ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И УРОВНЕЙ АКТИВАЦИИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ГИПОКСИЧЕСКИ-
ГИПЕРКАПНИЧЕСКИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 10
1.1 Психофизиологические особенности мозговой деятельности 10
у детей с дефицитом внимания
1.2 Роль активирующих механизмов и энергетического 19
состояния коры мозга в формировании функционального состояния мозговой деятельности
1.3 Влияние гипоксически-гиперкапнических воздействий на 24 функциональное состояние головного мозга
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
3.1 Особенности нейрометаболизма и активационных влияний на кору головного мозга младших школьников с дефицитом внимания
3.2 Взаимосвязь интенсивности нейроэнергометаболизма с 53 уровнем активационных механизмов головного мозга у детей с дефицитом внимания
3.3 Изменения уровней активации и нейроэнергометаболизма 58 головного мозга у младших школьников после проведения гипоксически-гиперкапнических дыхательных тренировок
ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 65
ВЫВОДЫ 71
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
Задачи сохранения психического и физического здоровья
подрастающего поколения сегодня стоят перед государством в числе приоритетных, от решения которых зависит жизнеспособность наций.
На современном этапе развития физиологии наиболее актуальной выступает проблема изучения мозговых механизмов, обеспечивающих компенсаторно-приспособительные возможности организма. Наряду с поисками методов объективной диагностики, не менее актуальной является проблема выявления способов и повышения эффективности коррекции функционального состояния головного мозга (G.Scerif, 2015;
M. Klein, 2017).
В процессе развития организм человека как целостная динамическая система непрерывно приспосабливается к новым условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов.
В последние годы отмечается ряд существенных изменений относительно той категории детей, которых принято объединять понятием «дети с проблемами в развитии»: помимо увеличения числа детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, стало очевидным, что многие из них имеют системный характер, отражаясь на физическом, психическом и социальном статусе ребенка.
К числу подобных нарушений, имеющих системный характер, можно отнести одну из самых распространенных дисфункций детского возраста - это дефицит внимания. Его встречаемость составляет 5—30% детей в популяции (Ю.Д. Кропотов, 2010; Ю.А.Фесенко, 2015; Н.Н. Заваденко, 2017; J.T. Nigg, 2002; J.Biederman, 2005; C.Tye, 2014; T.Shitht, 2016). Примерно в половине случаев симптомы заболевания отмечаются у взрослых (Л.С.Чутко, 2017; J.Biederman , 2011; R.M. Anderson, 2013;
N. Colaneri, 2017; M.Klein, 2017).
Основные признаки дефицита внимания включают в себя невнимательность, пониженную работоспособность, замедленный темп мышления, сниженную память, церебрастенические нарушения, эмоционально-волевую недостаточность или незрелость высших психических функций. Обычно это нарушения сочетаются с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков (Л.С.Чутко, 2011; R.A.Barkley, 2006; P.Corcum, 2010; D.Daley, 2016).
Дефицит внимания является мультифакториальным расстройством, в генезе которого участвует комплекс генетических, биологических и средовых факторов, способных приводить к нарушению деятельности головного мозга в перинатальном периоде (О.Р.Ноговицина, 2012; T.Archer, 2011; F.Craig, 2015; E.Murray, 2016; C.Ye, 2016). В основе нарушений внимания детей лежат биохимические (Н.Н. Заваденко, 2014; K.Seymour , 2016; M.Silvetti, 2013; S.Ziegnler, 2016) и анатомические нарушения (K.Swift, 2014; E.Willcutt, 2014) кортикальных и субкортикальных отделов, в частности затрагивающих лобные отделы коры и базальные ганглии (F.X. Castellanos, 2012; L.Liu, 2015; M.Snyder, 2015; V.Vilgis, 2016).
Считается, что основа этих нарушений может быть обусловлена взаимомодулирующими влияниями коры и подкорковых структур головного мозга, а от активности последних зависит обмен питательными веществами, энергетическим субстратом и продуктами метаболизма между клетками головного мозга и сосудистым руслом (В.Ф.Фокин, Н.В.Пономарева, 2003). Из этого следует, что эффективность работы мозговых структур, определяющих оптимальное функциональное состояние головного мозга может быть обусловлена нейрометаболическими процессами (В.Ф.Фокин, Н.В. Пономарева,2007; И.В.Филиппов, 2007; В.М.Кирсанов, 2011; S.Murik, 2012; J.McGough, 2013; B.MacManus, 2017). В то же время, церебральный энергетический метаболизм тесно связан с активационными механизмами: активностью подкорковых структур и ретикулярной формации, обеспечивающих оптимальный тонус коры головного мозга для формирования оптимального функционального состояния (ФС) мозговой деятельности (М.М.Безруких и соавт., 2009).
...
1. Полученные данные свидетельствуют о том, что младшие школьники с дефицитом внимания отличаются от группы здоровых детей по характеристикам активационных влияний, у них преобладает высокий и ассиметричный уровень активации: в 45,3% и в 36,6% случаев соответственно.
2. Полученные данные свидетельствуют о том, что младшие школьники с дефицитом внимания отличаются от группы здоровых детей по интенсивности энергетического метаболизма коры головного мозга. Выявлены увеличения нейроэнергообмена в лобном отделе на 52,6%, в правом височном на 29,7%, в левом височном отделе на 12,9%.
3. Курс гипоксически-гиперкапнических тренировок, в коррекционном комплексе, у детей с дефицитом внимания приводит к значимым и положительным изменениям механизмов активации и нейрометаболизма. II УА увеличился на 59% , III уменьшился на 26,7%, IV уменьшился на 30%. Уровень энергетического метаболизма уменьшился в лобном отделе на 49,3%, в левом височном на 41,5%, в правом височном отделе на 16,3%