Особенности синтаксических структур в связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития связной речи в онтогенезе 7
1.2 Формирование синтаксических структур в нормальном онтогенезе и у
детей с общим недоразвитием III уровня 10
1.3 Анализ методик формирования синтаксических структур в связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 13
Выводы по I главе 18
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 19
2.1 Организация и методики исследования синтаксических структур в
связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Анализ результатов исследования синтаксических структур в связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.3 Методические рекомендации по формированию синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III
уровня 34
Выводы по II главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1 Особенности развития связной речи в онтогенезе 7
1.2 Формирование синтаксических структур в нормальном онтогенезе и у
детей с общим недоразвитием III уровня 10
1.3 Анализ методик формирования синтаксических структур в связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 13
Выводы по I главе 18
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 19
2.1 Организация и методики исследования синтаксических структур в
связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Анализ результатов исследования синтаксических структур в связной
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.3 Методические рекомендации по формированию синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III
уровня 34
Выводы по II главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Актуальность темы. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием их полноценного речевого и общего психического развития, обуславливается это тем, что она является социально значимой и играет огромную роль в формировании личности. Связная речь определяет степень речевого и умственного развития ребенка. Многие авторы уделяли особое внимание изучению проблемных сторон связной речи у детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза, например - В.К. Воробьёва, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков, В.К.Орфинская, Е.Ф. Соботович и др. Однако особую значимость в настоящее время приобретает выявление нарушений синтаксической структуры языка в связной речи у данной категории детей, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса, а также особой ролью синтаксиса в процессе речепроизводства.
Связная речь представляет собой совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое высказывание.
Синтаксической структурой является конечный продукт процесса речевого высказывания, характеризующийся сочетаемостью элементов в связной речи, и играющий важную роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления.
Нарушения синтаксических операций у детей с общим недоразвитием речи проявляются не только в существенном ограничении используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению образовательной программой.
Известно, что одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность синтаксических структур в связной речи. Успешность обучения детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития синтаксических структур в связной речи у учащихся.
Недостаточное изучение особенностей синтаксических нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи, а также разработка методических рекомендаций их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.
Проблема исследования заключается в следующем:
• недостаточное изучение особенностей синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• отсутствие методических рекомендаций для успешного формирования синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью выпускной работы является изучение особенностей синтаксических конструкций в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и подбор методических рекомендаций для их коррекции.
Объект исследования: процесс производства синтаксических структур в связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности нарушений синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформированы навыки составления синтаксических структур в связной речи, что проявляется в характерных особенностях:
• аграмматизмы (морфемные, структурные);
• однотипность синтаксических структур;
• преобладание простых нераспространённых предложений в речи.
...
Связная речь представляет собой совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое высказывание.
Синтаксической структурой является конечный продукт процесса речевого высказывания, характеризующийся сочетаемостью элементов в связной речи, и играющий важную роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления.
Нарушения синтаксических операций у детей с общим недоразвитием речи проявляются не только в существенном ограничении используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению образовательной программой.
Известно, что одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность синтаксических структур в связной речи. Успешность обучения детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития синтаксических структур в связной речи у учащихся.
Недостаточное изучение особенностей синтаксических нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи, а также разработка методических рекомендаций их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.
Проблема исследования заключается в следующем:
• недостаточное изучение особенностей синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• отсутствие методических рекомендаций для успешного формирования синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью выпускной работы является изучение особенностей синтаксических конструкций в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и подбор методических рекомендаций для их коррекции.
Объект исследования: процесс производства синтаксических структур в связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности нарушений синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформированы навыки составления синтаксических структур в связной речи, что проявляется в характерных особенностях:
• аграмматизмы (морфемные, структурные);
• однотипность синтаксических структур;
• преобладание простых нераспространённых предложений в речи.
...
Цель и задачи, поставленные в работе выполнены, гипотеза подтвердилась, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформированы навыки составления синтаксических структур в связной речи, что проявляется в характерных особенностях: аграмматизмы (морфемные, структурные), однотипность синтаксических структур, преобладание простых нераспространённых предложений в речи.
Были изучены теоретические основы по данной теме, выбраны методики и проведено исследование сформированности синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, а также подобраны методические рекомендации для успешного формирования синтаксических структур в связной речи.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что несформированность синтаксических структур в связной речи у детей отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому формирование синтаксических структур в связной речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
Были изучены теоретические основы по данной теме, выбраны методики и проведено исследование сформированности синтаксических структур в связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, а также подобраны методические рекомендации для успешного формирования синтаксических структур в связной речи.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что несформированность синтаксических структур в связной речи у детей отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому формирование синтаксических структур в связной речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной монологической речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по формированию монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр и упражнений
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Развитие грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предикативной лексики у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с
использованием технологии развития семантических полей
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием технологии развития семантических полей
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





