Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 15
1.1. Природа и функции исследовательской деятельности как социального феномена 15
1.2. Содержание, уровни, показатели исследовательской компетентности 19
1.3. Педагогические условия и основные направления развития исследовательской компетентности 29
1.4. Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 41
2.1. Моделирование процесса формирования исследовательской компетентности у обучающихся в магистерской программе по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 41
2.2. Технология «Кейс-стади» как средство развития исследовательской компетентности будущих магистров профессионального обучения 52
2.2.1. Сущность технологии кейс-стади 52
2.2.2. Разработка методического обеспечения для развития исследовательской компетентности на основании кейс-стади 56
2.3. Разработка измерительных инструментов для определения уровня сформированности исследовательской компетентности 60
2.4. Выводы по главе 2 65
ГЛАВА 3. ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 67
3.1. Организация опытно-поисковой работы 67
3.2. Результаты констатирующего эксперимента 68
3.3. Результаты опытно-поисковой работы 89
3.3. Выводы по главе 3 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 136
Приложение 1 136
Приложение 2 140
Приложение 3 144
Приложение 4 148
Приложение 5 150
Приложение 6 152
Приложение 7 154
Приложение 8 155
Приложение 9 156
Приложение 10 157
Приложение 11 158
Приложение 12 159
Приложение 13 160
Приложение 14 161
Приложение 15 162
Приложение 16 163
Приложение 17 164
Приложение 18 165
Актуальность проблемы исследования.
Актуальность исследования. Современная экономика и развитие общества значительно повысили требования к результатам образования выпускников. В настоящее время на рынке труда возникает потребность в специалистах, способных решать различные проблемные ситуации, умеющих самостоятельно обучаться, работать с информацией. Для любого профессионального образовательного учреждения очень важно подготовить педагогов, способных обладать мобильностью, самостоятельностью, умеющих творчески решать педагогические ситуации и принимать решения. Для этого необходимо развивать и формировать исследовательскую компетентность будущего педагога профессионального обучения.
Социально-педагогический уровень: оценивание исследовательской компетентности является достаточно сложной задачей в связи с спецификой исследовательской деятельности. Способность к исследовательской деятельности носит скрытый (латентный) характер, это выражается сложностью проблемы исследования, новизной, недостаточной степени ее разработанности. Так как результативность современного образования во многом определяется готовностью к научно-исследовательской деятельности, она является важнейшей для будущих магистров профессионального обучения. В связи с этим развитие и оценивание сформированности исследовательской компетентности является актуальной проблемой.
Научно-теоретический уровень: развитие исследовательской компетент-ности является чрезвычайно важной проблемой, но структура этой компетентности, содержание, способы ее формирования учеными трактуются неоднозначно. Кроме того, в недостаточной степени разработаны педагогические условия развития исследовательской компетентности у будущих магистров профессионального обучения.
Научно-методический уровень: актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогическом процессе образовательной программы магистратуры недостаточно обосновано и разработано методическое обеспечение для развития, а также выявления уровня сформированности исследовательской компетентности обучающихся.
Степень разработанности проблемы. Актуальность темы и проблемы ис-следования определяется расхождениями взглядов на понятие «исследователь-ская компетентность». Авторы, такие как М.А. Данилов, Т.А. Смолина, П.И. Ставский, Н.Ф. Талызина, М.А. Чошанов, А.И. Щербаков, Э.Ф. Зеер [11;31;39;59;98], рассматривали данное понятие как совокупность знаний, умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности. Подчеркивая деятельностный характер понятия, А.И. Савенков определяет исследовательскую компетентность как результат исследовательской деятельности [90]. С точки зрения Э.Э. Сыманюк, М.Б. Шашкиной, описании сущности понятия следует брать за основу понимание того, что исследовательская компетентность - интегральная характеристика личности [113]. С позиции процессуального подхода (А.В. Хуторской) она понимается как обладание соответствующей исследовательской компетенцией [11, с .4; 59; 108].
Ю.А. Комарова говорила о том, что исследовательская компетентность состоит из ряда соположенных компетенций [48], а Н.П. Ансимова, О.В. Ракитина [9] считали, что ее формирование осуществляется за счет развития компетенций инвариативного характера, так и за счет приращения специализированных умений. Однако, не смотря на растущее число научных исследований, посвященных рассмотрению понятия, остается открытый вопрос выявления педагогических условий и различных средств оценивания исследовательской компетентности у будущих магистров профессионального обучения....
