Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологического сопровождения военнослужащих

Работа №14844

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4749
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы
психологического сопровождения военнослужащих 7
1.1 Понятие психологического сопровождения 7
1.2 Направления деятельности психолога в работе с военнослужащими 14
1.3 Характеристика особенностей психологических проблем военнослужащих и
пути их решения 22
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей психологического
сопровождения военнослужащих 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Выявление основных психологических проблем военнослужащих..36
2.3 Теоретическое обоснование психологического сопровождения
военнослужащих и оценка его эффективности 42
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 1 55
Приложение 2 58
Приложение 3 60


Актуальность исследования. Исторический опыт свидетельствует о том, что роль морального духа армии как важнейшего средства на пути к достижению победы велика. В современном мире каждый понимает, что государство сильно, когда сильна его армия. А сильной армия может быть тогда, когда она психологически готова и устойчива как к мероприятиям повседневной деятельности, так и к боевым действиям [6, с. 17].
Современный этап реформирования силовых структур Российской Федерации и Росгвардии, в частности, характеризуется последовательным смещением акцентов в сторону совершенствования профессиональной компетентности военных кадров. Важным решением в этой связи является утверждение стратегического курса на последовательный перевод ВС РФ преимущественно на контрактную основу комплектования, нацеленного на качественное повышение профессионализма военнослужащих [36].
Значимыми факторами профессионального развития военнослужащего являются осознанные и адекватные, с точки зрения согласования требований военно-профессиональной деятельности, а также возможностей и интересов самого военнослужащего, профессиональные решения, связанные с выбором военной профессии, варианта профессионального развития и карьеры. Данную функцию профессионализации выполняет психологическое сопровождение, являясь одним из центральных механизмов «сближения» военнослужащего и военно-профессиональной деятельности за счет выявления рассогласований в системе «профессия-человек» и путей их преодоления.
Исследователи отмечают, что профессиональная деятельность военнослужащих относится к категории особенно уязвимой перед стрессовыми
воздействиями. От них требуется и быстрое осмысление, переработка большого
объёма информации, наличие гибкости, мобильности, поскольку вынуждены работать в условиях с постоянно меняющимися требованиями к качеству профессиональной деятельности.
Большая часть времени проходит в напряжённой обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания. Усиливает стрессовое напряжение и высокая ответственность за последствия принятых решений. Именно в профессиональной деятельности военнослужащих происходят значительные интеллектуальные, эмоциональные, психические затраты. Постоянные негативные воздействия зачастую приводят к временному или полному прекращению деятельности по специальности. Именно поэтому военнослужащие нуждаются в качественном психологическом сопровождении.
Важной задачей становится определение оптимального варианта соотношения усилий, затрачиваемых на отбор, профессиональную подготовку и последующее психологическое сопровождение кадров. Решить эту задачу следует с опорой на знание психологических приоритетов военнослужащих - мотивационных факторов выбора военной профессии, степени осознанности и самостоятельности выбора, профессиональных планов и карьерных целей.
Цель исследования - изучение основных проблем и теоретическое обоснование особенностей психологического сопровождения военнослужащих.
Объект исследования - психологические проблемы военнослужащих.
Предмет исследования - особенности психологического сопровождения военнослужащих.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение основных проблем исследования военнослужащих может стать основой теоретического обоснования психологического сопровождения военнослужащих.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию психологического сопровождения военнослужащих и в чем его особенности.
2. Определить основные направления в работе психолога с военнослужащими.
3. Дать характеристику основных психологических проблем, связанных с прохождением военной службы военнослужащими.
4. Провести изучение уровня тревожности военнослужащих, самооценку, определить уровень развития личностных качеств, оценить поведение личности в конфликтной ситуации.
5. На основе проведенной диагностики обосновать психологическое сопровождение военнослужащих.
Методы исследования: в ходе исследования были применены следующие методы:
- теоретические методы (анализ научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (тест на определение ситуативной и личностной тревожности под названием «Шкала самооценки Спилбергера-Ханина», опрос, предназначенный для выявления характера самооценки уровня развития личностных качеств и анкета, предназначенная для определения поведения личности в конфликтной ситуации, качественный анализ и качественная обработка результатов эксперимента).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе войсковой части 3484 ВНГ РФ г. Бийска Алтайского края. В эксперименте приняли участие 15 военнослужащих разного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться военными психологами при организации работы с личным составом. Предложенные рекомендации сформулированы с целью профилактики психологических проблем военнослужащих.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из развернутого введения, двух глав (теоретической - «Теоретические аспекты рассмотрения проблемы психологического сопровождения военнослужащих» и практической - «Эмпирическое изучение особенностей психологического сопровождения военнослужащих»), заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Первая глава посвящена понятию психологического сопровождения военнослужащих, направлениям деятельности психолога в работе с военными и характеристике психологических проблем военнослужащих.
Во второй главе проводится эмпирическое изучение особенностей психологического сопровождения военнослужащих, включающее в себя различные методики выявления основных психологических проблем военнослужащих.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования проблемы особенностей психологического сопровождения военнослужащих по контракту обусловлена: во-первых, с напряженным характером профессионального труда, вызывающего состояние психоэмоциональной напряженности, ухудшение профессионального здоровья при недостаточном уровне развития устойчивости к стрессам; во-вторых, недостаточностью со стороны командиров и начальников систематической работы по психологическому сопровождению военнослужащих.
В данной выпускной квалификационной работы были даны определения понятию «психологическое сопровождение» военнослужащих и его особенностям. Нами была исследована историография проблемы, мы очертили основные теоретические подходы к психологическому обеспечению военнослужащих и их психологическому сопровождению в частности.
В ходе анализа литературы были выявлены основные психологические проблемы военнослужащих, с которыми они сталкиваются как в процессе выполнения служебно-боевых задач, так и в повседневной жизни.
Важную роль в жизни подразделения играет военный психолог. Военная психологическая служба еще находится в стадии развития и не обладает достаточным авторитетом у военнослужащих. В своей работе мы привели основные доводы, позволяющие показать как военнослужащим, так и их командирам (начальникам) значимость психологического сопровождения и психологического обеспечения в целом.
В практической части выпускной квалификационной работы, были составлены рекомендации направлены на поддержание психологического комфорта и профилактику психологических проблем военнослужащих, позволяющих наиболее качественно проводить психологическое сопровождение, а подобранные методики позволяют выявить основные проблемы военнослужащих по контракту. В число методик вошли тестирование, направленное на диагностирование психологических состояний военнослужащих, анкетирование и опрос.
В ходе применения данных методик, выявлено, что уровень тревожности военнослужащих низкий, самооценка достаточна высокая, уровень развития личностных качеств и поведение личности в конфликтной ситуации склонена к компромиссу. Это позволяет военнослужащим успешно решать служебно-боевые задачи.
На основе проведенной диагностики нами были изучены основные психологические проблемы военнослужащих, связанные с прохождением военной службы и теоретически обосновано психологическое сопровождение военнослужащих.
Таким образом, цели и задачи работы были достигнуты благодаря исследованию теоретических аспектов и практическому изучению проблемы.



