Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 5
1.1
Классификация техники и средств бокса 5
1.2 Методические приемы обучения и организация занимающихся на занятиях 10
1.3 Начальное обучение тактике бокса 19
1.4 Годовой и месячный планы работы, план-конспект занятий 34
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 Задачи исследования 38
2.2 Методы исследования 39
2.3 Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИОННОЕ И НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗАЛОВ БОКСА ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ 42
3.1 Тренажёрные устройства для совершенствования техники бокса 42
3.2 Тренажёрные устройства для воспитания физических качеств боксёров 47
3.3 Подсобные снаряды и оборудование
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Современность диктует свои условия для формирования методик начального обучения базовой технике бокса. Физическое развитие и особенности новичков 8-12 лет, популярность бокса – значительно изменились, что делает важным значение новых исследований и научных трудов в области теории и методики начального обучения боксу (любительскому). В Пензенской области бокс имеет хорошую базу для воспитания боксёров массовых разрядов, инструкторов по боксу, боксёров-любителей; накоплен почти столетний опыт работы по воспитанию мастеров спорта, победителей всероссийских и международных соревнований. Всё вышеуказанное послужило эмпирической (эмпири́ческий (от греч. - опыт) - систематизированное знание, основывающееся только на экспериментальных данных) базой для нашей дипломной работы.
Проблема рационализации способов построения начальной тренировки всегда волновала специалистов и решалась в практике с различной успешностью, что освещено в литературе (В. А. Лавров; Ю.Б. Никифоров; В. И. Филимонов) [19,20,22]. Однако, современность востребует новые опытные наработки и научные труды в указанной проблеме. В связи с этим основной целью данного исследования являлась систематизация научно-методического материала по проблеме обучения базовой технике бокса.
В настоящее время невозможно добиться высоких результатов на международном и даже всероссийском ринге, если не обладать заложенной на этапе начального обучения базой технического и физического воспитания, «школой».
Начальный этап обучения весьма специфичен и является залогом и базой для последующего пути в спортивной карьере начинающего боксёра.
Вышеуказанное актуализирует тему нашей работы.
Объект исследования – система спортивной тренировки в боксе.
Предмет исследования – современные особенности начального обучения базовой технике бокса.
Цель исследования – совершенствование учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки по боксу, посредством систематизации современной технологии обучения базовой технике бокса.
Теоретические исследования свидетельствуют о том, что в теории и методике Российского бокса всегда было принято разделять технику на «базовую» и «боевую» [3, 5, 6]. При этом подчеркивалось, что «типовая» техника лежит в основе формирования «боевой» и наилучшим образом создает предпосылки для оптимального технико-тактического совершенствования. И этап начальной подготовки предполагал именно овладение базовой техникой, а вариативность навыков, это удел следующего, учебно-тренировочного этапа. Некоторые тренеры, восприняли это в буквальном смысле и в погоне за стабильностью выполнения упражнения, применяя метод строго регламентированного упражнения, добивались хорошего исполнения основной фазы целостного двигательного действия, беря за основу оценки, в основном, биомеханические показатели. В результате появились спортсмены, которые могут продемонстрировать хорошее владение техникой, но не умеющие вести поединок [4]. Такой односторонний подход к обучению опасен ещё тем, что при выполнении упражнений в облегченных условиях, без сопротивления партнера, отрабатывается преимущественно техника и практически полностью отсутствует тактика. А вся тактика в единоборствах в том то и заключается, чтобы – обмануть противника.
В нашей работе, приведённой на 53 страницах систематизированы сведения из источников и показано, что для повышения эффективности тренировочного процесса боксёров уже на этапе начальной подготовки необходимо: для определения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов оценивать двигательное действие, выполняемое в условиях противодействия партнера, чем его имитацию; для повышения вариативности техники, включать в тренировочный процесс боксеров-новичков упражнения, выполняемые в условиях противодействия партнера практически с первых дней занятий боксом.
Выстраивая структуру современной технологии начального обучения базовой технике бокса, мы анализировали достаточное количество литературы и источников, опыт тренерской школы бокса Сурского края. Анализ показал, что специфика современности диктует новые условия для педагога; данные условия требуют более детального отношения к нюансам психологического и физиологического состояния новичков в боксе, их качественным и количественным характеристикам.
2. Характерной особенностью новых технологий является требование к современности спортивного инвентаря и оборудования спортивного зала – зала бокса. Эта данность подразумевает и требования к экипировке и внешнему виду самого педагога, соответствие так называемой «телевизионной картинке».
3. Для повышения эффективности тренировочного процесса боксёров на этапе начальной подготовки необходимо: для определения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов оценивать двигательное действие, выполняемое в условиях противодействия партнера, чем его имитацию; для повышения вариативности техники, включать в тренировочный процесс боксеров-новичков упражнения, выполняемые в условиях противодействия партнера практически с первых дней занятий боксом.
4. Для повышения эффективности тренировочного процесса боксёров уже на этапе начальной подготовки необходимо: для определения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов оценивать двигательное действие, выполняемое в условиях противодействия партнера, чем его имитацию; для повышения вариативности техники, включать в тренировочный процесс боксеров-новичков упражнения, выполняемые в условиях противодействия партнера практически с первых дней занятий боксом.
В нашей работе на основе научного анализа и педагогических наблюдений приведены краткие практические рекомендации тренеру-преподавателю по вопросам обучения юных спортсменов базовой технике бокса.
1. Атилов А. А. Бокс для начинающих/ А. А. Атилов. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 224 с.
2. Бакулев С. Е. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев/С. Е. Бакулев/Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2006. Вып. 19. С. 7-14.
3. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех, Теория и практика физической культуры, 1993. №4. С. 21-22.
4. Беленький А. Г. Бокс: Большие чемпионы: второй после президента; Реквием по плохому парню. М., 2004. 203 с.
5. Бокс: энциклопедия/составители В. А. Марков, В. Л. Штейнбах. 2-е изд., испр. и доп. М.: Человек: Олимпия, 2011. 656 с.
6. Бокс для всех: учебное пособие/В.А. Стрельников, Д. З. Джандаров, Дж.З. Джандаров, В. В. Лисицын, Н. В. Чупанова. Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. 304 с.
7. Бутенко Б. И. Специализированная подготовка боксера/ Б. И. Бутенко. М.: ФиС, 1967. 70 с.
8. Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: к социологии кулачного боя [электронный ресурс]/Л. Вакан//Логос № 3 (54/2006). Философско-литературный журнал. Философия спорта. 54/2006. URL: http://magazines.russ.ru/logos/2006/3/va7.html -Дата обращения 10.05.2024.
9. Гирт Леммен. Кикбоксинг. Средство развития физической культуры и спортивное боевое искусство. Изд. испр. и доп./Пер. с нем. Ростов н Д: Феникс, 1998. 96 с.
10. Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте/ А.Г. Дембо. М.: Медицина, 1988. 278 с.
11. Кабанов С. В. Развитие нравственно-волевой сферы юных боксеров на начальном этапе подготовки: дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005. 18 с.
12. Калмыков Е. В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора педагогич. наук. М.: РГАФК, 1996. 47 с.
13. Карпман В. Л. Техника и тактика боксёра/ В.Л Карпман. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
14. Кеткин А. Т. Антропометрические показатели и физическая работоспособность. Физиология человека/ А.Т. Кеткин. 1984. Т. 10. №1. с 112-116.
15. Луконин Ю. В. Влияние физических нагрузок на соматополовое развитие, функциональную активность аденогипофиза и гонад мальчиков.//Учёные записки Тартуск. Ун-та 1982. Вып. 606. С. 74-84....31