Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
|
Введение 3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе 7
1.1. Понятие эмоций в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Развитие эмоций в онтогенезе 12
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с РАС 15
1.4.Особенности эмоциональной сферы детей с РАС 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2.Организация и проведение эксперимента 30
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
Выводы по 2 главе 41
Глава З.Психологическая коррекция эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с РАС 42
3.1. Научно - теоретические и методологические подходы к коррекции
эмоциональной сферы у старших дошкольников с РАС 42
3.2. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста с РАС 48
Выводы по 3 главе 54
Заключение 55
Библиография 58
Приложения 63
Глава 1.Теоретический анализ проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе 7
1.1. Понятие эмоций в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2. Развитие эмоций в онтогенезе 12
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с РАС 15
1.4.Особенности эмоциональной сферы детей с РАС 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2.Организация и проведение эксперимента 30
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
Выводы по 2 главе 41
Глава З.Психологическая коррекция эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с РАС 42
3.1. Научно - теоретические и методологические подходы к коррекции
эмоциональной сферы у старших дошкольников с РАС 42
3.2. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста с РАС 48
Выводы по 3 главе 54
Заключение 55
Библиография 58
Приложения 63
Актуальность данной выпускной квалификационной работы объясняется тем, что в последние годы появляется тенденция к увеличению числа детей с расстройством аутистического спектра. По статистике расстройством аутистического спектра в мире страдает более 10 млн человек. Некоторое время назад, каждый десятитысячный ребенок рождался с РАС. С каждым годом таких детей становится 11 - 17% больше.
Термин аутизм впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году. Аутизм - «бегство» от реальности. Что характеризуется фиксацией на внутреннем мире включающем аффективные комплексы и переживания. Если рассматривать интроверсию и аутизм, который будет патопсихологическим состоянием, то существенное отличие в нем будет заключаться в личностных измерениях или считаться болезненным вариантом интроверсии.
Синдром Аспергера - конституциональная патология аутистического типа, данное состояние, как и в случае раннего детского аутизма, определяется нарушениями в коммуникации, недооценкой реального мира, ограниченным и специфическим, стереотипными увлечениями, которые отличают таких детей от сверстников.
Синдром Каннера или РДА (Ранний детский аутизм) - расстройство для которого характерно проявление диссоциативного дизонтогенеза. Другими словами при раннем детском аутизме неравномерно происходит развитие психической, моторной, речевой, эмоциональной сфер деятельности, которое сочетается с нарушением социального общения и коммуникации.
Эмоции играют очень важную роль в развитии ребенка.
Такой известный ученый В.В.Лебединский утверждает, что эмоции выступают в качестве регулятора структуры эмоциональной сферы. Данная система наиболее быстро начинает реагировать на разные внешние раздражители окружающего мира и на внутренние посылы организма ребенка.
А.Д.Кошелева утверждает, что взаимодействие ситуативных эмоций и обобщенных суждений - чувств, которые происходят из одного и того же содержании, приводит к тому, что сознание ребенка начинает постоянно само двигаться.
При расстройствах аутистического спектра искажение психики ребёнка затрагивает и его эмоциональную сферу. У детей с РАС имеются такие проблемы как незрелость эмоциональных реакций, выражение отрицательного аффекта, особая неразделенность положительных и отрицательных переживаний, осознание, отражение эмоций других людей.
Цель исследования - выявить особенности эмоциональной сферы у дошкольников с РАС, разработать программу психологической коррекции эмоциональной сферы у данной категории детей.
Объект исследования - эмоциональная сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Анализ развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС
4. Разработать программу коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предположили, что для эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС будет характерно:
• трудности в понимании эмоций;
• низкий уровень развития эмоциональной сферы;
• трудности в выражении эмоций.
Теоретическая значимость
Заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра
Практическая значимость
Заключается в разработке психолого-педагогической программы коррекции и развития эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
...
Термин аутизм впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году. Аутизм - «бегство» от реальности. Что характеризуется фиксацией на внутреннем мире включающем аффективные комплексы и переживания. Если рассматривать интроверсию и аутизм, который будет патопсихологическим состоянием, то существенное отличие в нем будет заключаться в личностных измерениях или считаться болезненным вариантом интроверсии.
