Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Работа №14858

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
897
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы реализации регионального компонента при
изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе 8
1.1. Сущность реализации регионального компонента 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова с точки зрения реализации регионального компонента. 14
1.3. Характеристика педагогических условий реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе 2 1
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе 29
2.1. Выявление уровня краеведческих знаний младших школьников 30
2.2. Реализация комплекса занятий по окружающему миру, направленных на
реализацию регионального компонента 32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 4 1
Заключение 44
Список литературы и информационных источников 46
Приложения 52


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость определения содержания регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Данный процесс невозможен без реализации регионального компонента образования.
Региональный компонент может быть реализован при изучении различных дисциплин в начальной школе, в том числе в рамках предмета «Окружающий мир».
Проблеме использования краеведческого материала в преподавании окружающего мира посвящены работы многих ученых: Е.Е. Гричихина, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, Д.В. Кацюбы, А. Маневского, Г.Н. Матюшина, И.П. Монахова, З.А. Огризко, Ю.Е. Соколовского, К.Ф. Строева, В.И. Уфимцева, Н.С. Цепелевойи др.
В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Цель исследования: определить педагогические условия реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия реализации регионального компонента.
Гипотеза: реализация регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение краеведческого материала в содержание уроков;
- организация экскурсий в краеведческий музей;
- организация проектной деятельности младших школьников по краеведению и пр.
Проблема, цель и гипотеза исследования обуславливали решение следующих заДач:
1. Раскрыть сущность реализации регионального компонента.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта А.А. Плешакова «Окружающий мир» с точки зрения реализации регионального компонента.
3. Охарактеризовать педагогические условия реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
4. Выявить уровень сформированности у младших школьников краеведческих знаний.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий по окружающему миру, направленных на реализацию регионального компонента, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- диагностика уровня краеведческих знаний младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по окружающему миру, направленных на реализацию регионального компонента, может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 70» г. Барнаула Алтайского края.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе» раскрыта сущность реализации регионального компонента, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта А.А. Плешакова «Окружающий мир» (система «Школа России») с точки зрения реализации регионального компонента, охарактеризованы педагогические условия реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе» описана организация и методика опытно¬экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 50 наименований.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Данный процесс невозможен без реализации регионального компонента образования.
Региональный компонент может быть реализован при изучении различных дисциплин в начальной школе, в том числе в рамках предмета «Окружающий мир». УМК А.А. Плешакова «Окружающий мир» обладает значительным потенциалом повышения качества краеведческих знаний младших школьников, реализации регионального компонента. Он может быть дополнен с учетом соблюдения ряда педагогических условий: включение краеведческого материала в содержание уроков; организация экскурсий в краеведческий музей; организация проектной деятельности младших школьников по краеведению и пр.
Опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» проводилась на базе МБОУ «СОШ № 70» г. Барнаула Алтайского края во вторых классах по программе А.А. Плешакова.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе у обучающихся в опытной и контрольной группах установили преобладание низкого и среднего уровней сформированности краеведческих знаний.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса занятий, направленных на формирование краеведческих знаний второклассников (в экспериментальной группе) при изучении предмета «Окружающий мир» с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий, направленных на формирование краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий является эффективным в процессе формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.



