Введение 3
Глава 1. Взаимодействие с заинтересованными сторонами: теоретические и методологические основы 6
1.1 Формирование и развитие теории заинтересованных сторон 6
1.2 Место стейкхолдер-менеджмента в системе корпоративного управления 16
1.3 Стратегии взаимодействия с заинтересованными лицами компании. 21
Глава 2. Особенности управления взаимодействием компании с государством как заинтересованной стороной 29
2.1 Государство как корпоративный стейкхолдер 29
2.2 Взаимодействие компаний с государством как стейкхолдером 36
2.3 Подходы управления взаимодействием компании с государством 43
Глава 3 Формирование подхода по управлению отношениями с государством как стейкхолдером в «Центре стратегических разработок «Северо-Запад» 50
3.1 Характеристика и анализ деятельности «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» 50
3.2.Место стейкхолдер-менеджмента в системе корпоративного управления компании и идентификация заинтересованных сторон 54
3.3 Взаимодействие с заинтересованными сторонами ЦСР «Северо-Запад» 59
3.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» 64
Рекомендации 74
Заключение 78
Список использованных источников 83
Актуальность. Деятельность компании напрямую связана с интересами, ожиданиями персонала компании, партнеров, инвесторов, потребителей и других стейкхолдеров. В современных условиях компании увеличивают конкурентоспособность не только за счет качества товара и услуги, но и благодаря участию в развитии общества, регионов. В наши дни для устойчивого развития компании нужно объединять взгляды, знания, ресурсы, так как самостоятельно развиваться и сталкиваться с вызовами, перед которыми стоит человечество проблематично. Для этого организациям необходимо взаимодействовать с обществом, учитывать их мнения, прежде чем принимать важные решения. Успех и конкурентоспособность бизнеса в значительной степени зависят от того, как компания взаимодействует со своими заинтересованными сторонами. Заинтересованными сторонами могут быть клиенты, партнеры, поставщики, инвесторы, сотрудники, государственные органы и общество в целом. Если компания успешно удовлетворяет потребности и ожидания своих клиентов, партнеров и поставщиков, то она может удержать свою рыночную позицию и даже расширить свою клиентскую базу. Это может привести к увеличению прибыльности компании и ее общей репутации на рынке. В целом, взаимодействие с заинтересованными сторонами имеет решающее значение для любой организации, которая хочет добиться успеха в долгосрочной перспективе. Выстраивая прочные отношения с заинтересованными сторонами, организации могут улучшить свою репутацию, получить ценные сведения и эффективно управлять рисками. Поэтому организациям важно уделять приоритетное внимание взаимодействию с заинтересованными сторонами и инвестировать в ресурсы и процессы, необходимые для его успешного осуществления.
Стейкхолдеры оказывают не только прямое влияние на организацию, но и косвенное воздействие на компанию. Мнения, пожелания, комментарии заинтересованных сторон учитываются при разработке стратегии, программ развития. Также деятельность компании по такому же принципу прямо или косвенно влияет на окружающих. Поэтому те, кто испытывает влияние от компании должны быть услышаны, чтобы их права не были нарушены.
Органы государственной власти оказывают большее влияние на организацию, чем другие стейкхолдеры. Это связано с тем, что государство выступает регулятором экономических отношений. В свою очередь, деятельность компании основывается и развивается на основе законов, тенденций, методов, форм, которые диктуют государственные органы. Государственное регулирование активно способствует не только развитию экономики, приоритетных отраслей для ускорения экономического роста, но и принимает меры по прекращению деятельности компаний, которые не соответствуют определенным требованиям.
Возрастающая роль эффективного развития рыночной экономики России требует изменений от институтов, которые прямо или косвенно воздействуют на социально-экономическое развитие страны. Система стратегического планирования компании должна стать более совершенной, чтобы направлять свою деятельность в участие в государственных проектах. Привлекая частные компании в большем масштабе, государство могло бы быстрее осуществлять реализацию социальных проектов. Взаимодействие государства и предпринимательства требует трансформаций, поскольку, государство, как никто из стейкхолдеров, способствует разрешению множества проблем современных российских бизнес-организаций (например, дотации или освобождением от выплаты налогов и так далее). Сложности в коммуникации между государством и бизнесом возникают из-за правового доминирования государства, незащищенности прав предпринимателей и несовершенством налоговой системы. При этом, зарубежный опыт показывает успешное взаимодействие государственных структур и частных.
