ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
Проблемы изучения самооценки в психологии 8
Становление самооценки в детском возрасте 13
Современное состояние изучения самооценки школьников с нарушение
слуха 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 33
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение особенностей самооценки
младших школьников с нарушением слуха 34
Организация, методы и методики исследования 34
Особенности самооценки младших школьников с нарушением слуха
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 40
ГЛАВА III. Методические рекомендации по коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха 47
Научно-теоретические основы коррекции самооценки младших
школьников с нарушениями слуха. 49
Формы и методы работы по коррекции самооценки младших
школьников с нарушениями слуха. 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЯ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Одной из важнейшей задач современного образовательного пространства, включающего общее и специальное образование является воспитание такой личности человека, который был бы способен адекватно взаимодействовать и проявлять продуктивные межличностные отношения, демонстрировать гибкое поведение в обществе, обладал качествами эмпатии и рефлексии, мог бы успешно осваивать социальные роли, показывать высокую степень социально-эмоционального развития, умел адаптироваться в социуме.
Механизмом, с помощью которого происходит регуляция поведения человека, во многом зависящая от мнения окружающих, является самооценка своей личной деятельности. Самооценка, как одно из базовых качеств личности, формируется в процессе всей жизнедеятельности человека и выполняет важную функцию в её развитии, выступая регулятором различных видов деятельности и поведения человека.
Многие отечественные и зарубежные учёные (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, М. Розенберг) изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, влияющее на поведение и деятельность человека. В работах Э. Бернса, Д. Куперсмита, М. Розенберга, А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, К.К. Платонова, Л.В. Бороздиной приводится следующее определение исследуемого понятия. «Самооценка - это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и наряду с «познанием себя» входит в самосознание, личностное суждение о собственной ценности, позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я».
В сурдопсихологии развитие личности детей с функциональными нарушениями слуха, изучение особенностей становления у них самооценки отражены в работах В.Г. Петровой, В.Л. Белинского, М.М. Нудельмана, А.П. Гозовой, Т.Н. Прилепской. Согласно этим исследованиям, в развитии самосознания и самооценки детей с нарушениями слуха наблюдаются те же стадии, что и у нормально слышащих, но переход от одной к другой стадии совершается на несколько лет (в среднем на 2-3 года) позже.
Многие факторы влияют на особенности самооценки обучающихся с проблемами в развитии слухового анализатора. Это и период, в который произошло изменение слухового восприятия, и степень нарушения слуха, и уровень интеллектуального развития ребенка, отношения в семье, тип посещаемой школы. Представление глухого человека о самом себе менее точное, чем у слышащих. Как правило, у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими людьми. На самооценку детей с нарушениями слуха, в немалой степени, влияют мнения педагогов, учителей-предметников. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связаны с учебной ситуацией. Это внимательность на уроках, усидчивость в выполнении разнообразных видов деятельности, умение решать учебные задачи, аккуратность, трудолюбие и успеваемость. Не менее важны и собственно человеческие качества, такие как чуткость, умение прийти на помощь, взаимопонимание и т.п. (В.Г. Петрова, Т.Н. Прилепская)
Развитие самооценки глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Однако, наблюдается отставание глухих от слышащих, проявляющееся у младших школьников в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих.
У детей с недостатками слуха, так же как у нормально развивающихся сверстников, в процессе воспитания и обучения необходимо формировать целый ряд индивидуальных качеств личности, к которым можно отнести следующие: творческую и познавательную активность, определенную
самостоятельность в выборе форм и способов деятельности, достаточно высокий уровень саморегуляции, владение навыками организации межличностных контактов, набор интеллектуально-личностных
характеристик, которые свидетельствуют об интеллекте, культуре личности, критичности ума и др., когнитивные свойства личности, готовность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности; высокую мотивацию учебной (а в будущем и профессионально-трудовую) деятельности, навыки и потребность общения со взрослыми и сверстниками, адекватную самооценку, уровень притязаний и др.
...
Психическое развитие ребенка неразрывно связано с формированием его самосознания. Самосознание - это как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я».
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.
Проведя анализ научной психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что самооценка является одним из основных новообразований младшего школьного возраста и развивается по основным направлениям:
возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;
самооценка от общей переходит к дифференцированной;
возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.
С целью изучить особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха, было организовано эмпирическое исследование.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что особенностями самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха являются её завышенный уровень развития, неадекватность восприятия себя, некритичность по отношению к своим возможностям.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха, в процессе, которого нами были выявлены особенности самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Проведенный анализ обобщенных самооценок учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха позволяет сделать выводы о том, что высота анализируемых самооценок учащихся младшего школьного возраста с возрастом уменьшается, однако вплоть до четвертого класса остается некоторое количество детей, обладающих некритичной завышенной самооценкой.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что особенностями самооценки учащихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха являются её завышенный уровень развития, неадекватность восприятия себя, некритичность по отношению к своим возможностям.
На основе полученных результатов нами были предложены методические рекомендации по коррекции самооценки у младших школьников с нарушениями слуха, что может быть полезным педагогам и родителям детей с нарушениями слуха.
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психологические труды. М., 1980. 448 с.
Белинский В.Л. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов школы глухих // Вопросы сурдопедагогики. М., 1972. 132 с.
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. - Ростов - на Дону, «Феникс», 1996. 231 с.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Издат. Центр «Академия», 2002.
546 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. 552 с.
Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов. М. Мозаика-Синтез, 2009. 128 с.
Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. 129 с.
Выготский Л.С. К психологии детской дефективности // Проблемы дефектологии. М., 1995. 251 с.
Выготский Л.С. Сборник сочинений. М., Т 5, 1963. 472 с.
Выготский Л. С. Психологический словарь. М., 1997. 528 с.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: ВЛАДОС, 2001. 304 с.
Грицук Н.А. Формирование личности в условиях слуховой депривации: общее, специальное, специфическое: Пособие. Мн.: БГПУ, 2004 г., 76 с.
Дьячков А.И. Дидактика школ глухих детей: Учеб. пособие. М.,1968. 619 с.
Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998. С.3-10.
... всего 60 источников