Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности школьной неуспешности подростков из неполных семей

Работа №148528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты школьной неуспешности
1.1. Понятие школьной неуспешности. Ключевые факторы 5
1.2. Условия воспитания, как возможный фактор, формирующий школьную
неуспешность детей из неполных семей 10
Выводы по главе 1 17
Глава II. Исследование школьной неуспешности подростков из неполных семей
2.1. Картина школьной неуспешности детей из неполной семьи 19
2.2. Исследование условий воспитания, как одного из возможных факторов,
формирующих школьную неуспешность детей из неполных семей 26
2.3. Рекомендации к организации работы c родителями детей из неполной
семьи 33
Выводы по главе II 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 50

Актуальность исследования. Ситуация школьной неуспешности детей и подростков из неполных семей не является новой проблемой для российского образования. Но с каждым годом эта проблема становится все более актуальной, так как в связи с увеличением количества разводов увеличивается и количество неполных семей. Наличие детей в семье уже давно перестало быть сдерживающим условием для сохранения брака, и потому год от года растет количество семей, в которых дети остаются без одного из родителей. Полноценное воспитание ребенка, а тем более подростка одним родителем весьма затруднительно, потому что
материальное обеспечение и решение бытовых проблем семьи является первостепенным. Именно поэтому, одинокий родитель малую часть своего времени уделяет ребенку (детям) и его воспитательные функции находятся на низком уровне. Это в значительной степени отражается на поведении, психологическом самочувствии и школьной успеваемости ребенка. И как следствие этого, у ребенка, подростка возникают коммуникативные трудности во взаимодействии с ровесниками и педагогами, снижается успеваемость, начинаются пропуски уроков без уважительной причины, возникают проблемы психологического характера (неврозы, агрессивные настроения и депрессивные состояния).
Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования, в соответствии с которой были определены объект, предмет и цель исследовательской работы.
Объект исследования школьная неуспешность подростков
Предмет исследования картина школьной неуспешности подростков из неполных семей
Цель работы - выявление симптомов и связанных с ними факторов школьной неуспешности подростков из неполной семьи.
Задачи исследования:
• раскрыть феномен «школьной неуспешности»;
• выявить факторы, влияющие на формирование школьной неуспешности у подростков из неполных семей;
• исследовать симптомы школьной неуспешности подростков из неполной семьи;
- разработать рекомендации по системе работы с родителями детей из неполных семей.
Гипотеза исследования: особенность семейного воспитания в неполной семье проявляется в снижении контроля одинокого родителя над учебной ситуацией и приводит к школьной неуспешности подростка.
Методы исследования: теоретический анализ, контентный анализ, метод наблюдения, метод беседы, методы анкетирования, социологический опрос, метод социометрии Морено, карта наблюдений Скотта.
База исследования Общеобразовательное учреждение «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Красноярская университетская гимназия №1-Универс» города Красноярска. В работе принимали участие 8 учащихся основной школы - подростки 13-14 летнего возраста из неполных семей.
Сроки проведения исследовательской работы: сентябрь 2016 - март 2017
года.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выявление факторов и связанных с ними симптомов, способствующих формированию школьной неуспешности у подростков из неполных семей, является центральным в нашем исследовании.
В ходе исследовательской работы нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по заданной проблеме, мы раскрыли такие понятия, как феномен «школьной неуспешности», неполная семья.
В результате проведения диагностики психолого-педагогических проблем подростков, участвующих в исследовании, анализа информации об успеваемости и пропусках уроков, подведения итогов бесед и анкетирования подростков, и их классных наставников - нами был выделен ведущий фактор, формирующий школьную неуспешность: условие воспитания в неполной семье.
В результате анализа анкет подростков, классных наставников, родителей, подведения итогов бесед с родителями, нами был выделена модель воспитания в неполных семьях - гипоопека, а также установлены ведущие симптомы, характеризующие условия воспитания в неполной семье :
• характер общения (конфликты, равнодушие или нежелание вникать в проблемы подростка);
• стиль воспитания (попустительский, занятость родителя своими проблемами);
• равнодушие, как к учебной, так и досуговой деятельности подростка.
Результаты проведенного исследования позволяют нам утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что особенность семейного воспитания в неполной семье проявляется в снижении контроля одинокого родителя над учебной ситуацией и приводит к школьной неуспешности подростка, является верной .
На основании проведенного исследования, нами было разработано несколько рекомендаций по системе проведения индивидуальной
профилактической и реабилитационной работы с родителями детей из неполных семей. Эти рекомендации представляют собой частную попытку разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения подростков и их родителей из неполной семьи.


1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2005. 303 с.
2. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: Занятия, игры, тесты: 7-11 классы. Москва : Изд-во Первое сентября, 2005. 208 с.
3. Большая советская энциклопедия. М : Изд-во Советская энциклопедия, 1969—1978.
4. Баркан А.И. Дети нашего времени: методическое пособие для педагогов и родителей. М : Изд-во АСТ, 2010. 412 с.
5. Башкирова, Н.Н. Современный ребенок и его проблемы: методическое пособие для родителей. СПб : Изд-во Наука и техника. 2007. 240 с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М : Изд-во Академия, 2000. 192 с.
7. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М : Изд-во Чистые пруды, 2005. 32 с.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М : Изд-во Генезис, 2000. 298 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А.. Педагогика: учебник для вузов. СПб : Изд-во Питер, 2003. 304 с.
10. Василькова Ю.В., Методика и опыт работы социального педагога. М : Изд-во Академия, 2011. 160 с.
11. Гершгорина О.В., Владимирова Т.Д.. Расстройство поведения у детей и подростков. Коррекционно-педагогический процесс: Методические рекомендации врача-психиатра и психолога педагогам. Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2004. 27 с.
12. Демографический энциклопедический словарь. М: Изд-во Советская
энциклопедия, 1985. 284 с.
13. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. М : Изд-во Академия, 1995. 123 с.
14. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Пособие для школьных психологов. М : Изд-во Академия, 1995. 170 с.
15. Ефимова Н.С., Литвинова А.В.. Социальная психология: учебник для СПО. М : Изд-во Юрайт, 2016. 442 с.
... всего 34 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