В процессе рассмотрения теоретико-методологических основ формирования исследовательской компетентности, было выяснено, что исследовательскую компетентность будущего магистра профессионального обучения целесообразно рассматривать как интегральное качество личности, в котором важную роль играет владение специальными знаниями, умениями и навыками, способностями к творческой деятельности. Это качество проявляется в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как её субъекту с целью переноса содержания деятельности от функционального контекста к преобразующему [59; 87; 113].
Анализируя педагогические условия развития исследовательской компетентности, мы определили, что одним из важных педагогических условий развития и оценивания исследовательской компетентности является предоставление возможности обучающимся в основной профессиональной образовательной программе магистратуры осуществить решение проблемных ситуаций, в которых происходит перенос знаний из одной системы деятельности в другую, соотнесение фактического материала из образовательной практики с исследуемой проблемой, т.е. осуществление ситуационного анализа для решения проблемы. Данный анализ является неотъемлемой частью кейс-технологии.
Таким образом, выдвинутое нами положение гипотезы о том, что осуществление ситуационного анализа в процессе работы над заданиями кейс-стади, содержащими исходные данные для исследования деятельностного поля педагога профессионального обучения, можно рассматривать как важное педагогическое условие развития исследовательской компетентности, подтвердилась.
Нами была разработана модель формирования исследовательской компетентности, включающая в себя кластеры компетенций, уровни сформированности и индикаторы проявления сформированности исследовательских компетенций у магистрантов.
Разработанная нами компетентностная модель положена в основу создания измерительного инструмента для выявления уровня сформированности исследовательских компетенций.
На основании модели мы разработали методическое обеспечение, представленное в виде кейсовых заданий. Концептуальная идея разработанных кейсов состоит в осуществлении анализа деятельностного поля педагога профессионального обучения, направленного на обоснование научно-терминологического аппарата исследования. Это доказывает правильность третьего положения гипотезы, которое заключается в том, что использование методического обеспечения на основе «кейс-стади», позволит магистрантам научиться осуществлять анализ деятельностного поля педагога профессионального обучения, направленный на аргументированное обоснование научно-терминологического аппарата исследования.
В работе проведена проверка результативности и эффективности разработанного методического обеспечения для развития исследовательской компетентности у будущих магистров профессионального обучения. Это было сделано на основании методов математической статистики.
Таким образом, положение гипотезы о положительном влиянии осуществления ситуационного анализа, позволяющего целенаправленно выявлять и осмысливать оптимальные педагогические условия социального и профессионального становления участников образовательного процесса, полностью подтвердилось.
Несмотря на то, что методическое обеспечение было реализовано в практической образовательной деятельности на группах первого курса программы магистратуры «Профессионально-педагогические технологии» направления подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), уровень развития исследовательской компетентности не достиг 100%, поэтому данное педагогическое средство в виде кейсовых заданий может представлять большой интерес в дальнейшей организации их образовательного процесса.
Таким образом, в процессе выполнения магистерского исследования и написания выпускной квалификационной работы поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута. Все положения выдвинутой гипотезы получили подтверждение.
1. Абдулова Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Элиста, 2010.
2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис... докт. пед. наук: 13.00.01. / А.В. Адольф.- М.: 1998. - 47с.
3. Акбаева М.Д. Критерии и уровни развития исследовательской компетентности студентов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015. -№3(41). - С. 113-118.
4. Акбаева М.Д. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов / [Электронный ресурс]: URL:http//www.kmpf.kchgu.ru/?p=539
5. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Указ. соч. - С. 24-33.
6. Амренова М.М. Исследовательская деятельность педагога в контексте общей теории деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 4. - С.44-46.
7. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 c.
8. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.
9. Ансимова Н.П., Ракитина О.В. Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Т. 2 «Психолого-педагогические науки». - 2010. - №4 (65). - С. 137-142.
10. Апазаова З.Н. Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт. - 2012. - № 3. - С. 1-5.
11. Апазаова З.Н. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя технологии в условиях колледжа : дис... кан. пед. н.: 13.00.08.; Место защиты: Кубан. гос. ун-т. - 2012. - 268 с.
12. Барангулова С.М. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность // Молодой ученый. - 2012. - № 7 (42). - С. 247-249.
13. Белова Т.Г Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 30-35.
14. Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. [под ред. А.В. Хуторского.] - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
15. Беседина Л.М. Кейс - технология как средство формирования ключевых компетенций школьников. - Старый Оскол.- 2015.[Электронный ресурс]: URL:https://infourok.ru/keys-tehnologiya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevih-kompetenciy-shkolnikov-687404.html (дата обращения: 01.06.2017)....(114)