1. Анциферов, Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий [Текст]: учебник / Н. П. Анциферов. - Петроград: Нева, 1923. - 417 с.
2. Байбара, Т.М. Урок-экскурсия. Методика его организации и проведения [Текст] / Т.М. Байдара// Начальная школа. - 2010.- № 11. - С. 34-37.
3. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей [Текст]/ В.М. Бакулин // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 15-18.
4. Бархаш, Л.Л. Виды и формы туристических путешествий и экскурсий [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Бархаш. - М.: Горизонт, 1974. - 520 с.
5. Бердникова, Е.М. Формы внеклассной работы по истории [Текст]: учебное пособие / Е.М. Бердникова. - М.: Просвещение, 1965. -268 с.
6. Вессель, Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России [Текст] / Н.Х. Вессель. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 2001. - 318 с.
7. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе [Текст]: методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - М.: ВИТА-ПРЕСС,2015. - 172 с.
8. Гайворонская, Н.И. Краеведение в начальной школе // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 9-11.
9. Гиниятуллина, А.А. Опыт организации групповой работы на уроках [Текст] / А.А. Гиниятуллина // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 21-26.
10. Головня, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время [Электронный ресурс] / Е.В. Головня // Молодой ученый. - 2016. - № 5.6. - С. 29-31. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/109/26981/ (Дата обращения: 27.05.2018).
11. Дьяченко, В.К. Организация коллективных учебных занятий [Текст] /
B. К. Дьяченко // Начальная школа. - 1990. - № 1. - С. 4-6.
12. Емелина, А.В. Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока [Текст] /
А.В. Емелина // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 17-20.
13. Зубова, С.Л.Математические олимпиады в современных условиях [Текст] / С.П. Зубова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 3 (4). -C. 61-63.
14. Зубова, С.П. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения [Текст] / С.П. Зубова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Рассвет, 2015. - С. 284-288.
15. Иванова, И.Ю. Использование краеведческого материала в начальных классах [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Иванова. - М.: Проспект, 2013. - 153 с.
16. Ильясов, И.И. Описание учения как деятельности [Текст] / И.И. Ильясов // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 1. - С. 7-12.
17. История экскурсионного дела [Электронный ресурс] - Режим
доступа: URL: http://www.studfiles.ru/preview/2383835/page:4 (Дата
обращения 15.04.2018)
18. Князев, Ю.А. Библиография в краеведческой работе [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Князев. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
19. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учебник/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М: Академия, 2004. - 496 с.
20. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа [Текст]: пособие для учителя / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 384 с.
21. Лежнева, Д.М. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе на уроках окружающего мира
22. Лысогорова, Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников [Текст] / Л.В. Лысогорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 9. - С. 228-233.
23. Лысогорова, Л.В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников [Текст] / Л.В. Лысогорова. - Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2007. - 178 с.
24. Ляшенко, Е.А. Школа юного краеведа [Текст] / Е.А. Ляшенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 158 с.
25. Методика историко-краеведческой работы в школе [Текст]: пособие для учителей / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. - М.: Просвещение, 1982. - 224 с.
26. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст]: пособие для учителей / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
27. Миронов, А.В. Технологии изучения курса Окружающий мир в начальной школе [Текст]: пособие для учителей / А.В. Миронов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 511 с.
28. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст]: пособие для учителей / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 1993. - 160 с.
29. Нинандрова, Н.Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного [Текст] / Н.Н. Нинандрова // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С. 23-25.
30. Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов. - 4-ое издание дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии» 2006. - 944 с.
31. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
32. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
33. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
34. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
35. Плешаков, А.А.Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
36. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
37. Плешаков, А.А.Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, А.Е. Крючкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
38. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, А.Е. Крючкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. -224 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
40. Помарнацкий, В.Ф.Организация учебных экскурсий [Текст] /
B. Ф. Помарнацкий // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 4. -C. 21-25.
41. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: учебник / А.И. Савенков. - М.: Просвещение, 2014. -434 с.
42. Семенова Н.А Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике [Текст] /Н.А.Семенова // Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. - Томск: Знамя, 2013. - С.191-195.
43. Семенова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] / Н.А.Семенова // Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2012 г): Материалы конф. В 2-х томах. Т.1. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. - С. 58-61.
44. Сопоева, Н.Х. Интеграция - одна из основных форм реализации национально-регионального компонента в обучении младших школьников [Текст] /Н.Х. Сопоева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2013. - № 2. - С. 107-112.
45. Тихонова, А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 135 с.
46. Уфимцев, В.И. Знай свой край [Текст]: учебник для начальной школы / В.И. Уфимцев. - Свердловск: Заря, 1986. - 115 с.
47. Учебно-методический комплект «Школа России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16861- (Дата обращения 25.05.2017 10.25.43.)
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - 29 с.
49. Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. - 2008. - № 11. - С. 46-49.
50. Явгильдина, З.М. Возможности реализации национально-регионального компонента в современных условиях школьного обучения [Текст] / З.М. Явгильдина // Начальная школа. - 2016. - № 12. - С. 64-66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