На данный момент взаимоотношения между государством и бизнесом носят стихийный характер. Цели и задачи их коммуникации несовершенны, и не включены в полной мере в долгосрочные стратегии развития регионов. Из-за этого у регионов возникает проблема в сложности реализации инвестиционной и инновационной деятельности, а также активно участия в решении задач модернизации экономии в России.
Требования к бизнесу со стороны заинтересованных сторон значительно возросли в последнее время. В процессе взаимодействия между бизнесом и стейкхолдерами могут образовываться экономические отношения на уровне конкуренции и на уровне сотрудничества. Заинтересованные стороны ожидают, что компания будет предоставлять качественные продукты, услуги, а также быть ответственной в отношении социальной и экологической ответственности.
За последние десятки лет произошли значительные перемены в теории стейкхолдер-менеджмента. Партнерские отношения-важнейший элемент теории стейкхолдер-менеджмента, направленный на создание разделяемой ценности с каждым из стейкхолдеров, которые заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях.
Цель исследования: определить роль государства как стейкхолдера в корпоративном управлении российского бизнеса на примере компании «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
Задачи исследования:
1. Выявить этапы и направления стейкхолдер-менеджмента
2. Определить роль стейкхолдер-менеджмента в системе корпоративного управления
3. Выделить этапы взаимодействия компании со стейкхолдерами
4. Выявить и описать подходы управления взаимодействием компании с государством как стейкхолдером
5. Сформировать рекомендации для совершенствования системы управления взаимоотношениями с государством как стейкхолдером компании «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
Объект исследования: управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами в системе корпоративного менеджмента.
Предмет исследования: Управление взаимоотношениями с государством как заинтересованной стороной компании
Научная новизна заключается в разработке системы управления взаимодействием с заинтересованными сторонами в рамках компании.
Использованные источники информации. Для достижения поставленной цели и решения задач использована научная литература таких авторов как: Благов Ю. Е., А. Менделоу, Э. Фримена, Крик, Э. Т. От слов к делу. Взаимодействие с заинтересованными сторонами, Моргунова, Р. В. Менеджмент стейкхолдеров, также использованы зарубежные источники: Stakeholder Research Toolkit: Best practice guidelines for measuring and monitoring stakeholder relationships in the mining and metals industry resources sector. ICMM. 2015, The A to Z of Corporate Social Responsibility: A Complete Reference Guide to Concepts, Codes and Organizations, стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами (АА1000 SES).
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы.
Анализ эволюции определения термина «стейкхолдер» позволяет сделать вывод о том, что современное определение имеет множество вариаций. В ходе эволюции концепции стейкхолдеров, это определение было расширено и уточнено. В настоящее время под "стейкхолдерами" обычно понимают все группы людей или организации, которые могут быть затронуты деятельностью компании, включая не только внутренние группы, но и внешние группы: клиентов, поставщиков, конкурентов, государственные организации, общественные организации, экологические группы. В дополнение к этому, были предложены различные классификации стейкхолдеров в зависимости от степени их вовлеченности в деятельность компании и уровня их влияния на ее функционирование. Например, одна из самых распространенных классификаций - это разделение стейкхолдеров на важных и менее важных, а также на влиятельных и менее влиятельных. Эти изменения и уточнения определения "стейкхолдера" связаны с растущей роли социальной ответственности бизнеса и с пониманием того, что удовлетворение потребностей всех групп, которые связаны с деятельностью компании, может существенно повлиять на ее успех и долгосрочную устойчивость. В рамках проведения теоретического исследования стейкхолдер-менеджмента было выявлено, что концепция стейкхолдеров прошла длительный путь развития и находится в тесной связи с различными областями знаний, включая корпоративную социальную ответственность и устойчивое развитие. Было выявлено две классификации этапов эволюции стейкхолдер-менеджмента, которые описывают его развитие. Одна из них отображает изменения во взаимодействии компании со стейкхолдерами, параллельно с развитием КСО. Сначала компании реагировали на давление общественности и начали взаимодействовать с заинтересованными сторонами, затем осознали важность такого