Изучение иноязычной лексики в старших классах
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: 15 учеников 10 – 11 классов .
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Изучение иноязычной лексики как научно-методическая проблема…..6
1.1. Задачи и роль изучения лексики в школе……………………………………..6
1.2. Особенности иноязычной лексики в русском языке………………………...14
1.3. Методические подходы к изучению иноязычной лексики………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению иноязычной лексики в старших классах…………………………………………………………………..39
2.1. Методика изучения иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в старших классах……39
2.2. Анализ программы и учебников с точки зрения возможностей организации лексической работы…………………………………………………44
2.3. Разработка новых форм работы на уроках русского языка по изучению иноязычной лексики……………56
Заключение………………………………………………………………………….77
Список использованных источников…………79
Приложение…………………………………………………………………………83
База исследования: МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: 15 учеников 10 – 11 классов .
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Изучение иноязычной лексики как научно-методическая проблема…..6
1.1. Задачи и роль изучения лексики в школе……………………………………..6
1.2. Особенности иноязычной лексики в русском языке………………………...14
1.3. Методические подходы к изучению иноязычной лексики………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению иноязычной лексики в старших классах…………………………………………………………………..39
2.1. Методика изучения иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в старших классах……39
2.2. Анализ программы и учебников с точки зрения возможностей организации лексической работы…………………………………………………44
2.3. Разработка новых форм работы на уроках русского языка по изучению иноязычной лексики……………56
Заключение………………………………………………………………………….77
Список использованных источников…………79
Приложение…………………………………………………………………………83
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучению иноязычной лексики и ее заимствованию современным русским языком в разделе «Лексика и фразеология», изучаемом на базисном уровне школьного изучения русского языка, уделяется недостаточно внимания.
Освоение заимствованных слов не должно представлять для обучающихся проблему. Изучение заимствованной лексики является для обучающихся не только обязательным компонентом предмета «Русский язык», но и средством достижения личностно значимых целей. Изучение иноязычной лексики способствует развитию у обучающихся качеств всесторонне развитой личности, одним из которых является умелое использование словарного запаса современного русского языка и внедрение новых слов в повседневный обиход.
Ориентация современной школы на гуманитарное развитие личности в процессе обучения и воспитания учащихся предполагает достаточно высокий уровень владения ими языком. Идея синтеза обучения и развития обусловила создание таких видов и форм работы, которые бы стимулировали активные занятия языком, давали дополнительные возможности для его изучения, совершенствования навыков и умений владения иноязычной речью, раскрывали творческие способности каждого обучающегося. При этом предусматривается целенаправленное формирование у школьников приемов учебной работы, в частности, приемов смысловой переработки текста, осознания обобщенных способов решения задач, систематизации языковых явлений и так далее.
2014 год был объявлен в России Годом культуры, а 2015 – Годом литературы. Это актуализирует внимание к развитию всех сфер культурной жизни общества, в т. ч. и к реализации культурологической функции образова-ния. Процесс введения человека в культуру немыслим без освоения богатств родного языка, овладения культурой речи. Развитие общей и речевой культуры учащихся, мотивации их к овладению лексическим богатством и культурой языка должно стать заботой всех субъектов образовательного процесса.
Количество исследований, посвященных проблеме самостоятельной работы над лексикой в средней школе, сравнительно невелико (М. Е. Бройгина, Е. В. Василовская, Л. А. Грачева, Л. Д. Ефанова), хотя проблема овладения лексикой как одним из наиболее трудных аспектов языка остается одной из самых острых и актуальных. Как показывает практика, в школе учащиеся в лучшем случае более или менее прочно усваивают лексический материал, но не получают навыков самостоятельно расширять и пополнять свой словарный запас, совершенствовать операциональные механизмы владения лексикой.
Объектом исследования является методика преподавания русского языка в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования – иноязычная лексика.
Цель работы – исследовать особенности изучения иноязычной лексики в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть задачи и роль изучения лексики в школе.
2) Определить особенности иноязычной лексики в русском языке.
3) Изучить методические подходы к изучению иноязычной лексики.
4) Проанализировать методику изучения иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в старших классах.
5) Провести анализ содержания учебников русского языка для средней школы.
6) Разработать новые формы работы на уроках русского языка по изучению иноязычной лексики.
Гипотеза исследования основана на предположении, что изучение иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в старших классах может стать более эффективным, если:
1) это изучение будет осуществляться в определённой системе обучения;
2) основанием этой системы выступит компетентностный подход к языковому образованию.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:
а) лингвистические (описательный, функциональный);
б) методические (социально педагогический – наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы);
в) исследовательские.
Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И. Я. Лернер, М. С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н. Н. Алгазина, В. В. Бабайцева, А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов).
Структура работы включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.
Освоение заимствованных слов не должно представлять для обучающихся проблему. Изучение заимствованной лексики является для обучающихся не только обязательным компонентом предмета «Русский язык», но и средством достижения личностно значимых целей. Изучение иноязычной лексики способствует развитию у обучающихся качеств всесторонне развитой личности, одним из которых является умелое использование словарного запаса современного русского языка и внедрение новых слов в повседневный обиход.
Ориентация современной школы на гуманитарное развитие личности в процессе обучения и воспитания учащихся предполагает достаточно высокий уровень владения ими языком. Идея синтеза обучения и развития обусловила создание таких видов и форм работы, которые бы стимулировали активные занятия языком, давали дополнительные возможности для его изучения, совершенствования навыков и умений владения иноязычной речью, раскрывали творческие способности каждого обучающегося. При этом предусматривается целенаправленное формирование у школьников приемов учебной работы, в частности, приемов смысловой переработки текста, осознания обобщенных способов решения задач, систематизации языковых явлений и так далее.
