Использование компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у обучающихся средней общеобразовательной школы на уроках английского языка
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных технологий в обучении иностранным языкам 6
1.1. Сущность интерактивных технологий и интерактивного обучения……..6
1.2. Потенциал использования интерактивной доски на уроках английского языка 12
Глава 2. Практические аспекты использования интерактивной доски в обучении иноязычной грамматике на начальном этапе 22
2.1. Цели и задачи обучения иноязычной грамматике на начальном этапе…22
2.2. Упражнения для обучения грамматике с применением интерактивной доски 34
Заключение 43
Список использованной литературы…………………………………………...45
Сегодня, в условиях глобализации и возможности коммуникации в мировых масштабах, знание иностранного языка как никогда актуально. Процесс преподавания иностранного языка находится в постоянном изменении, на смену традиционным подходам приходят новые средства, методики и технологии, призванные повысить эффективность обучения, обеспечить оптимизацию учебного процесса и мотивацию изучения.
В последние десятилетия отечественная методика преподавания иностранных языков претерпела значительные изменения, которые диктуются сменой целевых ориентаций, лежащих в основе современного иноязычного образования. Особое значение приобретают вопросы, связанные с практическим применением иностранного языка как средства межличностного, профессионального и международного общения. В связи с этим приоритетной целью обучения иностранным языкам на сегодняшний день является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения. При этом практическое владение грамматикой иностранного языка признается базовым компонентом коммуникативной компетенции и составляет основу всех видов речевых умений.
Важной проблемой при обучении грамматическому аспекту иностранного языка является формирование у обучающегося связи между грамматическим навыком и его речевой функцией, без которой знание грамматической формы остается нереализованным в процессе речевой деятельности, что значительно обедняет возможности общения на иностранном языке в силу отсутствия языковых средств. Связь грамматического навыка с его речевой функцией возникает только в том случае, если формирование грамматического навыка происходит в условиях, моделирующих процесс реального общения.
Компьютеризация обучения иностранного языка, помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На сегодняшний день существует огромный выбор мультимедийных программ, сайтов, электронных учебников, созданных для изучения иностранного языка. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор, позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. И что самое главное, использование компьютера и помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.
Среди существующего огромного многообразия средств информационно-коммуникационных технологий учителю порой непросто выбрать то, которое будет не только соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом, но и интересным и увлекательным для учащихся. Особенно трудно приходится учителям классов начального звена, так как данный возрастной период учащихся обусловлен повышенной активностью и нестабильностью внимания. Именно это доказывает актуальность исследования «Использование интерактивной доски в обучении иноязычной грамматике в средней общеобразовательной школе».
Цель исследования – теоретическое обоснование возможностей применения интерактивной доски в обучении иноязычной грамматике в средней общеобразовательной школе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность интерактивных технологий и интерактивного обучения;
2. Раскрыть потенциал использования интерактивной доски на уроках английского языка;
3. Определить цели и содержание обучения иноязычной грамматике в начальной школе;
4. Определить особенности и преимущества работы с интерактивной доской на уроке иностранного языка;...
В настоящем исследовании была предпринята попытка рассмотреть особенности формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся средней общеобразовательной школы, теоретически обосновать целесообразность применения интерактивной доски при формировании иноязычных грамматических навыков у младших школьников, а также представить комплекс упражнений для интерактивной доски, направленные на развитие грамматического навыка.
В рамках современного коммуникативного подхода владение грамматическими навыками рассматривается как компонент языковой (лингвистической) компетенции, которая, в свою очередь является составляющей иноязычной коммуникативной компетенции; учет принципов функциональности, речемыслительной активности и ситуативности обеспечивают формирование устойчивой связи между грамматической формой и ее функцией, баланс между грамматической теорией и речевой практикой.
На современном этапе обучение с использованием технических интерактивных средств является приоритетным направлением в деятельности современной методики обучения иностранным языкам. Сейчас каждая школа имеет хотя бы одну интерактивную доску, что значительно повышает мотивацию и активность учащихся. Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. С использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал.
Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у обучающегося неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции обучающихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.
В данной работе были рассмотрены современные тенденции обучения грамматике английского языка в средней общеобразовательной школе на начальном этапе обучения, раскрыта сущность понятия «интерактивные технологии». Были рассмотрены возможности применения интерактивной доски при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе. Также были описаны психологические особенности младших школьников и значимость изучения грамматики английского языка в этом возрасте. Охарактеризован потенциал использования интерактивного оборудования на уроках английского языка в начальной школе. Рассмотрены возможности, которые дает использование интерактивной доски в образовании. Опираясь на теоретическую часть исследования, был представлен комплекс заданий с использованием интерактивной доски для дальнейшего применения их на уроках английского языка в начальной школе.
В заключении следует отметить, что использование интерактивной доски, несомненно, обеспечивает большую эффективность усвоения материала на уроках английского языка, так как позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, и тем самым интенсифицировать процесс обучения.
1. Бакотина Ю.В. Из опыта применения интерактивной доски при обучении иностранному языку // Информатика в школе. 2015. № 4. С. 55-56.
2. Безрукова В.С. Современный урок в школе [Электронный ресурс]. URL: http://nvobrazovanie.ru/Virtvistavki/Sovrurok/Sovr_urok
3. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А.А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1997. С. 92-99.
4. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. М.: Феникс, 2012. 320 с.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 4-е изд. стер. Москва: Академия, 2007. 334 с.
6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь, 2011. 192 с.
7. Дряхлова Г.П. Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий // Завуч начальной школы. 2011. № 4. С. 49-56.
8. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2009. 271 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов, 3-е изд. Воронеж, 2010. 448 с.
10. Интерактивные доски. Зачем они и для кого? [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/post/118536/
11. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования / под патронажем Академии ФСИН России. [Электронный ресурс]. URL: http://apu-fsin.ru/service/omumr/ material_int_form.html.
12. Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы [Электронный ресурс]. URL: http://intis.com.ua/stati/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokach.html
13. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник. 2014. №2. С.179-184
14. Красножонова Е.С. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 28-32.
15. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: МПСИ, 2010. 480 с....34