Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному языку 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Основные факторы, определяющие успешность аудирования иноязычной речи 10
1.3. Трудности аудирования иноязычной речи 14
1.4. Концепт «учебные стратегии» в обучении иностранным языкам. Стратегии аудирования 17
Глава II. Методические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному (английскому) языку 28
2.1. Некоторые задания для обучения аудированию иноязычной речи с учетом уровней понимания текста и развития соответствующих стратегий (на примере английского языка) 28
2.2. Стратегии аудирования, необходимые при подготовке к ЕГЭ 38
2.3. Анализ УМК по английскому языку в старших классах средней школы на наличие заданий, направленных на развитие стратегий аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ 43
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 54
В предметной области «Иностранный язык» целью обучения на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, большое значение при развитии которой имеет способность воспринимать и понимать речь на слух. Халеева И.И. в своей работе отмечает, что «аудитивная база – условие совершенствования навыков устной речи и путь к накоплению знаний о неисчерпаемых возможностях языковой системы и способах ее речевой реализации, и важный источник пополнения сведений о стране изучаемого языка» [26, с 11]. Следовательно, для того, чтобы получать информацию в полном объеме, человек должен обладать аудитивными умениями.
Согласно новым Федеральным Государственным образовательным стандартам (ФГОС) главной задачей обучения становится необходимость сформировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений и навыков, вооружить их универсальными учебными действиями, которые позволили бы им самостоятельно строить собственный процесс обучения, добывать знания. Речь идет о совокупности действий обучающихся или стратегиях, позволяющих реализовать эту важную задачу современного образования.
Однако, как показывает практика обучения иностранному языку в школе, существует ряд противоречий между:
- провозглашенными в стандартах, программах требованиями к формированию универсальных учебных действий и реальной ситуацией в учебном процессе, когда учителя не занимаются развитием стратегий по добыванию нового знания;
- насущной необходимостью и важностью формирования стратегий аудирования иноязычного текста в школьной системе образования и отсутствием достаточноговниманияк формированию данных стратегий в УМК и на уроках.
Таким образом, для учителя иностранного языка актуален поиск путей для целенаправленного обучения навыку аудирования на уроках, с целью оптимизации процесса обучения, а также подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), так как с введением экзаменов такого типа, где аудирование – один из видов контроля, проблема подготовки учащихся к выполнению таких заданий остается сложной, не нашедшей должного решения в современных методиках.Все это определяет актуальность настоящей работы.
Объект исследования–обучение аудированиюна уроках иностранного языка.
Предмет исследования – развитие стратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному (английскому) языку.
Основная цель исследования – выявление заданий на развитие стратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному (английскому) языку на основеанализасовременных УМК по английскому языку.
Исходя из поставленной цели,были поставлены следующиезадачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
- изучить факторы, влияющие на успешность аудирования, а также определить трудности, возникающие при прослушивании речевых сообщений и аудиотекстов;
- раскрыть сущность стратегий аудирования в обучении иностранному языку;
- рассмотреть задания раздела «Аудирование» в структуре ЕГЭ и проанализировать современные УМК по английскому языку на наличие заданий, формирующих стратегии аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ....
Весь процесс развития речевой деятельности имеет поступательный характер, сначала она бедна и примитивна, но благодаря систематической практике, становится более богатой, правильной и, наконец, совершенной. Иноязычная речевая деятельность для своего развития должна обладать ядром необходимых умений и навыков. Овладение всеми видами речевой деятельности находится в единой системе обучения иностранному языку. Обучение аудированию является подсистемой этой общей системы. Проблема обучения аудированию довольно сложна.
В данной работе мы проанализировали процесс аудирования как вид речевой деятельности, определили его особенности, виды. В процессе анализа литературы по теме исследования, мы еще раз убедились в сложности процесса аудирования, требующего выполнения сложной мыслительно-мнемической деятельности.
Как и в любой деятельности могут возникнуть сложности, так и процесс слушания не проходит без определенных трудностей, поэтому мы сочли необходимым рассмотреть подробнее трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессе восприятия информации на слух. К ним относятся: трудности, обусловленные условиями аудирования, индивидуальными особенностями источника, а также языковыми особенностями воспринимаемого материала.
В то же время нельзя было не указать на факторы, благоприятно влияющие на процесс аудирования. Успешность аудирования зависит как от самого слушающего (от его заинтересованности, наличии внимания, степени развитости речевого слуха, памяти), так и от условий восприятия сообщения (темпоральных характеристик, формы и количества предъявлений, продолжительности звучания) и т.д.
Владение аудированием как видом речевой деятельности должно способствовать успешному процессу коммуникации, развитию умений говорить и понимать иностранный язык. Но овладение данным видом речевойдетельности невозможно без применения специальных стратегий. Применение стратегии в процессе аудирования носит индивидуальный и творческий характер. Реализовать стратегию означает выбрать такой способ извлечения информации, который позволит воспринимать устную речь в разных ситуациях для достижения цели понимания на слух. Обучение пользованию стратегиями демонстрирует индивидуальный подход к учащемуся в процессе обучения, так как стратегия персонально присваивается каждому учащемуся, и он во время слушания комбинирует умения, чтобы они функционировали как единая система.
Однако можно выделить общие стратегии аудирования (наиболее эффективные пути активного управления слушателем процессом аудирования) по уровням понимания текста: стратегии полного, общего, фокусного и критического понимания.
В условиях сдачи выпускниками Единого Государственного Экзамена по английскому языку важным и необходимым для успешного его прохождения становится не только обладание должным уровнем сформированности коммуникативных умений, но и владение стратегиями выполнения разных типов тестовых заданий, с помощью которых они оцениваются. Для того, чтобы понять, насколько эффективны современные учебные материалы в плане обучения аудированию и применения соответствующих стратегий, мы провели анализ УМК, чаще всего используемых в школе, на наличие зданий, способствующих развитию стратегий аудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ.
Анализ УМК выявил недостаточное количество заданий, соответствующих формату ЕГЭ, а значит, для подготовки к данному типу экзамена учителю необходимо будет использовать много дополнительных учебных комплектов и материалов. Мы пришли к выводу, что формат ЕГЭ и недостаточность упражнений в рассмотренных нами УМК приводит к необходимости создания новых учебных комплектов, которые бы позволили качественно подготовить учащихся к сдаче экзамена. Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, задачи выполнены.
1. Авво Б.В, Ахаян А.А. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 108 с.
2. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/Атватер И. – М.: Книга по Требованию, 2013.
3. Биболетова М.З. «EnjoyEnglish»: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: 2-е издание, испр. - :Издательство «Титул», 2011
4. Верещагин Е.М. Язык и культура/ Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Русский язык, 1983. – 320 с
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин.язвысш. пед. учебн. заведений/ 3-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, - 336 с
6. Гроза О.Л. NewMilleniumEnglish: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: 3-е издание испр. и перераб. -: Издательство «Титул», 2012
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. – М.: Цитадель, 1998, - 640 с
8. Дьячкова Е.А. Аудирование как цель и как средство обучения: Текст.
9. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления – Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.
10. ЗагорулькоН.А. Инновационные стратегии аудирования как условие оптимизации иноязычного образовательного процесса// Английский язык. Все для учителя № 2 февраль 2016 г стр 2-8
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991, - 222 с
12. Клековкина Е.Е. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2008, - 56 с
13. Комарова Ю.А., Ларионова И.В. «Английский язык»: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: «Русское слово», 2014
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/ Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. -944 с
15. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: учеб. Пособие для филол. спец. вузов/ М.В. Ляховицкий. – М.: Высшая школа, 1981, - 159 с.....31