Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по иностранному языку в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Понятие «внеурочная деятельность» в современном научном знании 6
1.2. Внеурочная деятельность по иностранному языку в средней общеобразовательной школе 10
1.3. Реализация ФГОС во внеурочной деятельности по иностранному языку (на примере анализа рабочей программы) 15
Выводы по первой главе 20
Глава I. Методические основы организации внеурочной деятельности по иностранному языку с использованием метода проектов в средней общеобразовательной школе 21
2.1 Метод проектов как современная педагогическая технология 21
2.2. Специфика использования проектной методики во внеурочной деятельности по иностранному языку 25
2.3. Применение проектной деятельности во внеурочной деятельности по немецкому языку 29
2.4. Условия эффективности использования метода проектов во внеурочной деятельности по немецкому языку в средней общеобразовательной школе… 36
2.5. Конспект занятий по внеурочной деятельности с использованием метода проектов 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список литературы 49
Актуальность исследования. В современной школе, помимо уроков, в стандартах ФГОС присутствуют также иные виды деятельности с учащимися. Самая распространённая деятельность – это внеурочная. Она может осуществляться по разным предметам, в зависимости от готовности учителя и интересов учащихся.
Внеурочная деятельность по иностранному языку в образовании играет, несомненно, важную роль: общеобразовательную, воспитательную и развивающую. Данный вид деятельности не только способствует расширению знаний иностранного языка, но и является также эталоном углубленного изучения культурологического кругозора учащихся, развитию их творческой активности. В большинстве случаев внеурочная деятельность является вполне достаточным и хорошим источником мотивации к изучению языка и культуры чужой страны.
При организации и проведении внеурочной деятельности по иностранному языку от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей.
К выбору вида внеурочной деятельности (игровая, познавательная,
досуговая и пр.) учитель должен подходить творчески. Он должен максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеурочной деятельности, при этом нужно минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и сложные грамматические явления. Особенно актуально в этом плане использование учебных проектов. Считаем возможным утверждать, что проектная деятельность является эффективным способом организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Цель исследования – изучить теоретические и практические основы организации внеурочной деятельности по иностранному языку с использованием метода проектов в условиях реализации ФГОС.
Задачи исследования:
– Охарактеризовать понятие «внеурочная деятельность в современном научном знании»;
– Выявить особенности организации внеурочной деятельности по иностранным языкам в средней общеобразовательной школе;
– Описать содержание внеурочной деятельности по иностранным языкам в условиях реализации ФГОС;
– Описать метод проектов как современную педагогическую технологию;
– Выявить специфику использования проектной методики во внеурочной деятельности по иностранному языку;
– Сформулировать условия эффективности использования метода проектов во внеурочной деятельности по немецкому языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования: организация внеурочной деятельности по иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.
Предмет исследования: организация внеурочной деятельности по немецкому языку с использованием метода проектов в условиях реализации ФГОС.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта использования проектов во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конспекта занятия по внеурочной деятельности по немецкому языку в 8 классе с использованием метода проектов.
Структура работы. Данная работа состоит из двух глав. Первая глава отражает теоретические вопросы по теме исследования, а вторая – практические разработки.
В процессе исследования были поставлены определённые цели и задачи.
Цель исследования – изучить теоретические и практические основы организации внеурочной деятельности по иностранному языку с использованием метода проектов в условиях реализации ФГОС. Для реализации цели были изучены учебники по педагогике, методике преподавания иностранных языков, научные статьи, Интернет-ресурсы. Для достижения поставленных задач нами была проведена следующая работа:
В соответствии с первой задачей было охарактеризовано понятие «внеурочная деятельность в современном научном знании». Во время работы над исследованием нами были рассмотрены мнения различных учёных – лингвистов, психолингвистов, педагогов, методистов, например: Т.А. Ильиной, Е.В. Советовой, Д.В. Григорьева, Г.М. Черновой, Е.С. Полат, И.П. Подласого, В.И. Козаренкова. В результате рассмотрения данной проблемы было отмечено, что в настоящее время в учебниках по педагогике и по методике преподавания иностранных языков существует множество понятий «внеурочная деятельность». Все эти определения достаточно схожи между собой. Авторы по-своему правы. Внеурочная деятельность учащихся включает в себя все виды деятельности школьников, в которых осуществляется решение задач их воспитания и социализации. В соответствии с ФГОС организация занятий согласно тенденциям внеурочной деятельности считается обязательной составляющей образовательного процесса в школе.
В соответствии со второй задачей исследования были выявлены особенности организации внеурочной деятельности по иностранным языкам в средней общеобразовательной школе. Именно во внеурочной деятельности появляется возможность моделирования уникальной ситуации естественной языковой среды, которая, в свою очередь, способствует не только освоению структурами иностранного языка, но также и возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по иностранному языку, в отличие от урока, является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим учащимся на основе собственных интересов и потребностей.
В соответствии с третьей задачей было описано содержание внеурочной деятельности по иностранным языкам в условиях реализации ФГОС. Рабочая программа внеурочной деятельности по иностранным языкам, в частности по немецкому языку, состоит из таких элементов как: пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание курса; краткий перечень материалов, инструментов и оборудования; рекомендуемая литература. Данные элементы взаимосвязаны между собой.
В соответствии с четвертой задачей был описан метод проектов как современная педагогическая технология. В педагогическом энциклопедическом словаре проектная методика характеризуется как «концепция обучения, в которой знания и умения обучающиеся получают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов». Данная педагогическая технология не обязана выступать главенствующей, но должна быть органично встроена в образовательный процесс наряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания.
В соответствии с пятой задачей была выявлена специфика использования проектной методики во внеурочной деятельности по иностранному языку. Метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. Он развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца....
Абышева Н.Ю. Результативность использования метода проектов на уроках немецкого языка в средней школе. // Школьные технологии, 2014. – №4. – С.93-96
2. Бабанский Ю. К. Подбор методов проведения уроков в средней и высшей школе / Ю. К. Бабанский – М.: Просвещение, 2009. – 328с.
3. Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. …канд. пед. наук. / Е.Ф. Бехтенова. – Новосибирск, 2012. – 276 c.
4. Горский В. А. Приблизительные проекты внешкольной работы. Начальное и основное образование / Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.
5. Гребенникова О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов учащихся: / О.А. Гребенникова. – Великий Новгород, 2007. – 181с.
6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность учащихся. Методический конструктор. Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.
7. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательно – активная деятельность. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
8. Иванова Л. И. Методические проекты в обучении: дидактические принципы / Л.Иванова // Учитель. – 2005. – №6. – С. 11-15
9. Ильина Т. А. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 2002. – 118 с.
10. Кагаров Е.Г. Метод проектов в средней и высшей школе / Е.Г. Кагаров. – Л.: «Брокгауз – Ефрон» – 1999. – 88с.
11. Казаренков В. И. Внеурочные занятия учащихся по немецкому языку / Казаренков В. И. – Ростов-на-Дону, 2008. – 32 с.
12. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность учащихся / Кутьев В. О. – М.: Просвещение, 1996. – 234 с.
13. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2012. – №4. – С.93-96
14. Педагогическая энциклопедия. Т.1/ под ред. А.Г. Калашникова. – М.: Работник просвещения, 2003.- 193с
15. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 528с....30