Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами

Работа №14871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1040
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с
утилизированным материалом 8
1.1 Сущность формирования регулятивных универсальных учебных действий
младших школьников 8
1.2 Приёмы работы с утилизированным материалом на уроках технологии..12
1.3 Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе
утилизированным материалом 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках
технологии при работе с утилизированным материалом 31
2.1 Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 32
2.2 Проведение серии уроков технологии при работе с утилизированными материалами, включающих формирование регулятивных универсальных
учебных действий младших школьников 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 44
Список литературы информационных источников 45
Приложения 51


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на формирование умения учится, то есть формирование универсальных учебных действий (УУД), важным компонентом которых, являются регулятивные УУД.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в формировании регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Несмотря на то, что понятие «регулятивные универсальные учебные действия» появились недавно, вопросы формирования способности младших школьников к самоорганизации учебной деятельности неоднократно рассматривались на протяжении последних десятилетий многими учёными.
Основной вклад в изучение теоретических основ формирования универсальных учебных действий внесли М.И. Скоморохова, А.Г. Асмолов, Г.С. Ковалёва, Т.В. Бурменская, О.А. Карабанов, Н.Г. Калмина. Исследования М.И. Скомороховой были посвящены изучению теоретико-методических основ формирования общеучебных умений у младших школьников.
Как указывала Г.С. Ковалёва, для того, чтобы учащиеся самостоятельно осуществляли деятельность учения, ставили учебные цели, применяли необходимые средства и способы в их достижении, контролировали и оценивали процесс и результаты своей деятельности, необходимо формировать регулятивные универсальные учебные действия.
Н.В. Медведева, А.Г. Асмолов, Т.В. Бурменская, О.А. Карабанов, Н.Г. Калмина и другие определяют универсальные учебные действия как совокупность способов действия учащихся, которая обеспечивает самостоятельность в усвоении ими новых знаний.
Исходя из этого, была определена тема исследования «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на
уроках технологии при работе с утилизированными материалами».
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами и доказать их эффективность.
Объект исследования: работа с утилизированными материалами на уроках технологии.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся начальных классов при работе с утилизированными материалами будет реализовано, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- составление плана действий;
- создание проблемной ситуации;
- систематично использовать рефлексию;
- формирование приёмов самопроверки на различных этапах работы.
Задачи исследования:
- выявить сущность формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
- определить приёмы работы с утилизированным материалом на уроках технологии;
- выделить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе утилизированным материалом;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированным материалом.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- наблюдение за деятельностью учащихся;
-опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный её
анализ;
- применение диагностических методик.
Опытная база. Исследование проводилось на базе муниципального казённого образовательного учреждения Буланихинской средней общеобразовательной школы имени им. М.М. Мокшина Зонального района Алтайского края (МКОУ Буланихинская СОШ им. М. М. Мокшина). В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов в возрасте 7¬8 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий при работе с утилизированными материалами, серия уроков технологии, рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы учителями начальных классов для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при работе с утилизированными материалами на уроках технологии.
Апробация результатов исследования. Распространение накопленного педагогического опыта формирования регулятивных УУД младших школьников среди коллег. По материалам исследования была подготовлена статья в сборник в XX Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2018 г.)
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулированы объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, определены методы исследования и её практическая
значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами»: проанализирована работа с утилизированными материалами на уроках технологии, охарактеризованы регулятивные универсальные учебные действия - умение учиться, выявлены педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами»
Проведена серия уроков, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, описаны организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведён анализ результатов исследования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 50 источников.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании раскрыты теоретические и практические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, выявлены особенности работы с утилизированными материалами на уроках технологии, выявлены педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами.
В опытно-экспериментальной работе выявлен исходный уровень регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при помощи методики Е.М. Белоруковой и Н.Г. Калашниковой по оцениванию метапредметных результатов младших школьников и методики «Тест простых поручений», проведена серия уроков технологии по формированию регулятивных универсальных учебных действий, а также выделены эффективные педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при работе с утилизированными материалами на уроках технологии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется результативнее в специально созданных педагогических условиях.
Гипотеза подтверждена, поставленные цели достигнуты, задачи решены. Результаты исследования могут быть использованы педагогами в школе для организации процесса обучения технологии, ориентированного на достижение метапредметных (регулятивных УУД) результатов.



