3 Статистические методы оценки результатов формирования профессиональных компетенций студентов СПО по специальности «Технология продукция общественного питания» 61
2.4 Интерпретация результатов формирования профессиональных компетенций студентов СПО по специальности «Технология продукции общественного питания» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82
Преобразования, возникающие в системе Российского образования, приводят к необходимости модификации существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них. В настоящее время широкое распространение получают такие формы обучения и контроля как педагогические тесты.
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между расширяющейся практикой применения тестов в сфере образования и отсутствием целостных теоретических знаний в области тестирования; между наличием представлений, о важности тестологических знаний и дефицитом публикаций по тестированию, освещающих методики и технологии обучающего тестирования.
Обучающее тестирование имеет своей целью выявлять глубину, объем, структуру, содержание, иерархию знаний, умений и навыков. Тем самым оно направлено на решение одной из самых сложных задач воспитания - формирование потребности и умения самоанализа и самоконтроля.
На научно - теоретическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется несоответствием между возрастающим объемом накопленного за последние десятилетия в мировой практике тестологических знаний и стагнацией его научно - теоретического осмысления и научной проработанности в образовании. На современном этапе очень важное значение приобретает компьютерное тестирование, которое также требует теоретического осмысления и соответствующей научной проработки в том числе и создания единых научно обоснованных требований для этой формы тестирования. На актуальность исследования таким же образом оказывает влияние противоречие между потребностью в создании единой научно обоснованной теории тестов и отсутствием общепринятой позиции среди большинства ученых во взглядах на многие вопросы тестологии (валидизации и надежности тестов, способах подсчета результатов тестирования, формы тестовых заданий).
На научно - методическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется противоречиями в деятельности каждого педагога, который призван, с одной стороны, максимально объективно оценивать знания, а с другой стороны - обеспечить личностно-ориентированный и индивидуальный подходы в образовании. Традиционные средства контроля не в состоянии преодолеть несоответствие между требованием организовать обучение на высоком уровне сложности, предельно повышающем нагрузку на студентов, и назревшей необходимостью перехода от образования, ухудшающего здоровье, к «поддерживающему» образованию. Тестирование существенно сокращает учебные усилия как обучающихся, так и педагогов за счет предъявления единых требований, повышения уровня объективности, относительного и абсолютного уменьшения затрат учебного времени на проведение контроля знаний. Преодоление этих несоответствий может в значительной мере обеспечить обучающее тестирование.
Главными функциями обучающего тестирования являются: обучающая, диагностирующая. Так же оценочная, корректирующая, развивающая, мотивирующая, прогностическая. Наряду с этим, одной из малоисследованных проблем в области тестирования является выявление структуры и содержания его обучающей функции, что имеет большое значение для создания оптимальных условий подготовки студентов. Кроме этого, проблемы обучающего тестирования не достаточно глубоко рассматривались исследователями в логике компетентностного подхода. Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.
Мировой опыт показывает, что контроль в виде тестов, существенно снижает стрессовую и конфликтную нагрузку обучающихся, неизбежную при устном опросе. Обучающее тестирование позволяет сконцентрироваться на трудном вопросе, вернуться к невыполненному заданию, самостоятельно рассчитать значимость выполнения заданий, что недопустимо при устном опросе....
Преобразования, возникающие в системе Российского образования, приводят к необходимости модификации существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них. В настоящее время широкое распространение получают такие формы обучения и контроля как педагогические тесты.
Обучающий тест -это педагогический инструмент, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у студентов определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала. Обучающий тест является средством реализации компетентностного подхода при формировании профессиональных компетенций студентов СПО специальности «Технология продукции общественного питания». Исследование обучающего, развивающего и воспитательного потенциала тестов позволило выделить их преимущества:
- охват большого количества студентов и всего изученного материала;
- одинаковые условия тестирования для всех студентов;
- выставление оценки на основе объективной информации о сформированности у студентов профессиональных компетенций, исключение субъективности оценки;
- экономия времени на занятиях;
- активизация самостоятельной работы студентов;
- возможность установления количественных и качественных показателей владения учебным материалом.
Прежде чем использовать тесты для разных практических целей, они должны пройти проверку по таким показателям, как надежность, валидность, точность, однозначность, стандартизация, объективность, дифференцирующая сила вопросов, репрезентативность, практичность, экономичность и аутентичность.
Обучающее тестирование должно основываться на ряде принципов, к которым можно отнести принцип связи тестового контроля с образованием, обучением и воспитанием, принцип научности, принцип объективности, справедливости и гласности, эффективности, систематичности и последовательности, значимости, вариативности содержания, иерархической организации материала, взаимосвязи содержания и формы, целостности и целенаправленности.
Анализ опроса студентов - отражает уровень готовности студентов обучаться посредствам обучающего тестирования и способность обучающего тестирования формировать профессиональные компетенции, и определять уровень сформированности компетенций во время процесса обучения.
Результаты констатирующего эксперимента дали возможность определить готовность студентов к обучению по средствам обучающих тестов.
С учетом современного понимания сущности обучающего тестирования, требований к нему нами была разработана методика формирования профессиональных компетенций студентов специальности «Технология продукции общественного питания» на основе обучающих тестов по ПМ 01 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции». Разработанная методика включает в себя отбор и систематизацию теоретического материала по теме «Приготовление полуфабрикатов из мяса для сложной кулинарной продукции», разработку обучающих тестов и экспериментальную проверку эффективности данного средства для формирования профессиональных компетенций студентов.
Эффективность разработанного средства - обучающие тесты, была проверена в ходе опытно-экспериментального обучения. Внедрение в учебный процесс системы обучающего тестирования, сопоставление результатов констатирующего и формирующего экспериментов показали, что выдвинутая нами гипотеза исследования о использовании обучающих тестов позволит повысить качество профессиональной подготовки студентов СПО специальности «Технология продукции общественного питания» нашла подтверждение в ходе проведенного исследования....
1. Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений //Педагогические Измерения, т.1, №1, 2004. С.15-21.
2. Аванесов В.С. Знание как предмет педагогического измерения // Педагогические Измерения, №3, 2005. С.3-31.
3. Аванесов В.С. Проблема качества педагогических измерений//Педагогические Измерения, №2, 2004. С. 3-27.
4. Аванесов В.С. Системы заданий в тестовой форме. Педагогические Измерения №2, 2006, С. 117.
5. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. Моногр. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 135 с.
6. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Москва: Центр тестирования, 2002.
7. Батешов Е.А. «Основы технологизации компьютерного тестирования»: Учебное пособие. - Астана: ТОО «Полиграф-мир» 2011-214.
8. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
9. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов Учебник / О. Ю. Ермолаев - 2 изд испр - М. Московский психолого-социальный институт Флинта 2003 - 336 .
10. Загвязинский В. И.Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.. стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2005. - 208 с.
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
12. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2004.-№5.-С. 35.
13. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. -М.: Высшая школа, 2010.
14. Киселева Т. В., Слобожанина В. Л. Обучающий тест как средство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). -СПб.: Свое издательство, 2015. -С. 37-39.
15. Кpaевский, В. В. Теоpетические основы содеpжaния общего среднего образования / В. В. Краевский, И. Я. Лернер. - М. : Просвещение, 1982. - 191 с...(35)