Синдром Аспергера - конституциональная патология аутистического типа, данное состояние, как и в случае раннего детского аутизма, определяется нарушениями в коммуникации, недооценкой реального мира, ограниченным и специфическим, стереотипными увлечениями, которые отличают таких детей от сверстников.
Синдром Каннера или РДА (Ранний детский аутизм) - расстройство для которого характерно проявление диссоциативного дизонтогенеза. Другими словами при раннем детском аутизме неравномерно происходит развитие психической, моторной, речевой, эмоциональной сфер деятельности, которое сочетается с нарушением социального общения и коммуникации.
Эмоции играют очень важную роль в развитии ребенка.
Такой известный ученый В.В.Лебединский утверждает, что эмоции выступают в качестве регулятора структуры эмоциональной сферы. Данная система наиболее быстро начинает реагировать на разные внешние раздражители окружающего мира и на внутренние посылы организма ребенка.
А.Д.Кошелева утверждает, что взаимодействие ситуативных эмоций и обобщенных суждений - чувств, которые происходят из одного и того же содержании, приводит к тому, что сознание ребенка начинает постоянно само двигаться.
При расстройствах аутистического спектра искажение психики ребёнка затрагивает и его эмоциональную сферу. У детей с РАС имеются такие проблемы как незрелость эмоциональных реакций, выражение отрицательного аффекта, особая неразделенность положительных и отрицательных переживаний, осознание, отражение эмоций других людей.
Цель исследования - выявить особенности эмоциональной сферы у дошкольников с РАС, разработать программу психологической коррекции эмоциональной сферы у данной категории детей.
Объект исследования - эмоциональная сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Анализ развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС
4. Разработать программу коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предположили, что для эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС будет характерно:
• трудности в понимании эмоций;
• низкий уровень развития эмоциональной сферы;
• трудности в выражении эмоций.
Теоретическая значимость
Заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра
Практическая значимость
Заключается в разработке психолого-педагогической программы коррекции и развития эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
...
В данной выпускной квалификационной работе было установлено, что данная тема актуальна для специальной психологии и педагогики.
Анализируя общую и специальную психолого-педагогическую
литературу, освещающую состояние изученности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что эмоциональная сфера играет важную роль в развитии ребёнка и становлении его личности. В настоящий момент нет единого взгляда на сущность и структуру чувств и эмоций. Это подтверждается тем, что ученые не могут придти к единому мнению. Дискуссии исследователей проводятся на самые разные темы. Например, на тему происхождения и природы эмоций и чувств. Благодаря этому на современном этапе исследования эмоций, существует большое количество базы разноплановых исследований и подходов к изучению эмоциональной сферы. В онтогенезе эмоций человека можно выделить 4 этапа : новорожденный, младенческий,с 3-4 лет до 12-14 и этап формирования высших эмоций, который достигается к 20-22 годам.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере, которые могут в значительной степени влиять на их дальнейшее развитие. Таким образом, нарушение эмоциональной сферы является ведущим признаком при расстройстве аутистического спектра. Само понятие «аутистический спектр» ввела британский психиатр Л.Винг. К основным признакам аутизма относят отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения, своеобразные страхи, своеобразие моторики, своеобразие речи и ее формирования, стереотипии в поведении, моторике, речи, игре. Существуют такие классификации аутизма как : по МКБ-10, DSM-5, О.С.Никольской, Л.Винг, В.М.Башиной, К.С.Лебединской.
Для изучения особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра был проведён эксперимент на базе Краевого Центра психолого-медико-социального сопровождения г.
Красноярска. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра. Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны следующие психодиагностические методики:
—Методика « понимание и выражение эмоций» (Л.П.Стрелкова);
—Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоций (Г.В.Фадина)»;
—Методика «Мимический тест (К.Э.Изард)»;
При проведении исследования по выявлению особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании выражения и понимания эмоций, считая, что данные аспекты эмоциональной сферы являются наиболее важными для успешной деятельности дошкольников данной категории.
Результаты исследования по методике Л.П.Стрелковой показывает, что у 30% детей высокий уровень, у 20% средний, а у 50 % низкий. Большая часть детей показало низкий результат.
Результаты исследования по методике «Восприятие детьми графического изображения эмоций (Г.В.Фадина)» показывает, что у 30% детей высокий уровень, у 20% средний, а у 50% низкий. У большинства детей есть проблема в правильном восприятии эмоций.
