Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие, виды и значение сюжетно-ролевых игр в воспитании детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Методика организации сюжетно-ролевой игры 18
ГЛАВА II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Понятие и значение нравственного воспитания в становлении личности ребенка 24
2.2. Средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх 35
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЛИЯНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 42
3.2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста 50
3.3. Показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Для чего человеку дано детство? Для того чтобы мы подготовились к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нём начала своё движение.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
В жизни дошкольника игра занимает особое место. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психические процессы. Психологи – Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, подготавливающие переход ребёнка к новой высшей ступени развития [12].
С точки зрения философского подхода – игра ребёнка является главным освоением мира, а человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит человек творящий.
В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения [6].
В работе рассматриваются две ключевые проблемы: воспитание нравственных норм поведения и сюжетно – ролевой игры.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
Проблема нравственного воспитания современных дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в ДОУ.
Объект исследования: сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить сюжетно-ролевую игру как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогические основы организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему;
3) провести экспериментальную работу по использованию сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста....
В ходе опытно-экспе.риментальной работы, мы пришли к выводу, что игра является важным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Выдающие.ся отечественные педагоги и психологи утверждали, что в основе игровой деятельности лежат обще.воспита.те.льные задачи, среди которых основной задачей является развитие нравственных качеств.
Особое ра.звитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями....