Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования тревожности спортсменом единоборцев подросткового возраста 12 – 16 лет………………………………6
1.1. Тревожность в подростковом возрасте как психологический феномен….6
1.2. Особенности влияния профессионального занятия спортом на эмоциональную сферу подростков……………………………………………..13
Глава 2. Стандартизация методики диагностики тревожности спортсменов единоборцев подросткового возраста (12 – 16 лет)…………………………...25
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...25
2.2. Обработка и интерпретация результатов………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...39
...
напряженность), так и на соревнованиях (ответственность), — гораздо больше сформулировано вопросов, чем найдено устраивающих всех конкретных ответов и способов справиться с нежелательными последствиями стресса.
Проблема тревожности широко рассматривается в работах зарубежных (Ч.Д. Спилбергер, А. Адлер, О. Ранг, З. Фрейд и др.) и отечественных авторов (Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, В.М. Астапов, А.М. Прихожан, П.А. Мясоед, С.М. Томчук). В психологии спорта изучением тревожности занимались Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Б.Дж. Кретти, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.
Несмотря на то, что количество публикаций по проблемам спортивной психологии неуклонно возрастает, практика спортивной подготовки продолжает испытывать острую нужду в новых представлениях и методах. Это связано и с другими проблемами. Во-первых, расширение психологического плацдарма в спорте обязано, скорее, внутренним законам становления новой научной дисциплины, чем злободневным запросам практики. Во-вторых, на сегодняшний день не все работы выполняются на высоком уровне. И, наконец, в-третьих, спорт не стоит на месте — растут достижения и рождаются новые вопросы, новые проблемы, в первую очередь — психологические. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что практики спорта и психологи в настоящее время испытывают вполне устойчивый взаимный интерес.
Цель исследования – стандартизация методики диагностики тревожности у спортсме...
В психологической литературе встречаются различные понятия определения тревожности. У большинства исследователей данный вопрос принято рассматривать дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Развитие современного подростка происходит в условиях нарастания темпа жизни, урбанизации, информационных перегрузок, адинамии и т. п. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения.
По данным исследований, у многих подростков наблюдаются эмоциональные состояния, искажающие процесс нормального развития, такие как тревога, стресс, сниженный эмоциональный тонус, агрессивные реакции. В некоторых случаях эти состояния могут привести к глубоким нарушениям личности и поведения.
Включение подростков в раннюю профессионализацию чаще рассматривается как фактор ...
1. Бабаева Е.А. Тревожность ребенка как фактор психологического неблагополучия / Е. А. Бабаева // Образовательная направленность процесса физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольников и младших школьников: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Сибир. гос. ун-т физ. культуры и спорта [и др.]. - Омск, 2007. - С. 171-173.
2. Батырев, Эльдар Мухамадиярович Управление эмоциональным состоянием человека средствами физической культуры / Э. М. Батырев, А. А. Рязанцев; Астрах. гос. мед. акад. - Астрахань : Изд-во АГМА, 2003. – 103 с.
3. Верхова Н.Г. Использование элементов нейропсихологической коррекции в рамках уроков физической культуры с целью преодоления тревожных состояний у младших школьников / Н. Г. Верхова // Образовательная направленность процесса физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольников и младших школьников: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Сибир. гос. ун-т физ. культуры и спорта [и др.]. - Омск, 2007. - С. 174-177.
4. Волков, И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И. П. Волков. - СПб. : Изд-во БПА, 2001. - 187с.
5. Гетман И.А. Коррекция тревожности у школьников 13-14 лет на уроках физической культуры / И. А. Гетман, В. Н. Смоленцева, А. Н. Мартыненко // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: материалы науч.-практ.конф. - Омск, 2003. - С. 71-72.
6. Кирюшин, И. А. Роль тревожности в типах личности = The role of anxiety in psychological types : [монография] / И. А. Кирюшин ; М-во образования и науки Российской ...