Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования письменной речи у младших школьников с детским церебральным параличом
1.1. Характеристика детей с церебральным параличом 6
1.2. Специфика письменной речи младших школьников, страдающих церебральным параличом 21
Глава II. Экспериментальное изучение письма у младших школьников с детским церебральным параличом
2.1. Организация исследования письма 25
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 29
Глава III. Система работы по устранению нарушения письма у младших школьников с детским церебральным параличом
3.1. Организация обучающего эксперимента 35
3.2. Содержание экспериментального обучения 35
3.3. Результаты контрольного эксперимента… 47
Заключение 51
Список литературы 54
В последние годы увеличивается количество детей с различными проблемами в развитии. Заболевания всё чаще носят системный характер, поэтому у большинства детей отмечаются сложные нарушения, которые затрагивают как физическую, так и психическую сферы.
Несмотря на большое число исследований в области обучения и воспитания детей с церебральным параличом, проблемы коррекции нарушений, которые встречаются у данной категории, остаются до конца нерешёнными.
Письмо – сложный вид деятельности, для овладения которым у ребенка должны быть сформированы операции:
• фонематического анализа слов;
• перевода фонем в графемы, т. е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения элементов;
• перевода зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи – кинемы.
У детей с детским церебральным параличом органическое поражение центральной нервной системы определяет сложную и своеобразную структуру нарушений: сочетание двигательных расстройств с нарушениями высших психических функций.
Выработка автоматических движений затрудняется нарушением мышечного тонуса (спастичностью, ригидностью, атонией, дистонией), ритмичности, силы, точности и скорости движений. Недоразвитие статокинетических рефлексов, нарушения моторного аппарата глаз препятствуют развитию зрительного восприятия, мешают формированию зрительно-моторной координации, задерживают и искажают развитие пространственно-временной ориентировки.
Таким образом, дети с церебральным параличом испытывают наибольшие трудности в процессе перевода фонем в графемы и кинемы.
Детский церебральный паралич характеризуется разнообразием клинических проявлений и разной степенью тяжести заболевания. Поэтому пропедевтическая работа направлена на устранение специфических для каждой формы ДЦП нарушений и формирование тех функций, которые необходимы для полноценного овладения письмом.
Проблема нарушений развития опорно-двигательного аппарата у детей является одной из самых актуальных в детской неврологии и медицинской реабилитации, а также коррекционной педагогике.
До настоящего времени основное внимание в коррекционной работе с больными детьми занимают вопросы медицинского характера (восстановительная терапия, расширение возможностей в движении, оздоровительный массаж и пр.). В логопедии основное время отводится формированию речевых возможностей, однако на второй план отходит коррекционная работа по формированию процесса письма. Часто этим занимаются учителя-надомники или специалисты начального звена, которые не владеют специальными знаниями по коррекции специфических ошибок на письме у таких детей.
Всё это доказывает актуальность выбранной темы.
Цель исследования состоит в определении специфических ошибок письма у младших школьников с церебральным параличом и разработке системы работы по их устранению в ходе логопедической работы.
Объектом исследования в данной работе является письменная речь младших школьников с церебральным параличом.
Предметом исследования является система заданий и упражнений, применяемая в логопедической работе по коррекции письма у учащихся с ДЦП....
Проведенное исследование подтвердило, что расстройства письменной речи младших школьников с церебральным параличом проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, дизартрических расстройств, аномального развития в целом, вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали: А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. Нарушения письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и другие. Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушения письма. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей с нарушениями в развитии.
Цель данной работы состояла в определении специфических ошибок письма у младших школьников с церебральным параличом и разработке системы работы по их устранению в ходе логопедической работы.
Был проведен эксперимент, который заключался в обследовании письменной речи детей данной группы. Результаты обследования письма исследуемой группы детей показали, что частыми и специфическими ошибками являются замены согласных, замены гласных, пропуски гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, раздельное написание частей слова, нарушение согласования, замена слов по звуковому сходству, пропуски слов, слитное написание, замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо букв, общее искажение букв, ошибки на правила правописания, ошибки на правила правописания, не пройденные в классе.
Выявленные в ходе эксперимента особенности письма у учащихся с ДЦП свидетельствуют о том, что их обучение должно иметь выраженную коррекционную направленность. Требуется использование специальных методов и приемов, с помощью которых можно, максимально активизируя познавательную деятельность детей, формировать у них необходимые навыки, корригировать и развивать их письменную речь.
Коррекционная работа, которая проводилась в ходе обучающего эксперимента, была направлена на преодоление специфических ошибок, связанных с нарушением языкового, слогового, фонематического анализа и синтеза и оптико-пространственных представлений.
Работа проводилась поэтапно.
1 этап: развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза. Работа проводилась в следующих направлениях: развивались элементарные формы фонематического анализа и синтеза, уточнялись артикуляторный и акустический образ правильно произносимых звуков.
2 этап: развитие языкового анализа и синтеза. Велась работа по развитию умений анализировать состав предложений, слов, слогов. Еще раз обращалось внимание на сложные формы фонематического анализа и синтеза.
3 этап: развитие оптико-пространственных ориентировок
Данный этап включал в себя задания, игры и упражнения по следующим направлениям:
• Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.
• Развитие зрительного анализа и синтеза; уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
• Формирование пространственного восприятия и представлений.
Итоги контрольного эксперимента позволили сделать вывод о том, что количество специфических ошибок в письме у учащихся с ДЦП значительно уменьшается и исчезает, если проводить систематические мероприятия по развитию языкового, фонематического анализа и синтеза, оптико-пространственных ориентировок, которые предлагаются в разработанной системе упражнений.
Это подтвердило эффективность предложенной нами системы работы и подтвердило выдвинутую ранее гипотезу.
1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом. // Дефектология. – №3, 2001. – 91 с.
2. Аристова Т.А., Архипова Г.А. и др. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 172 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989. – 178 с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., Международная педагогическая академия, 1994. – 208 с.
5. Бадалян JI.O., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. //Здоровье, 1988. – С.65-70.
6. Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 318 с.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., Просвещение, 1973. – 189 с.
8. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 127 с.
9. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М., Изд. Центр Академия, 1999. – 272 с.
10. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – М.,1977. – 96 с.
11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 335 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
12. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда. – М., «Просвещение», 1991. – 63 с.
13. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., «Просвещение», 1972. – 206 с.
14. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 238 с.
15. Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. – М.,Школа-пресс,1993. – 114 с.....42