Развитие стратегий аудирования в обучении иностранному (английскому) языку
|
Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному языку 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Основные факторы, определяющие успешность аудирования иноязычной речи 10
1.3. Трудности аудирования иноязычной речи 14
1.4. Концепт «учебные стратегии» в обучении иностранным языкам. Стратегии аудирования 17
Глава II. Методические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному (английскому) языку 28
2.1. Некоторые задания для обучения аудированию иноязычной речи с учетом уровней понимания текста и развития соответствующих стратегий (на примере английского языка) 28
2.2. Стратегии аудирования, необходимые при подготовке к ЕГЭ 38
2.3. Анализ УМК по английскому языку в старших классах средней школы на наличие заданий, направленных на развитие стратегий аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ 43
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 54
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному языку 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Основные факторы, определяющие успешность аудирования иноязычной речи 10
1.3. Трудности аудирования иноязычной речи 14
1.4. Концепт «учебные стратегии» в обучении иностранным языкам. Стратегии аудирования 17
Глава II. Методические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному (английскому) языку 28
2.1. Некоторые задания для обучения аудированию иноязычной речи с учетом уровней понимания текста и развития соответствующих стратегий (на примере английского языка) 28
2.2. Стратегии аудирования, необходимые при подготовке к ЕГЭ 38
2.3. Анализ УМК по английскому языку в старших классах средней школы на наличие заданий, направленных на развитие стратегий аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ 43
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 54
В предметной области «Иностранный язык» целью обучения на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, большое значение при развитии которой имеет способность воспринимать и понимать речь на слух. Халеева И.И. в своей работе отмечает, что «аудитивная база – условие совершенствования навыков устной речи и путь к накоплению знаний о неисчерпаемых возможностях языковой системы и способах ее речевой реализации, и важный источник пополнения сведений о стране изучаемого языка» [26, с 11]. Следовательно, для того, чтобы получать информацию в полном объеме, человек должен обладать аудитивными умениями.
Согласно новым Федеральным Государственным образовательным стандартам (ФГОС) главной задачей обучения становится необходимость сформировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений и навыков, вооружить их универсальными учебными действиями, которые позволили бы им самостоятельно строить собственный процесс обучения, добывать знания. Речь идет о совокупности действий обучающихся или стратегиях, позволяющих реализовать эту важную задачу современного образования.
Однако, как показывает практика обучения иностранному языку в школе, существует ряд противоречий между:
- провозглашенными в стандартах, программах требованиями к формированию универсальных учебных действий и реальной ситуацией в учебном процессе, когда учителя не занимаются развитием стратегий по добыванию нового знания;
- насущной необходимостью и важностью формирования стратегий аудирования иноязычного текста в школьной системе образования и отсутствием достаточноговниманияк формированию данных стратегий в УМК и на уроках.
Таким образом, для учителя иностранного языка актуален поиск путей для целенаправленного обучения навыку аудирования на уроках, с целью оптимизации процесса обучения, а также подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), так как с введением экзаменов такого типа, где аудирование – один из видов контроля, проблема подготовки учащихся к выполнению таких заданий остается сложной, не нашедшей должного решения в современных методиках.Все это определяет актуальность настоящей работы.
Объект исследования–обучение аудированиюна уроках иностранного языка.
Предмет исследования – развитие стратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному (английскому) языку.
Основная цель исследования – выявление заданий на развитие стратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному (английскому) языку на основеанализасовременных УМК по английскому языку.
Исходя из поставленной цели,были поставлены следующиезадачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
- изучить факторы, влияющие на успешность аудирования, а также определить трудности, возникающие при прослушивании речевых сообщений и аудиотекстов;
- раскрыть сущность стратегий аудирования в обучении иностранному языку;
- рассмотреть задания раздела «Аудирование» в структуре ЕГЭ и проанализировать современные УМК по английскому языку на наличие заданий, формирующих стратегии аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ....
