Развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста в процессе интегрированной образовательной деятельности в ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2. Организация работы по развитию основных движений у младших дошкольников в ДОО 12
1.3. Методика организации интегрированной образовательной деятельности по физической культуре в ДОО23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Определение уровней сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию основных движений у младших дошкольников в процессе интегрированной образовательной деятельности 37
2.3. Определение эффективности использования интегрированной образовательной деятельности в работе по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2. Организация работы по развитию основных движений у младших дошкольников в ДОО 12
1.3. Методика организации интегрированной образовательной деятельности по физической культуре в ДОО23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Определение уровней сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию основных движений у младших дошкольников в процессе интегрированной образовательной деятельности 37
2.3. Определение эффективности использования интегрированной образовательной деятельности в работе по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы ни осознавалось особое значение дошкольного периода онтогенеза человека в формировании здоровья, полноценного физического и психического развития, становления личности. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств.
Одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление здоровья детей. В настоящее время здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.
По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные организации, наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой [2].
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой [6].
Таким образом, сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Однако, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована, главным образом, на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи, преимущественно, двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов, интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач [9]....
Одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление здоровья детей. В настоящее время здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.
По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные организации, наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой [2].
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой [6].
Таким образом, сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Однако, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована, главным образом, на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи, преимущественно, двигательного характера. В то же время, как указывает И.М. Козлов, интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач [9]....
Необходимость взаимосвязанного использования разных видов деятельности в воспитании и развитии ребенка определяется тем, что, применительно ко всем его видам, можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования способностей ребенка. Главная задача – это углубление понимания, создание условий для эмоциональной отзывчивости, развития творческой активности и воображения детей, способствующих формированию интереса к познанию нового.
В интегрированной образовательной деятельности применяются новые, более эффективные формы и методы работы, создаются ситуации, при которых к восприятию нового материала подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса у детей к познанию, является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания.
Интеграция охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития и игру. Принцип интеграции основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации педагогического процесса соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой, происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени развития.
Целью нашего исследования было обосновать и определить эффективность использования интегрированной образовательной деятельности в работе по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
В практической части мы провели экспериментальную работу на базе МДОУ д/с №13 г. Сердобска. В исследовании принимали участие дети в возрасте 3-4 лет, в количестве 20 человек: 10 детей составили ЭГ, 10 дошкольников вошли в КГ.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста мы провели соответствующие задания, с помощью которых выявили, что у дошкольников ЭГ и КГ основные виды движений сформированы недостаточно.
В формирующей части эксперимента с детьми ЭГ проводилась интегрированная образовательная деятельность, направленная на развитие основных движений.
Затем были повторно проведены диагностические задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведенной работы, был отмечен значительный прирост всех показателей развития основных движений у детей экспериментальной группы.
Из всего этого можно сделать вывод, что интегрированная образовательная деятельность способствует развитию у детей младшего дошкольного возраста навыков основных движений. Таким образом, выдвинутая гипотеза, подтвердилась. Следовательно, интегрированную образовательную деятельность можно назвать важным воспитательным инструментом, а обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
В интегрированной образовательной деятельности применяются новые, более эффективные формы и методы работы, создаются ситуации, при которых к восприятию нового материала подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса у детей к познанию, является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания.
Интеграция охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития и игру. Принцип интеграции основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации педагогического процесса соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой, происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени развития.
Целью нашего исследования было обосновать и определить эффективность использования интегрированной образовательной деятельности в работе по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
В практической части мы провели экспериментальную работу на базе МДОУ д/с №13 г. Сердобска. В исследовании принимали участие дети в возрасте 3-4 лет, в количестве 20 человек: 10 детей составили ЭГ, 10 дошкольников вошли в КГ.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста мы провели соответствующие задания, с помощью которых выявили, что у дошкольников ЭГ и КГ основные виды движений сформированы недостаточно.
В формирующей части эксперимента с детьми ЭГ проводилась интегрированная образовательная деятельность, направленная на развитие основных движений.
Затем были повторно проведены диагностические задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведенной работы, был отмечен значительный прирост всех показателей развития основных движений у детей экспериментальной группы.
Из всего этого можно сделать вывод, что интегрированная образовательная деятельность способствует развитию у детей младшего дошкольного возраста навыков основных движений. Таким образом, выдвинутая гипотеза, подтвердилась. Следовательно, интегрированную образовательную деятельность можно назвать важным воспитательным инструментом, а обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Подобные работы
- Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Театрально-игровая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мотивирующей образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2024 - Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Организационно педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