взаимодействия и начали инициативно проявлять интерес к стейкхолдерам на постоянной основе. Конечной стадией является стратегическое взаимодействие для обеспечения устойчивой конкурентоспособности. Автором предложено добавить четвертое поколение в пирамиду эволюции, которое включало бы создание специальных подразделений или должностных лиц, занимающихся изучением взаимодействия и обратной связи от заинтересованных сторон. Первые два поколения следовало бы объединить, поскольку малые и средние компании продолжают проходить эволюцию с первой стадии - реагируя на давление общественности, тогда как крупные корпорации уже давно используют стейкхолдер-менеджмент в своей деятельности. Т. Дональдсон и Л. Престон в своей статье "Теория корпорации заинтересованных сторон: концепции, доказательства и следствия" предложили еще одну концепцию эволюции теории стейкхолдер-менеджмента, включающую нормативные, инструментальные и описательные измерения. Автором рассмотрено два направления управления стейкхолдерами: интеграция стейкхолдер-менеджмента в концепцию корпоративной социальной ответственности, которая предполагает анализ, оценку и отслеживание результатов взаимодействия со стороны заинтересованных сторон. Второе направление подчеркивает следование миссии компании и учитывает интересы стейкхолдеров, одновременно не забывая о главной цели компании.
Автором определена роль стейкхолдер-менеджмента в системе корпоративного управления, а именно: с точки зрения управления компанией, необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон и удовлетворять их ожидания в целях развития бизнеса, следовательно, стейкхолдер-менеджмент занимает центральное место в корпоративном управлении. Основная задача управления заключается в обеспечении честности, подотчетности и прозрачности деятельности компании, а также приоритета интересов всех сторон. Корпоративное управление является важным элементом для управления рисками, поощрения этичного поведения и обеспечения долгосрочной устойчивости и успеха. Стейкхолдер-менеджмент является неотъемлемой частью системы корпоративного управления и важным элементом достижения целей организации. Управление, основанное на ценностях, играет ключевую роль в стратегии бизнеса, поскольку является гарантией долгосрочного сотрудничества и устойчивого развития организации.
Этапы взаимодействия компании со стейкхолдарами, выделенные автором, основаны по матрице Менделоу. Эти мероприятия и этапы взаимодействия различаются в зависимости от того, к какой категории относятся стейкхолдеры: процесс поиска заинтересованных сторон, организация совместных мероприятий с компанией, сбор и анализ обратной связи от стейкхолдеров. Каждая группа стейкхолдеров, выделенных по модели Менделоу, требует индивидуального подхода и уникальной стратегии взаимодействия. Особое внимание уделяется ключевым стейкхолдерам, которые имеют наибольшее влияние на деятельность компании. Также в параграфе, посвященном взаимодействию компании со заинтересованными сторонами, представлены две альтернативные модели взаимодействия компании со стейкхолдерами: модель стратегического менеджмента заинтересованных сторон, которая включает модели прямого воздействия и модерирования, и модель, основанная на обязательствах перед стейкхолдерами. После рассмотрения экономических моделей было вынесено заключение, что стратегия основывается на ранжировании запросов и интересов стейкхолдеров, а также внутренней и внешней среде компании. Проанализировав заинтересованные стороны ЦСР «Северо-Запад», можно сделать вывод, что стейхолдер-менеджмент занимает определенно главное место в корпоративном управлении компании. Фонд изучает интересы заинтересованных сторон, проводит мероприятия, где обсуждаются волнующие вопросы каждого стейкхолдера, публикует результаты встреч в социальных сетях. Автором сделан вывод, что фонд выделяет 7 групп заинтересованных сторон, которые опубликованы на официальном сайте. При этом, ключевыми из них являются: государство, университеты, бизнес-компании. По матрице «власти/интересов» О.Менделоу главными стейкхолдерами, чьи интересы должны быть всегда удовлетворены относятся государство и сотрудники. Инвестиционные сообщества или же инвесторы относятся к подгруппе, которой необходимо сообщать о последних новостях или результатах проделанных работ и интересоваться их интересами. Помимо этого, в ходе анализа и изучения информации о фонде было понятно, что компания использует различные методы воздействия с заинтересованными сторонами и достаточно уделяет им внимание. Такое активное взаимодействие со стейкхолдерами позволяет фонду лучше понимать их желания, устранять конфликты, повышать их лояльность и активно развивать свою деятельность.