Согласно новым Федеральным Государственным образовательным стандартам (ФГОС) главной задачей обучения становится необходимость сформировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений и навыков, вооружить их универсальными учебными действиями, которые позволили бы им самостоятельно строить собственный процесс обучения, добывать знания. Речь идет о совокупности действий обучающихся или стратегиях, позволяющих реализовать эту важную задачу современного образования.
Однако, как показывает практика обучения иностранному языку в школе, существует ряд противоречий между:
- провозглашенными в стандартах, программах требованиями к формированию универсальных учебных действий и реальной ситуацией в учебном процессе, когда учителя не занимаются развитием стратегий по добыванию нового знания;
- насущной необходимостью и важностью формирования стратегий аудирования иноязычного текста в школьной системе образования и отсутствием достаточноговниманияк формированию данных стратегий в УМК и на уроках.
Таким образом, для учителя иностранного языка актуален поиск путей для целенаправленного обучения навыку аудирования на уроках, с целью оптимизации процесса обучения, а также подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), так как с введением экзаменов такого типа, где аудирование – один из видов контроля, проблема подготовки учащихся к выполнению таких заданий остается сложной, не нашедшей должного решения в современных методиках.Все это определяет актуальность настоящей работы.
Объект исследования–обучение аудированиюна уроках иностранного языка.
Предмет исследования – развитие стратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному (английскому) языку.
Основная цель исследования – выявление заданий на развитие стратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному (английскому) языку на основеанализасовременных УМК по английскому языку.
Исходя из поставленной цели,были поставлены следующиезадачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
- изучить факторы, влияющие на успешность аудирования, а также определить трудности, возникающие при прослушивании речевых сообщений и аудиотекстов;
- раскрыть сущность стратегий аудирования в обучении иностранному языку;
- рассмотреть задания раздела «Аудирование» в структуре ЕГЭ и проанализировать современные УМК по английскому языку на наличие заданий, формирующих стратегии аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ....
Весь процесс развития речевой деятельности имеет поступательный характер, сначала она бедна и примитивна, но благодаря систематической практике, становится более богатой, правильной и, наконец, совершенной. Иноязычная речевая деятельность для своего развития должна обладать ядром необходимых умений и навыков. Овладение всеми видами речевой деятельности находится в единой системе обучения иностранному языку. Обучение аудированию является подсистемой этой общей системы. Проблема обучения аудированию довольно сложна.
В данной работе мы проанализировали процесс аудирования как вид речевой деятельности, определили его особенности, виды. В процессе анализа литературы по теме исследования, мы еще раз убедились в сложности процесса аудирования, требующего выполнения сложной мыслительно-мнемической деятельности.
Как и в любой деятельности могут возникнуть сложности, так и процесс слушания не проходит без определенных трудностей, поэтому мы сочли необходимым рассмотреть подробнее трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессе восприятия информации на слух. К ним относятся: трудности, обусловленные условиями аудирования, индивидуальными особенностями источника, а также языковыми особенностями воспринимаемого материала.
В то же время нельзя было не указать на факторы, благоприятно влияющие на процесс аудирования. Успешность аудирования зависит как от самого слушающего (от его заинтересованности, наличии внимания, степени развитости речевого слуха, памяти), так и от условий восприятия сообщения (темпоральных характеристик, формы и количества предъявлений, продолжительности звучания) и т.д.
Владение аудированием как видом речевой деятельности должно способствовать успешному процессу коммуникации, развитию умений говорить и понимать иностранный язык. Но овладение данным видом речевойдетельности невозможно без применения специальных стратегий. Применение стратегии в процессе аудирования носит индивидуальный и творческий характер. Реализовать стратегию означает выбрать такой способ извлечения информации, который позволит воспринимать устную речь в разных ситуациях для достижения цели понимания на слух. Обучение пользованию стратегиями демонстрирует индивидуальный подход к учащемуся в процессе обучения, так как стратегия персонально присваивается каждому учащемуся, и он во время слушания комбинирует умения, чтобы они функционировали как единая система.
Однако можно выделить общие стратегии аудирования (наиболее эффективные пути активного управления слушателем процессом аудирования) по уровням понимания текста: стратегии полного, общего, фокусного и критического понимания.
