Введение 3
Глава 1.
1.1. Основные трактовки понятий мотива и мотивации. Понятие
мотивации учебной деятельности 7
1.2. Особенности мотивации учебной деятельности у студентов 18
1.3. Педагогические условия, способствующие росту мотивации 25
1.4. Выводы по главе 1 28
Глава 2.
2.1. Первичная диагно стика 31
2.2. Программа и методические рекомендации (Педагогические условия
повышения мотивации) 40
2.3. Повторная диагностика 46
2.4. Выводы по главе 2 53
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 63
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, достижение личной эффективности студента как формирующегося профессионала неотделимо от наличия у него высокого уровня учебной мотивации, а во-вторых, от того, насколько высока мотивация студента, зависит его успешность в учебе и достижение им профессионализма.
В условиях бурного развития всех сфер общества все большее значение приобретают проблемы мотивации. Мотивы, как важнейшие компоненты структуры личности, влияют на все её стороны, и по тому, насколько они развиты, можно делать выводы о степени сформированности личности. В данном исследовании речь пойдет о мотивах, свойственных студентам. От того, насколько сильна мотивация к учебе студентов, зависит их успешность в учебе и достижение ими профессионализма.
С одной стороны, подразумевается, что раз студент сделал выбор в пользу именно этой профессии и принял решение учиться в ВУЗе, у него уже имеется необходимый уровень мотивации к учебной деятельности и освоению профессии, а с другой стороны, мотивы выбора профессии и поступления в ВУЗ могут быть не связаны с учебной деятельностью, способностями и желанием студента учиться. Исследования психологов показывают, что на определенном этапе обучения уровень мотивации к обучению падает, и на первое место выходят мотивы, не связанные с процессом обучения, такие как стремление получить документ о высшем образовании, чтобы иметь более широкие возможности на рынке труда, или мотивы личного престижа выбранной профессии.
Целью исследования является изучить способы повышения учебной мотивации студентов КГПУ им. В. П. Астафьева.
Задачи:
1. Выявить закономерностил и составляющие мотивации учебной деятельности у студентов, изучить представленность в мотивации учебной деятельности составляющих: получение знаний, овладение профессией, получение диплома;
2. Подобрать методы и методики и эмпирически изучить уровень мотивации учебной деятельности студентов будущих педагогов — психологов;
3. Разработать и реализовать психолого — педагогические условия развития мотивации учебной деятельности студентов;
4. Оценить эффективность предложенных педагогических условий повышения мотивации учебной деятельности.
Объектом исследования в данной дипломной работе является учебная мотивация студентов.
Предмет исследования:
педагогические условия, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов.
Гипотеза исследования: уровень мотивации учебной деятельности студентов будет возрастать, если разработать и реализовать в процессе внеучебной работы со студентами следующие педагогические условия:
• предоставление студентам свободы выбора в возможности проявления себя в близкой для них области профессии и участия в мероприятиях;
• активное привлечение студентов во внеучебную деятельность;
использование в работе со студентами примеров из жизни и обращение к живому педагогическому опыту.
Методики:
1. «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана);
2. «Методика определения мотивации учения» (В.Г. Каташев);
3. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. Реан).
...
Анализируя литературу по проблеме мотивации учебной деятельности, мы выяснили, что данная проблема одна из самых противоречивых и актуальных в современной науке. Основные проблемы, которые существуют в данной области, следующие: разработка понятийного аппарата в области проблемы мотивации, определение структурных компонентов мотивации, изучение психологических механизмов мотивации, исследование мотивации и стимуляция мотивационной сферы личности.
В настоящее время в психологии не существует однозначной трактовки таких понятий, как мотив, мотивация, мотивационная сфера. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х.Хекхаузен); желания, привычки, мысли, чувство долга и соображения, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).
Юношеский возраст рассматривается в литературе как период становления профессиональных ценностей и устремлений, что обусловлено социальной ситуацией развития и новообразованиями этого периода. Ведущей деятельностью становится не только учебная, но и профессиональная деятельность. На протяжении всего студенческого периода в структуре мотивации происходят качественные изменения, обусловленные сменой видов учебной деятельности от учебно-познавательной к учебноисследовательской, а затем учебно-профессиональной.
С целью проверки выдвинутой гипотезы о том, что уровень мотивации учебной деятельности студентов будет возрастать, если разработать и реализовать в процессе внеучебной работы со студентами следующие педагогические условия:
• предоставление студентам свободы выбора в возможности проявления себя в близкой для них области профессии и участия в мероприятиях;
• активным привлечение студентов во внеучебную деятельность;
• использование в работе со студентами примеров из жизни и обращение к живому педагогическому опыту,
нами было проведено исследование, задачи которого были определены следующим образом:
1. Выявить закономерности и составляющие мотивации учебной деятельности у студентов, изучить представленность в мотивации учебной деятельности составляющих: получение знаний, овладение профессией, получение диплома;
2. Подобрать методы и методики и эмпирически изучить уровень мотивации учебной деятельности студентов будущих педагогов — психологов;
3. Разработать и реализовать психолого — педагогические условия развития мотивации учебной деятельности студентов;
4. Оценить эффективность предложенных педагогических условий повышения мотивации учебной деятельности.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 3 курса КГПУ им В.П. Астафьева, 32 студента. Из них 16 студентов составляют экспериментальную группу, 16 студентов составляют контрольную группу. В экспериментальной группе проводилась внеучебная работа, направленная на повышение мотивации учебной деятельности, в контрольной группе таких занятий не проводилось.
...
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск
2.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974. - С.122.
4. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 1996.
5. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 1988. - С.63.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972.
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С.41-42.
8. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. - М., 1973. -Вып. 2.
9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4.
10. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986.
11. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993.
13. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. - 376 с.
14. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986.
15. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974.
... всего 57 источников