В ходе работы ВКР определено ключевое место государства, как корпоративного стйкхолдера. Особо влияние на компанию воздействует на его дальнейшую стратегию и развитие, именно поэтому компании важно соблюдать требования и запросы от государственных органов. Взаимодействие компании с государством в России только начало развиваться, это сказывается на отсутствии определенной системы взаимодействия, что приводит к неэффективной коммуникации. При этом, существует множество подходов взаимодействия компании с государством, что поможет компании выйти на новый уровень развития. Нами выявлены и описаны подходы управления взаимодействием компании с государством как со стейкхолдером. Один из них - взаимодействие отдела по связям с государственными органами власти через мониторинг, информирование государственных органов о происходящих событиях, а также оказание влияния на них. Также представлены две модели взаимодействия компании с заинтересованными сторонами. В инструментальном измерении Т.Джонсон предложил данные модели. Одна из моделей - модель стратегического менеджмента заинтересованных сторон, которая направлена на улучшение финансовых показателей путем взаимодействия со стейкхолдерами. Данная модель подразделяется на модель прямого воздействия и модерирования. Вторая модель - модель внутренних обязательств перед заинтересованными сторонами, при этом коммуникация основывается на нормативных и моральных обязательствах, а не на меркантильных соображениях. Существует несколько подходов к взаимодействию с государством: имперсональная и персональная стратегии. Имперсональная стратегия предполагает отсутствие прямого взаимодействия с государственными чиновниками, а включает участие в конкурсах на получение грантов и субсидий, приобретение помещений по льготным ценам и другие мероприятия. Некоммерческим организациям это выгодно, так как такие методы помогают минимизировать расходы на взаимодействие с государством и использовать ресурсы в обмен на участие в государственных проектах, что делает ЦЧР "Северо-Запад". Персональная стратегия, наоборот, используется Фондом, который выполняет проекты в области научных исследований и разработок, поэтому государство заинтересовано в их работе, так как видит значимость их деятельности и участвует в таких мероприятиях. Выделены такие подходы взаимодействие как: стратегия КСО, регулятивное сотрудничество, лоббирование интересов, активизм. Кроме того, автор выделяет несколько управленческих подходов, которые различаются по составу участников, целям и практикам, используемым в GR деятельности. Например, один из подходов рассматривает GR как участие коммерческих или некоммерческих субъектов и технологических компаний во взаимодействии с представителями государственной власти, которые могут как быть частью компании, так и выступать в роли наемных участников. Другой подход рассматривает GR как взаимодействие государственной власти с общественными группами, включая не только коммерческий или некоммерческий сектор, но и профессиональные союзы и добровольческие организации. В таком случае, управление будет отличаться от первого подхода и будет охватывать процесс коммуникации правительства и организаций, включая интересы данных групп и общества. Еще один подход в области GR подразумевает баланс интересов компаний и государства, не только для повышения эффективности взаимодействия, но и для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития. Автор приводит три типа моделей, которые служат примерами разнообразных форм сотрудничества между государством и некоммерческими организациями (НКО): взаимодействие государства и НКО, взаимодействие государства, НКО и коммерческого сектора, взаимодействие государства, ассоциаций НКО и объединений коммерческого сектора. НКО могут достичь успешного взаимодействия с государством, если они объединятся с другими НКО, будут следить за государственной повесткой, понимают язык государственной системы, представляют себя в качестве экспертов, вступают в общественные советы и поддерживают регулярное взаимодействие.
И в заключении сформированы рекомендации для совершенствования системы управления взаимоотношениями с государством как стейкхолдером компании «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», такие как
• Проявить более высокий уровень заинтересованности ЦСР "Северо-Запад" в требованиях и запросах государства;
• Изучить имперсональную и персональную стратегии взаимодействия НКО с государством и широко использовать их в своей деятельности;
• Приложить усилия для сближения интересов и точек зрения по решению проблем, связанных с НКО и государством, для более эффективного осуществления проектов;
• Для эффективного и доверительного управления системой взаимоотношений с государством необходимо объединиться с другими НКО, следить за государственной повесткой, знать язык государственной системы, представить свою компанию как эксперта, вступить в общественный совет;
• Получение поддержки от государства в виде льгот и гранто
1. А. Годунова, Е. А. Римских, И. Е. Васеев. Источники новых индустрий. зеленый переход в промышленности и городах. - Выпуск 4 изд. - Санкт-Петербург: 2022. - 67 с.
