ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОО 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности 35
2.3. Определение эффективности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, окружающий их, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, т. е. педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний [9].
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать НОД по ознакомлению детей с окружающим миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Актуальность нашей работы определяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детей с окружающим миром.
Объектом исследования является процесс формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире.
Целью работы является изучение эффективности применения познавательно-исследовательской деятельности в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.
Объект, предмет, цель определили задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста;
3) определить необходимые условия и методы для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире;
4) провести экспериментальную работу по применению познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром;
5) сделать выводы об эффективности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2018 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;...
Проблеме формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, психологов, методистов. В свете их взглядов мы рассмотрели проблему организации познавательно-исследовательской деятельности детей, а также ее влияние на становление личности ребенка и психолого-педагогическое обоснование возможности усвоения дошкольниками представлений об окружающем мире.
Для того чтобы у ребенка сформировались представления об окружающем мире, ему необходимо показывать, а не только рассказывать. Он должен прочувствовать, ощутить на себе, почему окружающий мир так взаимосвязан с нами. И это чувство необходимо развивать именно в дошкольном возрасте, пока ребенок еще наивен и не разочарован в окружающем его мире. Пока он зависим целиком и полностью от взрослого, именно родители и педагоги, которые его окружают, должны воспитать в нем эту любовь к окружающему миру, посредством экспериментальной деятельности, моделирования, экскурсий, прогулок и пр.
Формирование представлений об окружающем мире является частью интеллектуального развития детей. Ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой − начинает овладевать причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
В связи с вышесказанным особое значение в процессе формирования представлений об окружающем мире приобретает познавательно-исследовательская деятельность, а также наблюдение за изменением и развитием явлений живой и неживой природы.
Изучив содержание познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что она имеет особое значение при формировании представлений об окружающем мире. Индивидуальное проявление ребенка в исследовательской деятельности − это показатель сформированности у него представлений об окружающем мире. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.
Проведенная в ходе исследования диагностика позволила выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире и впоследствии спланировать и организовать образовательный процесс, направленный на более углубленное изучение данного направления. На основе результатов диагностики нами были разработаны: план познавательно-исследовательской деятельности, картотека экспериментальной и исследовательской деятельности, НОД с детьми, оснащен уголок экспериментирования. С помощью данных мероприятий мы значительно повысили уровень представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенная нами работа способствовала успешному формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что к концу экспериментальной работы в ЭГ увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности представлений об окружающем мире (с 20% до 87%), тогда как количество дошкольников с низким уровнем выявлено не было вообще. В КГ эти изменения не были столь значительными. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности в данном направлении является изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к окружающей действительности.
1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика. / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. – М: Феникс, 2004. – 326 с.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Сфера, 2007. – 208 с.
3. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Воронеж, 2012. – 190 с.
4. Брежнева О. Формирование познавательной активности у старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №2. – С. 12-17.
5. Буркова Л. Воспитываем почемучек. // Дошкольное воспитание. – 1993. – №1. – С. 4-10.
6. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
7. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.
8. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. − М.: Педагогика, 1980. – 256 с.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 320 с.
10. Годовикова Д. Формирование познавательной активности. // Дошкольное воспитание. – 1986. – №1. – С. 15-21.
11. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных общеобразовательных учреждениях. − Волгоград: Учитель, 2006. – 286 с.
12. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. – С. 13-18.
13. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
14. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
15. Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с....31