1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013. - 151с.
2. Асмолов, А.Г. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов. - Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения11.11.2018).
3. Барадулин, В.А. Основы художественного мастерства [Электронный ресурс] / В.А. Барадулин. - Режим доступа: http: // www.remesla.ru (дата обращения19.11.2018).
4. Баранов, Ю.Ю. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве [Текст]:учебник для вузов / Ю.Ю. Баранов // Обруч. - 2014. - № 6. - С. 8-12.
5. Белая, К.Ю. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве [Текст]: учебник для вузов / К.Ю. Белая // Серия «От сентября до сентября» - М.: Республика,
2013. - С. 63.
6. Белорукова, Е.М. Методические рекомендации по оцениванию метапредметных результатов младших школьников [Текст] / Е.М. Белорукова, Н.Г. Калашникова. - Бийск: АКИПКРО, - 2013.- 54 с.
7. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] / Т.А. Беляева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения 23.09.2018).
8. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. -181с.
9. БуДанова, О.В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту [Текст] / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. - 2013. - №4. - С.3-24.
10. Василенко,Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов [Текст]: пособие для работников школ / Т.В. Василенко - М.: Грамотей, 2014. - 32 с.
11. Васильева, А.Ю. Педагогические условия формирования дизайнерских умений будущих педагогов [Текст] / А.Ю. Васильева // Профильная школа. - 2012. - № 3 (май-июнь). - С.61-63.
12. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст]: Учебник для вуза /
А.Ф. Воловик. - М.: Юнити, 2012. - 547 с.
13. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков // Справочник заместителя директора школы -
2012. - № 5. -С. 67-76.
14. Гилева, Е.А. Современные подходы к организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст]: сборник статей Международной научно-практической конференции / под ред.
А.М. Лейбова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 291с.
15. Гневанова, Г.Л. ФГОС начального образования [Текст] / Г.Л. Гневанова // Управление начальной школой. - 2013. - №7. - С.10-24.
16. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н. М. Горленко // Народное образование - 2012. - № 4160.- С. 47.
17. Гришина, А.В. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий на уроках технологии [Электронный ресурс]. / АВ. Гришина - Режим доступа: http: // www.remesla.ru (дата обращения19.11.2018).
18. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2010. - 182 с.
19. Детям - о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.- метод. пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1. - 208 с. - 10000 экз. - ISBN 5-691-00263-5, ISBN 5-691¬00496-4 (I).
20. Детям - о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.- метод. пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 2. - 272 с. - 10000 экз. - ISBN 5-691-00263-5, ISBN 5-691¬00497-2 (II).
21. Достовалова, Н.В. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя [Текст] / Н.В. Достовалова // Первое сентября. - 2016. - № 11. - С. 6-7.
22. Ефимов,В.Ф. Современные образовательные технологии [Текст] /
В.Ф. Ефимов // Воспитание школьников. - 2013. - № 8. - С. 17.
23. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 274с.
24. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебник для вузов / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 127с.
25. Козакова, И.И. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве // Обруч. -
2014. - № 6. - С. 8 -12.
26. Константинова,С.С. История декоративно-прикладного искусства [Текст]: конспект лекций / С.С. Константинова. - Ростов, 2004. - 192 с. - 5000 экз. - ISBN5-222-05223-0.
27. Лутцева, Е.Л. Технология [Текст]: учебник для начальной школы / Е.Л. Лутцева. - М.: Просвещение, 2013.
28. Марченко, С.И. Работа над проектом на уроках технологии в начальной школе [Электронный ресурс] / С.И. Марченко. - Режим доступа: http://www.rae.ru (дата обращения 21.02.2018).
29. МеДвеДева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С.74-81.
30. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: учебно¬методический комплекс дисциплины / Т.Н. Зотова; Бийский пед. гос. ун-т им.
B. М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. - 368 с.
31. Моделирование [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // festival.1september.ru/articles/593774/ свободный фестиваль педагогический идей.
32. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Текст]: учебник для студ. вузов / И.А. Неткасова.
- 9-е изд., М.: Академия, 2014. - 456 с.
33. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова // Студенческий научный форум. - Режим доступа: http://www.rae.ru (дата обращения 20. 12.2018).
34. Огурцова, М.Э. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). - С.149.
35. Орехова, А.И. УУД - это навыки, которые нужно закладывать в начальной школе [Электронный ресурс] / А.И. Орехова. - Режим доступа: http://www.rae.ru (дата обращения 21.12.2018).
36. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] // Начальная школа. - 2012. - №10. -
C. 55.
37. Педагогика. [Текст]: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 512 с.
38. Педагогика. [Текст]: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.
- М.: Росс. Пед. Агентство, 2013 - 651 с.
39. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151.
40. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е. С. Савинов.- 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
41. Проснякова, Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. - Самара, 2004. - 128 с.
42. Проснякова, Т.Н. Уроки мастерства [Текст]: учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. - Самара, 2004. - 120 с.
43. Рождественская, С.В. Формирование УУД в начальной школе - требование времени [Электронный ресурс] / С.В. Рождественская. - Режим доступа: http: // www.rae.ru (дата обращения 14.12.2018).
44. Сёмочкина,Ф.Ф. Формирование УУД младших школьников [Электронный ресурс] / Ф.Ф. Сёмочкина. - Режим доступа: http: // nsportal.ru (дата обращения 12.11.2018).
45. Скоморохова, М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М. И. Скоморохова,
С.П. Леонюк // Начальная школа, 2009. - №4. - С. 72.
46. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 9-12.
47. Степанов, П.В. Воспитание в новом стандарте начального общего образования [Текст]: пособие для учителей / П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - С.4-20.
48. Терентьева, С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования [Текст] / С.Т. Терентьева // Вестник образования. -
2013. - № 11. - С.29-32.
49. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Гранд-Фаир, 2004. - 151 с.
50. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]: пособие для учителей начальных классов / Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр "Эксперимент", 2012. - 362с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