2. Азарян Н. А. Влияние корпоративного управления на изменение косвенных расходов компании, находящейся в условиях финансовой нестабильности // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2012.
3. Аранович О.Г., Степаненко Е.Е. СИСТЕМНОЕ КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №№ 4 . - С. С. 110-113
4. Ачкасова В.А. GR как составляющая политического маркетинга // Науч. тр. Сев.-Зап. ин-та управления.
5. 2012. Т. 3, № 1. С. 378.
6. Биржа // БЦИнформ URL: https://bcinform.ru/spb/birzha.html (дата обращения: 05.04.2023).
7. Благов Ю.Е. Корпоративная социальна ответственность: эволюция концепции. Спб. Издательство: «Высшая школа менеджмента», 2011. 303 с. С. 130-140
8. Гончаров, А. Ю. Инструменты взаимодействия стейкхолдеров в регионах / А. Ю. Гончаров // Международный академический вестник. – 2015. – № 3(9). – С. 50-51. – EDNUAWKOX.
9. Евтюхов С.С. Управление взаимодействием бизнеса и власти в современной экономической системе // Управление. 2013. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-vzaimodeystviem-biznesa-i-vlasti-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme (дата обращения: 18.02.2023).
10. Ибрагимов Гариб Насир Оглы, Адова Ирина Борисовна Принципы взаимодействия бизнеса с внешними заинтересованными сторонами // Лидерство и менеджмент. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-vzaimodeystviya-biznesa-s-vneshnimi-zainteresovannymi-storonami (дата обращения: 14.12.2022).
11. Киварина Мария Валентиновна Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия // Государственно-частное партнерство. 2014. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-biznes-evolyutsiya-form-vzaimodeystviya (дата обращения: 18.02.2023).
12. Ковязина И. В. Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих организаций в сфере поддержки семей с детьми: анализ проблем и инструменты совершенствования: магистерская диссертация / И. В. Ковязина ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт экономики и управления, Кафедра теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления. — Екатеринбург, 2020. — 96 с.
13. Крамин М. В., Крамин Т. В. Удовлетворение интересов стейкхолдеров как стратегический аспект корпоративного управления // RussianJournalofEconomicsandLaw. 2011. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorenie-interesov-steykholderov-kak-strategicheskiy-aspekt-korporativnogo-upravleniya (дата обращения: 11.02.2023).
14. Мочальников В.Н. Государство и бизнес станут партнерами // ЭКО. 2007. №3 (393). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-biznes-stanut-partnerami (дата обращения: 11.02.2023).
15. НКО и государство: инструкция по взаимодействию // ФИЛАНТРОП URL: https://philanthropy.ru/analysis/2020/11/09/94830/ (дата обращения: 04.04.2023).
16. Олифирова Т.В. Основные особенности и тренды в корпоративном управлении // ExecutiveMBA. – 2020
17. Особенности взаимодействия бизнеса и власти / И. Ю. Беляева, О. В. Данилова, Л. Е. Мошкова [и др.]. – Тверь : Тверской государственный университет, 2018. – 233 с. – ISBN 978-5-7609-1371-5. – EDNYNXXKP.
18. От слов к делу. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. - Выпуск 2 изд. - 2005. - 148 с.
19. О развитии институтов гражданского общества в России [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества. 15 марта, 2013. URL: http://civilfund.ru/mat/20 (дата обращения: 20.03.2023).
20. Притворова Дарья Евгеньевна Взаимодействие государства и бизнес-ассоциаций фактор внешнеэкономической политики // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-gosudarstva-i-biznes-assotsiatsiy-faktor-vneshneekonomicheskoy-politiki (дата обращения: 11.02.2023).
21. Разделяемая ценность // RBENURL: https://rben.ru/home-old/58-for-business-2/introduction/419-razdelyaemaya-tsennost (дата обращения: 23.02.2023).
