ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2. Организация работы по развитию основных движений у младших дошкольников в ДОО 12
1.3. Методика организации интегрированной образовательной деятельности по физической культуре в ДОО23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Определение уровней сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию основных движений у младших дошкольников в процессе интегрированной образовательной деятельности 37
2.3. Определение эффективности использования интегрированной образовательной деятельности в работе по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы ни осознавалось особое значение дошкольного периода онтогенеза человека в формировании здоровья, полноценного физического и психического развития, становления личности. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств.
Одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление здоровья детей. В настоящее время здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.
По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные организации, наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой [2].
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой [6].
Таким образом, сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Однако, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована, главным образом, на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи, преимущественно, двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов, интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач [9]....
Необходимость взаимосвязанного использования разных видов деятельности в воспитании и развитии ребенка определяется тем, что, применительно ко всем его видам, можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования способностей ребенка. Главная задача – это углубление понимания, создание условий для эмоциональной отзывчивости, развития творческой активности и воображения детей, способствующих формированию интереса к познанию нового.
В интегрированной образовательной деятельности применяются новые, более эффективные формы и методы работы, создаются ситуации, при которых к восприятию нового материала подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса у детей к познанию, является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания.
Интеграция охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития и игру. Принцип интеграции основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации педагогического процесса соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой, происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени развития.
Целью нашего исследования было обосновать и определить эффективность использования интегрированной образовательной деятельности в работе по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
В практической части мы провели экспериментальную работу на базе МДОУ д/с №13 г. Сердобска. В исследовании принимали участие дети в возрасте 3-4 лет, в количестве 20 человек: 10 детей составили ЭГ, 10 дошкольников вошли в КГ.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста мы провели соответствующие задания, с помощью которых выявили, что у дошкольников ЭГ и КГ основные виды движений сформированы недостаточно.
В формирующей части эксперимента с детьми ЭГ проводилась интегрированная образовательная деятельность, направленная на развитие основных движений.
Затем были повторно проведены диагностические задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведенной работы, был отмечен значительный прирост всех показателей развития основных движений у детей экспериментальной группы.
Из всего этого можно сделать вывод, что интегрированная образовательная деятельность способствует развитию у детей младшего дошкольного возраста навыков основных движений. Таким образом, выдвинутая гипотеза, подтвердилась. Следовательно, интегрированную образовательную деятельность можно назвать важным воспитательным инструментом, а обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
1. Амарян Р.И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Детство, 2004. – 67 с.
2. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М.: Аркти, 2001. – 211 с.
3. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург: ПО Север, 1994. – 152 с.
4. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. – М.: Педагогика, 1993. – 172 с.
5. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры – магистральный путь формирования ее теории. // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №5. – С. 59-62.
6. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 2000. – 256 с.
7. Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие. – М., 2007. – 71 с.
8. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995. – 271 с.
9. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №2. – С. 11-12.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
11. Коровина Л.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий. – М.: Наука, 1999. – 176 с.
12. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
13. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. / Сост. И.Н. Решетень. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 359 с.
14. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: ИкМА, 2005. – 127 с.
15. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1990. – 272 с....31