Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы использования информационных
технологий на уроках иностранного языка в средней школе 6
1.1. Сущность информационных технологий и их значение в современном
образовательном процессе 6
1.2. Роль и особенности применения информационных технологий при
обучении иностранному языку 14
1.3. Особенности применения различных видов информационных технологий
при обучении говорению на уроках иностранного языка 19
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Методические основы использования ИКТ на уроках английского языка 30
2.1. Формирование речевых умений средствами ИКТ 31
2.2. Использование мультимедийных презентаций 35
2.3. Рекомендации по использованию ИКТ при обучении говорению
в средней школе 42
Вывод по Главе 2 48
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение 1 57
Приложение 2 59
Приложение 3 60
Приложение 4 64
Актуальность выпускного квалификационного исследования определяется ролью и значением в современной жизни как иностранного языка, так и информационных технологий. Иностранный язык сегодня играет одну из важных и значимых ролей в развитии современного общества, поскольку владение им помогает понять мировую культуру и приобщиться к ней, свободно использовать возможности Интернет-ресурсов, работать с различными технологиями. Преподавание иностранных языков в школе требует постановки перед учителем ряда серьезных задач. Формирование умения общаться – цель обучения иностранному языку. Другими словами, перед педагогами ставится задача формирования у школьников коммуникативной компетенции. Достижение обозначенной цели и решение поставленных перед педагогом задач предполагает выбор эффективной методики преподавания иностранного языка. Одной из наиболее популярных и востребованных методик обучения иностранному языку является применение современных технологий, важнейшее место в числе которых, в свою очередь занимают информационные компьютерные технологии.
В этой связи применение в современной школе информационных компьютерных технологий выступает в качестве одного из инструментов развития личности школьников и достижения основных образовательных целей. В соответствии с возможностями, которыми характеризуется компьютер, он становится универсальным средством достижения ключевых образовательных целей и решения образовательных задач. При этом благодаря использованию компьютера создаются предпосылки, необходимые как для формирования базовых знаний по предмету, так и отработки умений и навыков, а также полноценного развития личности учащегося, формирования его учебных интересов, познавательной активности и мотивации к обучению и самообразованию. Именно благодаря возможностям, открывающимся перед учителем, активно использующим информационные технологии в процессе преподавания, могут быть решены многие учебные и воспитательные задачи. В результате формируются реальные условия для повышения успеваемости и качества усвоения знаний, развития навыков самообразования, расширения общего кругозора и повышения интеллектуального уровня учеников, а также развития у них навыков саморегуляции и самоорганизации. В результате использование компьютерных технологий в средней школе позволяет каждый из уроков сделать более содержательным и наглядным, более целостным и насыщенным, нетрадиционным и привлекательным для детей своей необычностью, стимулируя к дальнейшей образовательной деятельности и развивая познавательный интерес. Все это в полной мере относится также к урокам иностранного языка в средней школе. Благодаря развитию и применению на уроках иностранного языка компьютерных технологий более качественными и эффективными становятся различные виды образовательной деятельности. Одним из них выступает говорение.
Основные методические аспекты и психолого-педагогические принципы использования компьютерных технологий в современном обучении, в том числе, на уроках иностранного языка в школе были рассмотрены в исследованиях Н.Н. Антипова, научных работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, В.С. Леднева. Основные принципы и методы использования компьютерных технологий на уроках перечислены в работах В.М. Монахова, Б.Е.Стариченко и др. Вопросы и направления внедрения компьютеров в образовательный процесс и основные способы повышения эффективности их использования были исследованы А.А. Абдукадыровым, Б.С. Гершунским, В.Ф. Горбенко, Л.И. Долинер и другими авторами.
Объект исследования – особенности и условия организации обучения говорению на уроках иностранного языка в средней школе.
Предмет исследования – использование компьютерных технологий в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка в средней школе.
Цель исследования – решение проблемы организации эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка в средней школе...
Проведенное исследование возможностей и направлений использования ИКТ в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка позволяет сделать следующие выводы.