22. Рахманова М. С., Солодухин К.С. Инновационный стратегический анализ вуза на основе теории заинтересованных сторон: автореф. дис. экон. наук: Владивосток, 2010. - с.40.С-23.
23. Самит, И. Р. Анализ заинтересованных сторон системы менеджмента качества машиностроительного предприятия / И. Р. Самит, И. А. Манакова // Проблемы сертификации, управления качеством и документационного обеспечения управления: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 22 марта 2018 года / Под общей редакцией В.В. Левшиной. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2018. – С. 100-104. – EDNYQKLUL. URL:
24. Способы взаимодействия со стейкхолдерами: решения, которые дают результат // ГК “Росводоканал” | Устойчивый бизнес URL: https://csrjournal.com/12812-sposoby-vzaimodejstviya-so-stejkxolderami-resheniya-kotorye-dayut-rezultat.html (дата обращения: 15.12.2022).
25. Сулимов К.А. Взаимодействие НКО и власти. - 2020. - 12 с.
26. Ткаченко Ирина Николаевна, Злыгостев Александр Андреевич Оценка вклада стейкхолдеров в стоимость компании: пример российского банковского сектора // Управленец. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vklada-steykholderov-v-stoimost-kompanii-primer-rossiyskogo-bankovskogo-sektora (дата обращения: 21.04.2023).
27. «Третий сектор» в России: текущее состояние и возможные модели развития. Доклад о развитии институтов гражданского общества в России [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества. 15 марта, 2013. URL: http://civilfund.ru/mat/20 (дата обращения: 20.03.2023).
28. Хожаев С.С. Способы анализа заинтересованных сторон коммерческой медицинской организации // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/57ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус. англ.
29. Чернышов А. Н. Взаимодействие государства и НКО: возможности, механизмы, проблемы и пути их решения / А. Н. Чернышов // Управленческое консультирование. – 2018. – №10 (118). – С. 89–98.
30. Чубрина К.А. Инструменты взаимодействия государства и бизнеса // JournalofMonetaryEconomicsandManagement. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-biznesa (дата обращения: 11.02.2023).
31. Шабуров Артём Кириллович, Колесников Анатолий Викторович Корпоративное управление с учетом интересов стейкхолдеров // Евразийский научный журнал. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-upravlenie-s-uchetom-interesov-steykholderov (дата обращения: 11.02.2023).
32. Щербаченко П.С. Управление взаимодействием со стейкхолдерами в российских компаниях. Вестник университета. 2018;(5):155-161. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-5-155-161
33. Центр Стратегических Разработок Северо-Запад URL: https://csr-nw.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).
34. Якубов Б.А. Совершенствование организации взаимодействия предпринимательских структур в рамках концепции стейкхолдер-менеджмента: дис. канд. экон. наук наук: 08.00.05. - Великий Новгород, 2014. – 180с.-С.28
35. Ячменева В.М. Методический подход к оценке корпоративной социальной ответственности государства, бизнеса и общества / В.М. Ячменева, Р.А. Тимаев, Ю.Е. Ячменев. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).30. — EDNOYHZAR // BaikalResearchJournal. — 2022. — Т. 13, № 3.
36. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 407 с. — (Политология России).
37. GR: теория и практика: учеб. / под ред. И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 108.
38. Freeman R. E. Strategic management: A stakeholder approach. – Cambridge University Press, 2010.- p.31-32 Freeman, R.E. Stakeholder management and reputation / R.E. Freeman // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbvaopenmind.com/wpcontent/uploads/2013/02/Stakeholder-Management-and-Reputation_R.EdwardFreeman.pdf (Дата обращения - 15.12.2022
39. Mendelow, A. Stakeholder Mapping / A. Mendelow // Proceedings of the 2nd International Conference on Information Systems. Cambridge, MA, 1991.
40. Post, James E., Lee E. Preston, and Sybille Sauter-Sachs. 2002. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. Stanford, Calif: Stanford Business Books.
41. Robert, R. Edward Freeman, and Andrew C. Wicks. 2003. “What Stakeholder Theory Is Not.” Business Ethics Quarterly 13 (4): 479–502. – P. 481 https://doi.org/10.5840/beq200313434