Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

Работа №14854

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
968
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении
предмета «Окружающий мир 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте образовательного стандарта начального образования 7
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» (А.А.Плешаков) с точки зрения развития коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 15
1.3 Характеристика педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
при изучении окружающего мира 20
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
при изучении предмета «Окружающий мир 33
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 34
2.2. Реализация комплекса заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении
окружающего мира 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных
источников 47
Приложения 53


Современное общество выдвигает ряд требований к результатам обучения, в частности, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым.
Начальная школа является главной ступенью в процессе получения общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) результатом обучения обозначено умение учиться, одним из основных показателей которого является сформированность универсальных учебных действий (УУД), в том числе и коммуникативных.
Большой вклад в разработку вопросов теории и практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников внесли А.Г. Асмолов, В.Г. Атласова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.П. Воюшина, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.
Значимость уроков окружающего мира для формирования универсальных учебных действий и их специфика обусловлены возможностью организации продуктивной совместной деятельности учащихся, формирования навыков работы в группе, что подразумевает развитие коммуникативных действий.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира.
Цель исследования: определить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» и доказать их эффективность.
Объект: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза: развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация работы обучающихся в группах при изучении объектов, процессов и явлений природы;
- использование проблемных ситуаций на уроках, организация дискуссии при обсуждении экологических и других проблем;
- включение младших школьников в проектную деятельность различной тематики, связанной с содержанием курса окружающего мира (экологические, краеведческие и пр.) и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте образовательного стандарта начального образования.
2. Провести анализ материала учебно-методического комплекта «Окружающий мир» (А.А Плешаков) с точки зрения развития коммуникативных УУД младших школьников.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития коммуникативных УУД младших школьников при изучении окружающего мира.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова;
- методика диагностики уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира, который может использоваться в практике учителей начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, АГГПУ, 2018). Публикация в сборнике конференции: «Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте образовательного стандарта начального образования, представлен анализ содержания УМК А.А. Плешакова «Окружающий мир» с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» описаны организация и методика опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 53 наименования.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для развития коммуникативных навыков необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, четко и ясно выражать свои мысли письменно или устно, вступать в диалог и грамотно строить свою речь. Учащийся постигает коммуникативные УУД через включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих действий. Работа по развитию коммуникативных УУД проводится в процессе усвоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием за счёт изменения методов сотрудничества учащихся.
УМК «Окружающий мир» А.А.Плешакова включает задания, предусматривающие работу детей в группах, парную работу. Предлагаемые в данном УМК задания могут быть дополнены с учетом соблюдения следующих педагогических условий: организация работы обучающихся в группах при изучении объектов, процессов и явлений природы; использование проблемных ситуаций на уроках, организация дискуссии при обсуждении экологических и других проблем; включение младших школьников в проектную деятельность различной тематики, связанной с содержанием курса окружающего мира и пр.
На констатирующем этапе в ходе опытно-экспериментальной работы, нами были выявлены уровни сформированности коммуникативных УУД у младших школьников. Проанализировав полученные результаты, на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был разработан и реализован комплекс заданий, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 «Б» класса (опытной группы) на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторная диагностика на контрольном этапе и анализ результатов опытно-экспериментальной работы показали, что разработанный нами комплекс занятий способствовал эффективному развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира.
Таким образом, развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе происходит более эффективно при создании педагогических условий, заявленных в гипотезе. Можем сделать вывод, что поставленные цели и задачи исследования выполнены, а выдвинутая гипотеза доказана.