В условиях сдачи выпускниками Единого Государственного Экзамена по английскому языку важным и необходимым для успешного его прохождения становится не только обладание должным уровнем сформированности коммуникативных умений, но и владение стратегиями выполнения разных типов тестовых заданий, с помощью которых они оцениваются. Для того, чтобы понять, насколько эффективны современные учебные материалы в плане обучения аудированию и применения соответствующих стратегий, мы провели анализ УМК, чаще всего используемых в школе, на наличие зданий, способствующих развитию стратегий аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ.
Анализ УМК выявил недостаточное количество заданий, соответствующих формату ЕГЭ, а значит, для подготовки к данному типу экзамена учителю необходимо будет использовать много дополнительных учебных комплектов и материалов. Мы пришли к выводу, что формат ЕГЭ и недостаточность упражнений в рассмотренных нами УМК приводит к необходимости создания новых учебных комплектов, которые бы позволили качественно подготовить учащихся к сдаче экзамена. Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, задачи выполнены.
В данной работе мы проанализировали процесс аудирования как вид речевой деятельности, определили его особенности, виды. В процессе анализа литературы по теме исследования, мы еще раз убедились в сложности процесса аудирования, требующего выполнения сложной мыслительно-мнемической деятельности.
Как и в любой деятельности могут возникнуть сложности, так и процесс слушания не проходит без определенных трудностей, поэтому мы сочли необходимым рассмотреть подробнее трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессе восприятия информации на слух. К ним относятся: трудности, обусловленные условиями аудирования, индивидуальными особенностями источника, а также языковыми особенностями воспринимаемого материала.
В то же время нельзя было не указать на факторы, благоприятно влияющие на процесс аудирования. Успешность аудирования зависит как от самого слушающего (от его заинтересованности, наличии внимания, степени развитости речевого слуха, памяти), так и от условий восприятия сообщения (темпоральных характеристик, формы и количества предъявлений, продолжительности звучания) и т.д.
Владение аудированием как видом речевой деятельности должно способствовать успешному процессу коммуникации, развитию умений говорить и понимать иностранный язык. Но овладение данным видом речевойдетельности невозможно без применения специальных стратегий. Применение стратегии в процессе аудирования носит индивидуальный и творческий характер. Реализовать стратегию означает выбрать такой способ извлечения информации, который позволит воспринимать устную речь в разных ситуациях для достижения цели понимания на слух. Обучение пользованию стратегиями демонстрирует индивидуальный подход к учащемуся в процессе обучения, так как стратегия персонально присваивается каждому учащемуся, и он во время слушания комбинирует умения, чтобы они функционировали как единая система.
Однако можно выделить общие стратегии аудирования (наиболее эффективные пути активного управления слушателем процессом аудирования) по уровням понимания текста: стратегии полного, общего, фокусного и критического понимания.
В условиях сдачи выпускниками Единого Государственного Экзамена по английскому языку важным и необходимым для успешного его прохождения становится не только обладание должным уровнем сформированности коммуникативных умений, но и владение стратегиями выполнения разных типов тестовых заданий, с помощью которых они оцениваются. Для того, чтобы понять, насколько эффективны современные учебные материалы в плане обучения аудированию и применения соответствующих стратегий, мы провели анализ УМК, чаще всего используемых в школе, на наличие зданий, способствующих развитию стратегий аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ.
Анализ УМК выявил недостаточное количество заданий, соответствующих формату ЕГЭ, а значит, для подготовки к данному типу экзамена учителю необходимо будет использовать много дополнительных учебных комплектов и материалов. Мы пришли к выводу, что формат ЕГЭ и недостаточность упражнений в рассмотренных нами УМК приводит к необходимости создания новых учебных комплектов, которые бы позволили качественно подготовить учащихся к сдаче экзамена. Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, задачи выполнены.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход к
ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие навыков неподготовленной речи на уроках английского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Использование аутентичных песен при обучении грамматике английского языка в основной школе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Метод полного физического реагирования как средство формирования навыков аудирования при обучении иностранному языку в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ У УЧАЩИХСЯ
СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





