Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Работа №148523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе 7
1.1. Понятие эмоций в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Развитие эмоций в онтогенезе 12
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с РАС 15
1.4.Особенности эмоциональной сферы детей с РАС 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2.Организация и проведение эксперимента 30
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
Выводы по 2 главе 41
Глава З.Психологическая коррекция эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с РАС 42
3.1. Научно - теоретические и методологические подходы к коррекции
эмоциональной сферы у старших дошкольников с РАС 42
3.2. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста с РАС 48
Выводы по 3 главе 54
Заключение 55
Библиография 58
Приложения 63

Актуальность данной выпускной квалификационной работы объясняется тем, что в последние годы появляется тенденция к увеличению числа детей с расстройством аутистического спектра. По статистике расстройством аутистического спектра в мире страдает более 10 млн человек. Некоторое время назад, каждый десятитысячный ребенок рождался с РАС. С каждым годом таких детей становится 11 - 17% больше.
Термин аутизм впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году. Аутизм - «бегство» от реальности. Что характеризуется фиксацией на внутреннем мире включающем аффективные комплексы и переживания. Если рассматривать интроверсию и аутизм, который будет патопсихологическим состоянием, то существенное отличие в нем будет заключаться в личностных измерениях или считаться болезненным вариантом интроверсии.
Синдром Аспергера - конституциональная патология аутистического типа, данное состояние, как и в случае раннего детского аутизма, определяется нарушениями в коммуникации, недооценкой реального мира, ограниченным и специфическим, стереотипными увлечениями, которые отличают таких детей от сверстников.
Синдром Каннера или РДА (Ранний детский аутизм) - расстройство для которого характерно проявление диссоциативного дизонтогенеза. Другими словами при раннем детском аутизме неравномерно происходит развитие психической, моторной, речевой, эмоциональной сфер деятельности, которое сочетается с нарушением социального общения и коммуникации.
Эмоции играют очень важную роль в развитии ребенка.
Такой известный ученый В.В.Лебединский утверждает, что эмоции выступают в качестве регулятора структуры эмоциональной сферы. Данная система наиболее быстро начинает реагировать на разные внешние раздражители окружающего мира и на внутренние посылы организма ребенка.
А.Д.Кошелева утверждает, что взаимодействие ситуативных эмоций и обобщенных суждений - чувств, которые происходят из одного и того же содержании, приводит к тому, что сознание ребенка начинает постоянно само двигаться.
При расстройствах аутистического спектра искажение психики ребёнка затрагивает и его эмоциональную сферу. У детей с РАС имеются такие проблемы как незрелость эмоциональных реакций, выражение отрицательного аффекта, особая неразделенность положительных и отрицательных переживаний, осознание, отражение эмоций других людей.
Цель исследования - выявить особенности эмоциональной сферы у дошкольников с РАС, разработать программу психологической коррекции эмоциональной сферы у данной категории детей.
Объект исследования - эмоциональная сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Анализ развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС
4. Разработать программу коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предположили, что для эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС будет характерно:
• трудности в понимании эмоций;
• низкий уровень развития эмоциональной сферы;
• трудности в выражении эмоций.
Теоретическая значимость
Заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра
Практическая значимость
Заключается в разработке психолого-педагогической программы коррекции и развития эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе было установлено, что данная тема актуальна для специальной психологии и педагогики.
Анализируя общую и специальную психолого-педагогическую
литературу, освещающую состояние изученности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что эмоциональная сфера играет важную роль в развитии ребёнка и становлении его личности. В настоящий момент нет единого взгляда на сущность и структуру чувств и эмоций. Это подтверждается тем, что ученые не могут придти к единому мнению. Дискуссии исследователей проводятся на самые разные темы. Например, на тему происхождения и природы эмоций и чувств. Благодаря этому на современном этапе исследования эмоций, существует большое количество базы разноплановых исследований и подходов к изучению эмоциональной сферы. В онтогенезе эмоций человека можно выделить 4 этапа : новорожденный, младенческий,с 3-4 лет до 12-14 и этап формирования высших эмоций, который достигается к 20-22 годам.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере, которые могут в значительной степени влиять на их дальнейшее развитие. Таким образом, нарушение эмоциональной сферы является ведущим признаком при расстройстве аутистического спектра. Само понятие «аутистический спектр» ввела британский психиатр Л.Винг. К основным признакам аутизма относят отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения, своеобразные страхи, своеобразие моторики, своеобразие речи и ее формирования, стереотипии в поведении, моторике, речи, игре. Существуют такие классификации аутизма как : по МКБ-10, DSM-5, О.С.Никольской, Л.Винг, В.М.Башиной, К.С.Лебединской.
Для изучения особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра был проведён эксперимент на базе Краевого Центра психолого-медико-социального сопровождения г.
Красноярска. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра. Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны следующие психодиагностические методики:
—Методика « понимание и выражение эмоций» (Л.П.Стрелкова);
—Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоций (Г.В.Фадина)»;
—Методика «Мимический тест (К.Э.Изард)»;
При проведении исследования по выявлению особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании выражения и понимания эмоций, считая, что данные аспекты эмоциональной сферы являются наиболее важными для успешной деятельности дошкольников данной категории.
Результаты исследования по методике Л.П.Стрелковой показывает, что у 30% детей высокий уровень, у 20% средний, а у 50 % низкий. Большая часть детей показало низкий результат.
Результаты исследования по методике «Восприятие детьми графического изображения эмоций (Г.В.Фадина)» показывает, что у 30% детей высокий уровень, у 20% средний, а у 50% низкий. У большинства детей есть проблема в правильном восприятии эмоций.
Результаты исследования по методике «Мимический тест (К.Э.Изард) показывают, что высокий уровень составил 20%, средний 30%, а низкий 50%. Большая часть детей имеют проблемы со знанием эмоций и их выражением.
Полученные при проведении исследования результаты позволили сделать вывод о том, что выражение и понимание эмоций детей с расстройством аутистического спектра развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превышал низкий и средний уровень развития эмоциональной сферы. В соответствии с результатами исследования была разработана программа развития эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 13 групповых занятий решающих следующие задачи:
1. Расширение знаний детей об эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие и совершенствование умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее).
5. Развитие у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
Заявленная в данной работе гипотеза подтвердилась. В результате проведённого экспериментального исследования нам удалось определить следующие особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра: проблемы в понимании, выражении и знании эмоций. Также можно отметить, что большинство детей при выполнении заданий не пользовались мимикой и пантомимикой.


1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - 542с.
2. Аршатская, О.А. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей — 2006. — №8. —С. 63-70.
3. Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми. Дефектология. 2008; 4: 12 - 15
4. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., УМК «Психология».2003 -36 с.
5. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. — Донецк: Лебедь, 1999. — 112 с.
6. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014 - 68 с.
7. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014 - 37 с.
8. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. Сер. Социальные практики инклюзивного образования. - 42 с.
9. Величковский Б. М. Психология - Москва. Просвещение. 1973. - 374 с.
10. Вентланд М,С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич./Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации:учеб.-метод.пособие.- Мн.:БГПУ, 2009. - 276 с.
11. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 25-30.
12. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты- СПб.: ИСПиП, 1998-48 с.
13. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб.пособие.Изд-во МПСИ, 2008. - С. 11-18; 21-42.
14. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов. — Спб: «Дидактика Плюс», 2004. — 80 с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999.-324с.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