1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний [Текст]: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 36 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
3. Атласова, В.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности [Текст] / В.Г. Атласова // Концепт. - 2015. - С. 336-340.
4. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - N° 2. - С. 74-78.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битиянова. - М.: Генезис, 2012. - 297 с.
6. Воюшина, Е.П. Методика оценки сформированности универсальных учебных действий (1-2 классы): методическое пособие [Текст] / Под ред. М.П. Воюшиной, Е.П. Суворовой. - СПб.: РГПУ им.
А.И. Герцена, 2015. - 112 с.
7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
8. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / И.А. Гришанова. - М.: Монография. - 2006. - 137 с.
9. ДавыДов, В.В. Формирование учебной деятельности младшего школьника [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1982. - 216 с.
10. Дмитриева, О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс [Текст] / О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2006. - 148 с.
11. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / К.П. Зайцев // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
12. Занков, Л.В. Развитие и обучение (экспериментально¬педагогическое исследование) [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1995. - 401 с.
13. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого¬педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [Текст] / В.П. Зинченко. -М.: Просвещение, 2002. - 195 с.
14. Калинина, Н.В. Обеспечение компетентностных результатов начального образования в условиях внедрения стандартов второго поколения [Текст]: методическое пособие / Н.В.Калинина, А.П.Мишина, В.В.Зарубина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 152 с.
15. Королькова, Л.В. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова, Н.Б. Лебедева // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 13-14.
16. Корепанова, М.Б. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» [Текст]: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. - М.: Просвещение, 2005. - 87 с.
17. Клюева, Н.В. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Клюева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
18. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / О.В. Клубович // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
19. Козюренко, М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения [Текст] / М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
20. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий [Текст] / Т.А. Крайнева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
21. Леонтьев, А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Новая книга, 2006. - 253 с.
22. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова. - Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 9-12.
23. Семенов, И.Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности A. М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности [Текст] / И.Н. Семенов // General psychology, personality psychology, history of psychology. - 2014. - № 6. - С. 49-73.
24. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1995. - 291 с.
25. НоволоДская, Е.Г. Технология проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте [Текст]: монография / Е.Г. Новолодская. - Бийск: АГГПУ им. B. М. Шукшина, 2016. - 282 с.
26. Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: «Педагогика», 1988. - 85 с.
27. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас [Текст]: учеб. для 1 кл. в 2 ч. 2 ч. / А.А.Плешаков. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 121 с.
28. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас [Текст]: учеб. для 2 кл. в 2 ч. 2 ч. / А.А.Плешаков. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
29. Плешаков А.А. Мир вокруг нас [Текст]: учеб. для 3кл. в 2 ч. 1 ч. / А.А. Плешаков. - 6-е изд.-М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
30. Плешаков А.А. Поурочные планы по курсу «Окружающий мир». 3 класс [Текст] / А.А. Плешаков. - Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 2002. - 136 с.
31. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас [Текст]: учеб. для 4 кл. в 2 ч. 1 ч. / А.А. Плешаков. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 162 с.
32. Позднякова, Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников [Текст] / Е.В. Позднякова, В.С. Кузнецова, Т.И. Долматова // Начальная школа. - 2001. - № 11. - С. 23-24.
33. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
34. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Известия, 1993. - 112 с.
35. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст] / В.В. Рубцов. - М.: Просвещение, 1987. - 154 с.
36. Рудь, М.Г. Коммуникативная культура как основное требование к профессиональной подготовке учителя [Текст] / М.Г. Рудь. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 275 с.
37. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии [Текст] / В.В. Сериков. - Волгоград: изд-во Волгоградского государственного университета, 1994. - 94 с.
38. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Просвещение, 1995. - 75 с.
39. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Электронный ресурс] /
С.А. Тюрикова. - Режим доступа: / http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf (Дата обращения 10.10.2017)
40. Усова, A.B. Учись самостоятельно учиться [Текст] / A.B. Усова,
B. А. Беликов. - М.: Просвещение, 2003. - 126 с.
41. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Фаир-пресс, 2004. - 239 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - 29 с.
43. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников [Текст] / Л.Ю. Фомина // Начальная школа. - 2003. - № 10. -C. 99-102.
44. ФеДотова, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] / А.В. Федотова. - режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/articleM866. - Дата обращения 12.01.2018.
45. Хуторский A.B. Современные педагогические инновации на уроке [Электронный ресурс] / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. - 2007. - № 7. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal. - Дата обращения 01.11.2017.
46. Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству. Вопросы психологии [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение, 1993. - 150 с.
47. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст] / Г.А. Цукерман // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 14-17.
48. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. - 224 с.
49. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению [Текст] / Л.А. Шустова. - М.: Просвещение 1999. - 103 с.
50. Шипицына, Л.М. Основы коммуникации [Текст] /Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - СПб.: Образование. 1995. - 112 с.
51. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 193 с.
52. Юмашева, И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / И.А. Юмашева; Оренбург, гос. пед. ун-т. - Оренбург: ОГПУ, 2005. - 24 с.
53. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст]: методическое руководство [Текст] / Л.А. Ясюкова. - СПб: ГП ИМАТОН,
2008. - 215 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