ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 9
1.1 Реализация молодежной политики в образовательном пространстве
школы как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Общеобразовательная школа как среда и ресурс реализации
молодежной политики 21
1.3 Организационная форма реализации молодежной политики в
условиях общеобразовательной школы 29
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 39
2.1 Расширение представлений учащихся старшей
общеобразовательной школы о молодежной политике как социальной ценности 39
2.2 Содействие развития мотивации учащихся общеобразовательной
школы в реализации молодежной политике 46
2.3 Включение учащихся общеобразовательной школы в реализацию
молодежной политики Красноярского края 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность темы исследования. Молодежь является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением новых знаний и идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Российская молодежь - главный стратегический ресурс нашей страны, что подтверждается «Стратегией развития молодежной политики в Российской Федерации до 2025».
В настоящее время Россия переживает особый этап своего развития, на котором необходимы качественно новые правила взаимодействия общества и власти. Развитие современных гражданских институтов и поощрение гражданских инициатив служат катализатором устойчивого развития страны. Перспективы развития любого государства связаны с положением молодежи как обособленной социально-демографической группы в обществе. Поэтому разработка теоретических и организационно-экономических основ, нормативно-правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам государства и общества. Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Правительство Красноярского края уделяет серьезное внимание развитию молодежной политики, чему свидетельствует программа «Молодежь Красноярского края в XXI веке». На территории края реализуются масштабные инфраструктурные площадки, предоставляющие универсальную поддержку молодежи: образовательное, методическое, организационное и финансовое начала. Ежегодно на берегу Красноярского моря проходит международный образовательный форум ТИМ «Бирюса», в рамках Красноярского экономического форума проводится молодежная площадка «Поколение - 2030». В крае действует множество молодежных организаций и движений. Успешно функционируют совещательные органы при органах власти, одним из которых является Молодежное правительство дублеров при Губернаторе Красноярского края, которое уже неоднократно признается лучшим в стране.
Актуальность формирования и развития молодежной политики как отрасли обусловлена тем, что в настоящее время практически отсутствуют механизмы встраивания молодого человека в систему социальноэкономических и общественно-политических отношений. Сама молодежь в большей части не проявляет инициативы и активности, а предпочитает либо включаться в предлагаемую деятельность, либо оставаться сторонним наблюдателем. Причинами такого эффекта можно назвать несовершенство подходов к реализации государственной молодежной политики на ранних этапах - в образовательном пространстве старшей школы.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы явились теоретические труды современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам реализации государственной молодежной политики: Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, И.А. Громов, В. Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, В. Н. Боряз, Б. А. Ручкин, П.И. Бабочкина, Г. С. Ентелис, О.Н. Безрукова, Л.В. Карнаушенко, М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги и др.
Несмотря на обширный список теоретических трудов, посвященных проблеме исследования, можно сделать вывод, что практические механизмы реализации молодежной политике на этапе старшего школьного образования не описаны в должной мере.
На основе изучения соответствующей научной литературы и имеющейся профессиональной практики можно заключить, что актуальность проблемы обусловлена прежде всего рядом противоречий:
• между объективной потребностью российского общества в выпускниках общеобразовательных учреждений, включенных в систему государственной молодежной политики и отсутствием инструментов, позволяющим осуществлять процесс включения старших школьников в молодежную политику;
• между необходимостью процесса интеграции учащихся старшей школы в молодежную политику государства и недостаточной разработанностью педагогических моделей, обеспечивающих данный процесс.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: какими должны быть педагогические условия,
способствующие реализации молодежной политики в образовательной среде старшей школы.
...
Молодежная политика представляет собой вектор социальной политики государства и включает в себя множество задач, методов, функций и принципов органов государственной и муниципальной власти, в зоне действия которой учитывается непосредственно интерес молодежи.
Молодежная политика в регионах Российской Федерации, в частности - в красноярском крае плотно связанна с государственной политикой и предполагает учет и работу с самыми разными категориями молодежи, одной из важнейших, но при этом недостаточно включенной является категория старшего школьного возраста.
В ходе работы над диссертационным исследованием были получены следующие результаты:
1. Были подробно раскрыты сущность, содержание и структура процесса реализации молодежной политики в образовательном пространстве школы, а также выделены ключевые особенности старшей школы, принципиальные для процесса реализации молодежной политики, среди которых:
• большая академическая нагрузка;
• повышенное внимание к профессиональному развитию;
• развитие самостоятельности и ответственности;
• развитие социальных навыков и взаимодействия.
2. Было определено место образовательного пространства старшей школы в системе молодежной политики через следующие факторы:
• создание поддерживающей среды;
• индивидуальный подход;
• развитие лидерских навыков;
• психологическая поддержка;
• обучение навыкам общения и сотрудничества;
• профессиональная подготовка;
• содействие развитию самооценки и самоуверенности;
• участие родителей и общественности.
3. Были выявлены формы реализации молодежной политики в условиях общеобразовательной школы, среди которых:
• школьный студенческий совет;
• кружки и клубы;
• образовательные программы и проекты;
• партнерство с молодежными организациями;
• молодежные форумы и конференции;
• менторская программа;
• поддержка проектной деятельности;
• содействие волонтерской деятельности;
• развитие гражданского сознания.
4. Были определены методы расширения представлений учащихся общеобразовательной школы о молодежной политике как социальной ценности, в рамках 4 выделенных направлений реализации молодежной политике в старшей школе:
• гражданская активность;
• личностное развитие;
• военно-патриотическое;
• информационно-медийное.
5. Были определены способы содействия развитию мотивации учащихся общеобразовательной школы в реализации молодежной политики согласно определенным ранее направлениям, к которым относятся:
• создание вдохновляющей и поддерживающей образовательной среды;
• предоставление возможностей для личностного роста и саморазвития;
• поддержка участия и активного гражданского поведения;
• сотрудничество с молодежными организациями и ресурсами.
6. Были определены механизмы включения учащихся
общеобразовательной школы в реализацию молодежной политики Красноярского края через участие в реализуемых в рамках молодежной политики событий муниципального, регионального и федерального уровня, согласно определенным ранее направлениям реализации молодежной политики в старшей школе.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, а цель - достигнута. Гипотеза об эффективности педагогических условий реализации молодежной политики в образовательной среде старшей школы теоретически подтверждена, но требует практической апробации в рамках контролируемого педагогического эксперимента.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Педагогика,1982. 191с.
2. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельностьобучающихся. М.: Просвещение, 2013. 96с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. 192с.
4. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях // Нормативные документы образовательного учреждения. 2016. С. 17-19.
5. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов. 2 -е издание. Самара: Универс-групп, 2017. 224с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. Воронеж: МОДЭК, 2001. 349с.
8. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895с.
9. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Академик: [сайт]. [2000]. URL: http ://dic.academic.ru/(дата обращения: 03.03.2023).
10. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: Нормативно-правовая база. М.: Вестник образования, 2018. 50с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2003. 1136с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т., Т. 4. Детская психология/ под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432с.
13. Гребенюк О.С. Общая педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. 2е изд. М.: ЧеРо; Юрайт, 2008. 352 с.
15. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Серия стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010. 223с.
... всего 52 источника