В процессе выполнения работы было дано определение информационных компьютерных технологий, которые применяются в современном образовании. Согласно определению и назначению они могут быть охарактеризованы как информационно-компьютерные методы, средства и способы, применяемые в качестве инструментов в образовательном пространстве и способствующие достижению целей и решению задач обучения и воспитания личности. Благодаря использованию информационных технологий современные педагоги могут активно вводить в образовательное пространство урока новый и интересный ученикам, актуальный материал, более экономично и при этом эффективно использовать время урока, применять новые упражнения. Качество и результативность обучения дополнительно повышается за счет дифференциации и индивидуализации обучения.
Однако несмотря на все преимущества, использование информационных технологий может привести и к негативным последствиям, в числе которых, в частности, отсутствие навыков непосредственного общения с преподавателем и взаимодействия со сверстниками, неумение сформулировать и аргументированно доказать свою точку зрения, низкий уровень развития речи, отсутствие самостоятельности, творческого характера мышления.
Все перечисленные преимущества могут быть отнесены и к процессам преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе. Благодаря использованию компьютеров, вовлечению в образовательный процесс ресурсов Интернет, применению мультимедийных учебников значительным образом расширяется образовательное пространство уроков иностранного языка в школе, создаются предпосылки для овладения большим объемом информации, проведением качественного ее анализа, сортировки и усвоения. В этой связи информационные компьютерные технологии активно используются на различных типах уроков иностранного языка в школе, в том числе, уроков по обучению и развитию навыков говорения.
Для организации использования информационных технологий на уроках иностранного языка в настоящее время имеется значительное количество соответствующих ресурсов: отечественные и аутентичные обучающие программы по иностранному языку. Задачей учителя в этом случае является полноценное и грамотное включение их в образовательный процесс.
Обучение и развитие навыков говорения возможно при использовании различных информационных технологий. Прежде всего, помощь в развитии навыков говорения оказывают образовательные электронные ресурсы и программы, в том числе, например, программ «Профессор Хиггинс», «Витаминный курс», TOEFL. Для развития навыков говорения особенно ценными и хорошо продуманными являются многочисленные фонетические и грамматические упражнения, представленные на диске: отработка фонетических навыков (с использованием микрофона); постановка произношения (с использование текстового материала, пословиц, поговорок (с использованием микрофона); организация работы с микродиалогами (отработка интонации); проведение индивидуального тестирования и иных форм контроля знаний, направленных на определение качества усвоения знаний и формирования навыков по изученным грамматическим темам (при этом ценно, что имеются возможности для варьирования заданий в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей ученика).
Формирование речевых умений и навыков учеников осуществляется в процессе различных методов и направлений работы. В каждом из этих случаев могут быть использованы информационные компьютерные технологии: в процессе обучения аудированию, чтению, письму, говорению.
Для создания таких условий, при которых применение ИКТ на уроках иностранного языка будет эффективным и грамотным, необходимо соблюдать определенные требования к этому процессу. В этой связи для обучения говорению на уроках иностранного языка с использованием ИКТ необходимо:
– тщательно планировать и заранее определять роль ИКТ в структуре урока согласно его теме и учебным задачам;...
Закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 03.08.2018 № 329-ФЗ) // СПС «Гарант» [Электронный источник] URL: https://base.garant.ru/70291362/
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в редакции от 19.07.2018 № 211-ФЗ) // СПС «Гарант» [Электронный источник] URL: https://base.garant.ru/12148555/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения от 6.10.2009 г. № 373 // СПС «Гарант» [Электронный источник] URL: https://base.garant.ru/197127/
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Мысль, 2015. – 124 с.
5. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 8. – С. 2-6.
6. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 4. – С. 2–5.
7. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2004. – 1456 с.
8. Витуховская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2016. - №1. – 47 с.
9. Гиззатова Г.Ф., Хайруллина Ф.Р. Работа над обогащением словарного запаса у учащихся на уроках английского языка в русскоязычных группах // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 166-167.
10. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе // Педагогика – 2014. – № 5. – С. 19 – 22.
11. Долян Е.И. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя иностранного языка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-nachalnoy-shkoly (дата обращения 11.11.2018)
12. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 192 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языком в школе. – М.: Просвещение, 2011. – 311с.
14. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
15. Илькевич В.М. Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы в процессе преподавания специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. – Пермь, 2016. – 120 с....38