2014 год был объявлен в России Годом культуры, а 2015 – Годом литературы. Это актуализирует внимание к развитию всех сфер культурной жизни общества, в т. ч. и к реализации культурологической функции образова-ния. Процесс введения человека в культуру немыслим без освоения богатств родного языка, овладения культурой речи. Развитие общей и речевой культуры учащихся, мотивации их к овладению лексическим богатством и культурой языка должно стать заботой всех субъектов образовательного процесса.
Количество исследований, посвященных проблеме самостоятельной работы над лексикой в средней школе, сравнительно невелико (М. Е. Бройгина, Е. В. Василовская, Л. А. Грачева, Л. Д. Ефанова), хотя проблема овладения лексикой как одним из наиболее трудных аспектов языка остается одной из самых острых и актуальных. Как показывает практика, в школе учащиеся в лучшем случае более или менее прочно усваивают лексический материал, но не получают навыков самостоятельно расширять и пополнять свой словарный запас, совершенствовать операциональные механизмы владения лексикой.
Объектом исследования является методика преподавания русского языка в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования – иноязычная лексика.
Цель работы – исследовать особенности изучения иноязычной лексики в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть задачи и роль изучения лексики в школе.
2) Определить особенности иноязычной лексики в русском языке.
3) Изучить методические подходы к изучению иноязычной лексики.
4) Проанализировать методику изучения иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в старших классах.
5) Провести анализ содержания учебников русского языка для средней школы.
6) Разработать новые формы работы на уроках русского языка по изучению иноязычной лексики.
Гипотеза исследования основана на предположении, что изучение иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в старших классах может стать более эффективным, если:
1) это изучение будет осуществляться в определённой системе обучения;
2) основанием этой системы выступит компетентностный подход к языковому образованию.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:
а) лингвистические (описательный, функциональный);
б) методические (социально педагогический – наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы);
в) исследовательские.
Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И. Я. Лернер, М. С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н. Н. Алгазина, В. В. Бабайцева, А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов).
Структура работы включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.
Лексика как раздел науки о языке в школе изучается и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование уме-нии применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими груп¬пами слов).
Лексика, будучи самостоятельным разделом школь¬ного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действи¬тельности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не толь¬ко для расширения словаря, но и для усвоения морфо¬логических и синтаксических понятий, поскольку каж¬дая грамматическая категория представляет собой един¬ство лексической и грамматической сторон. Работа над усвоением лексики формиру¬ет у школьников умения и навыки пользоваться раз¬личными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение.
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лек¬сических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значени¬ем слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходи¬мые условия для целенаправленного обогащения сло-варного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Освоение в разные эпохи русским языком иноязычных слов отражает историю нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения наложили свой отпечаток на развитие языка. Больше всего иноязычных слов заимствуется во время бурных социальных, культурных и научно-технических преобразований.
По-настоящему сильный язык преображает заимствованные слова, благодаря чему слова приобретают новую экспрессивную форму, какой не имели в родном языке.
Изучив нормативные документы по введению нового ФГОС и разработав конструкт учебного занятия с учётом требований к преподаванию в соответствии с новым стандартом, мы существенно повысили свою профессиональную компетентность. Тема проекта будет интересна для каждой учебной дисциплины на любой ступени обучения. С данной работой можно выступить на секции учителей русского языка школы и города, поделиться с коллегами своими первоначальными «шагами» в составлении конструкта урока, обрести единомышленников. Данная тема обсуждается в интернете на учительских форумах, это говорит о том, что она востребована и эффективна, способствует развитию своего педагогического мастерства.
Лексика, будучи самостоятельным разделом школь¬ного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действи¬тельности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не толь¬ко для расширения словаря, но и для усвоения морфо¬логических и синтаксических понятий, поскольку каж¬дая грамматическая категория представляет собой един¬ство лексической и грамматической сторон. Работа над усвоением лексики формиру¬ет у школьников умения и навыки пользоваться раз¬личными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение.
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лек¬сических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значени¬ем слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходи¬мые условия для целенаправленного обогащения сло-варного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Освоение в разные эпохи русским языком иноязычных слов отражает историю нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения наложили свой отпечаток на развитие языка. Больше всего иноязычных слов заимствуется во время бурных социальных, культурных и научно-технических преобразований.
По-настоящему сильный язык преображает заимствованные слова, благодаря чему слова приобретают новую экспрессивную форму, какой не имели в родном языке.
Изучив нормативные документы по введению нового ФГОС и разработав конструкт учебного занятия с учётом требований к преподаванию в соответствии с новым стандартом, мы существенно повысили свою профессиональную компетентность. Тема проекта будет интересна для каждой учебной дисциплины на любой ступени обучения. С данной работой можно выступить на секции учителей русского языка школы и города, поделиться с коллегами своими первоначальными «шагами» в составлении конструкта урока, обрести единомышленников. Данная тема обсуждается в интернете на учительских форумах, это говорит о том, что она востребована и эффективна, способствует развитию своего педагогического мастерства.
Подобные работы
- Дидактические возможности сервисов
Web 2.0 в обучении лексической стороне
иноязычной речи учащихся старших
классов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ДИСТАНЦИОННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ В
ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Использование интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Обучение иноязычной лексике на старшем этапе в средней
общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Активизация речевых умений говорения у обучающихся старших классов на уроках английского языка с помощью ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Английские заимствования разных типов в китайском языке и адаптация данного материала в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование аутентичных материалов для развития коммуникативных навыков на старшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