Результаты исследования по методике «Мимический тест (К.Э.Изард) показывают, что высокий уровень составил 20%, средний 30%, а низкий 50%. Большая часть детей имеют проблемы со знанием эмоций и их выражением.
Полученные при проведении исследования результаты позволили сделать вывод о том, что выражение и понимание эмоций детей с расстройством аутистического спектра развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превышал низкий и средний уровень развития эмоциональной сферы. В соответствии с результатами исследования была разработана программа развития эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 13 групповых занятий решающих следующие задачи:
1. Расширение знаний детей об эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие и совершенствование умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее).
5. Развитие у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
Заявленная в данной работе гипотеза подтвердилась. В результате проведённого экспериментального исследования нам удалось определить следующие особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра: проблемы в понимании, выражении и знании эмоций. Также можно отметить, что большинство детей при выполнении заданий не пользовались мимикой и пантомимикой.
Анализируя общую и специальную психолого-педагогическую
литературу, освещающую состояние изученности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что эмоциональная сфера играет важную роль в развитии ребёнка и становлении его личности. В настоящий момент нет единого взгляда на сущность и структуру чувств и эмоций. Это подтверждается тем, что ученые не могут придти к единому мнению. Дискуссии исследователей проводятся на самые разные темы. Например, на тему происхождения и природы эмоций и чувств. Благодаря этому на современном этапе исследования эмоций, существует большое количество базы разноплановых исследований и подходов к изучению эмоциональной сферы. В онтогенезе эмоций человека можно выделить 4 этапа : новорожденный, младенческий,с 3-4 лет до 12-14 и этап формирования высших эмоций, который достигается к 20-22 годам.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере, которые могут в значительной степени влиять на их дальнейшее развитие. Таким образом, нарушение эмоциональной сферы является ведущим признаком при расстройстве аутистического спектра. Само понятие «аутистический спектр» ввела британский психиатр Л.Винг. К основным признакам аутизма относят отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения, своеобразные страхи, своеобразие моторики, своеобразие речи и ее формирования, стереотипии в поведении, моторике, речи, игре. Существуют такие классификации аутизма как : по МКБ-10, DSM-5, О.С.Никольской, Л.Винг, В.М.Башиной, К.С.Лебединской.
Для изучения особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра был проведён эксперимент на базе Краевого Центра психолого-медико-социального сопровождения г.
Красноярска. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра. Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны следующие психодиагностические методики:
—Методика « понимание и выражение эмоций» (Л.П.Стрелкова);
—Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоций (Г.В.Фадина)»;
—Методика «Мимический тест (К.Э.Изард)»;
При проведении исследования по выявлению особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании выражения и понимания эмоций, считая, что данные аспекты эмоциональной сферы являются наиболее важными для успешной деятельности дошкольников данной категории.
Результаты исследования по методике Л.П.Стрелковой показывает, что у 30% детей высокий уровень, у 20% средний, а у 50 % низкий. Большая часть детей показало низкий результат.
Результаты исследования по методике «Восприятие детьми графического изображения эмоций (Г.В.Фадина)» показывает, что у 30% детей высокий уровень, у 20% средний, а у 50% низкий. У большинства детей есть проблема в правильном восприятии эмоций.
Результаты исследования по методике «Мимический тест (К.Э.Изард) показывают, что высокий уровень составил 20%, средний 30%, а низкий 50%. Большая часть детей имеют проблемы со знанием эмоций и их выражением.
Полученные при проведении исследования результаты позволили сделать вывод о том, что выражение и понимание эмоций детей с расстройством аутистического спектра развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превышал низкий и средний уровень развития эмоциональной сферы. В соответствии с результатами исследования была разработана программа развития эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 13 групповых занятий решающих следующие задачи:
1. Расширение знаний детей об эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие и совершенствование умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее).
5. Развитие у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
Заявленная в данной работе гипотеза подтвердилась. В результате проведённого экспериментального исследования нам удалось определить следующие особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра: проблемы в понимании, выражении и знании эмоций. Также можно отметить, что большинство детей при выполнении заданий не пользовались мимикой и пантомимикой.
Подобные работы
- Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Особенности невербальных коммуникаций детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Готовность детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023





