ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития связной речи в онтогенезе 7
1.2 Формирование синтаксических структур в нормальном онтогенезе и у
детей с общим недоразвитием III уровня 10
1.3 Анализ методик формирования синтаксических структур в связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 13
Выводы по I главе 18
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 19
2.1 Организация и методики исследования синтаксических структур в
связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Анализ результатов исследования синтаксических структур в связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.3 Методические рекомендации по формированию синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III
уровня 34
Выводы по II главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Актуальность темы. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием их полноценного речевого и общего психического развития, обуславливается это тем, что она является социально значимой и играет огромную роль в формировании личности. Связная речь определяет степень речевого и умственного развития ребенка. Многие авторы уделяли особое внимание изучению проблемных сторон связной речи у детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза, например - В.К. Воробьёва, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков, В.К.Орфинская, Е.Ф. Соботович и др. Однако особую значимость в настоящее время приобретает выявление нарушений синтаксической структуры языка в связной речи у данной категории детей, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса, а также особой ролью синтаксиса в процессе речепроизводства.
Связная речь представляет собой совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое высказывание.
Синтаксической структурой является конечный продукт процесса речевого высказывания, характеризующийся сочетаемостью элементов в связной речи, и играющий важную роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления.
Нарушения синтаксических операций у детей с общим недоразвитием речи проявляются не только в существенном ограничении используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению образовательной программой.
Известно, что одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность синтаксических структур в связной речи. Успешность обучения детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития синтаксических структур в связной речи у учащихся.
Недостаточное изучение особенностей синтаксических нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи, а также разработка методических рекомендаций их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.
Проблема исследования заключается в следующем:
• недостаточное изучение особенностей синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• отсутствие методических рекомендаций для успешного формирования синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью выпускной работы является изучение особенностей синтаксических конструкций в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и подбор методических рекомендаций для их коррекции.
Объект исследования: процесс производства синтаксических структур в связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности нарушений синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформированы навыки составления синтаксических структур в связной речи, что проявляется в характерных особенностях:
• аграмматизмы (морфемные, структурные);
• однотипность синтаксических структур;
• преобладание простых нераспространённых предложений в речи.
...
Цель и задачи, поставленные в работе выполнены, гипотеза подтвердилась, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформированы навыки составления синтаксических структур в связной речи, что проявляется в характерных особенностях: аграмматизмы (морфемные, структурные), однотипность синтаксических структур, преобладание простых нераспространённых предложений в речи.
Были изучены теоретические основы по данной теме, выбраны методики и проведено исследование сформированности синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, а также подобраны методические рекомендации для успешного формирования синтаксических структур в связной речи.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что несформированность синтаксических структур в связной речи у детей отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому формирование синтаксических структур в связной речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
1) Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / A.M. Бородин. - М.: Просвещение, 1984. - 347 с.
2) Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 120 с.
3) Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1956. - 488 с.
4) Глухов В.П. Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 1994.
• 168 с.
5) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика, 1984. - 274 с.
6) Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
7) Ерастов Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. - Ярославль: 1982. - 116 с.
8) Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева. - М.: 1998.
• 432 с.
9) Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
10) Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова. - М.: Московский университет, 1978. - 324 с.
11) Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
12) Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.: Сов. Россия, 1973. - 122 с.
13) Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1979. - 416 с.
14) Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1956. - 318 с.
15) Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. - Ярославль, 1997. - 224 с.
... всего 24 источников