1. Анцупов А.Л. Методологические проблемы военно-психологических исследований [Текст]: монография / Анцупов А.Л. - М., 1999. - Библиогр.: с. 66.
2. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций XX век [Текст]: - М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. - 527 с. - Библиогр.: с. 77.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика [Текст]: - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с. - Библиогр.: с. 214.
4. Величко С.В. Алгоритм психологического сопровождения курсантов учебного военного центра [Текст]: монография / Величко С.В. - Известия Южного Федерального университета. Технические науки. 2010. №10 (111). - 162 с. - Библиогр.: с. 159-162.
5. Военная педагогика: Учебное пособие / Под обшей редакцией И.А. Алехина [Текст]: - М.: ВУ, 2003. - 377 с. - Библиогр.: с. 66.
6. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст]: - М.: ГАБС, 1995. - 244 с. - Библиогр.: с. 17.
7. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военно-профессиональную деятельность. Морской сборник: Журнал Военно-Морского Флота [Текст]: - М.: 2011. № 7. - Библиогр.: с. 53-56.
8. Давыдов В.П., Сальников В.П., Слепов В.Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: учеб. для вузов [Текст]: - СПб.: Университет, 2000. - 252 с. - Библиогр.: с.179.
9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание [Текст]: монография / В.И. Даль. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 983 с. - Библиогр.: с. 6-976.
10. Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1998. - 23 с. - Библиогр.: с.13.
11. Дударев В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью [Текст]: Дис. канд. психол. наук. - М., 1992. - 168 с. - Библиогр.: с. 54.
12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология [Текст]: монография / Еникеев М.И. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 624 с. - Библиогр.: с.142.
13. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты [Текст]: монография / Еникеев М.И. - М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 288 с. - Библиогр.: с.121.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст]: монография / Зеер Э.Ф. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 384с. - Библиогр.: с. 12.
15. Калюжный А.С. Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих: Учебное пособие [Текст]: монография / Калюжный А.С. - Н. Новгород: НГТУ, 2004. - 39 с. - Библиогр.: с. 17.
16. Калюжный А.С. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту [Текст]: - Ориентир. - 2006. - №12. - 64 с. - Библиогр.: с. 19.
17. Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военно-психологический словарь-справочник [Текст]: - Издательство: М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, М.: 2010 - 592 с. - Библиогр.: с. 161.
18. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах [Текст]: монография / Караяни А.Г. - М.: ВУ, 1998. - 194 с. - Библиогр.: с. 31-41.
19. Караяни А.Г., Волобуева Ю.М. Военная психология, как область специального научного знания и практики [Текст]: - Вестник Московского
университета, серия 14. Психология, М.: 2007, № 4, - 98 с. - Библиогр.: с.
66-67.
20. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). Учебное пособие [Текст]: монография / Климов Е.А. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 192 с. - Библиогр.: с. 93.
21. Коупленд Н. Психология и солдат [Текст]: монография / Коупленд Н. - М.: Воениздат, 1960. - 96 с. - Библиогр.: с. 54.
22. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 37 с. - Библиогр.: с. 12.
23. Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: Учебно¬методическое пособие [Текст]: - М.: ВУ, 2004. - 340 с. - Библиогр.: с. 49-52.
24. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. Серия «Право в Вооруженных Силах консультант» [Текст]: - М.: «За права военнослужащих», 2003. - Вып.44. - 384 с. - Библиогр.: с. 56.
25. Организация психологической работы в воинских частях в мирное время: учебное пособие [Текст]: - М.,1999. -152 с. - Библиогр.: с. 31-33.
26. Основные результаты мониторинга по оценке благоприятных условий заключения контракта на военную службу среди военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе: Информационно-аналитический и справочный материал [Текст]: - М.: МО РФ, 2004. - 244 с. - Библиогр.: с. 12.
27. Останкович А.Е. Военная психология [Текст]: монография / Останкович А.Е. - М.: Военный университет, 1998. - 376 с. - Библиогр.: с. 76.
28. Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых// Инновации в образовании [Текст]: - 2001.- №3 - Библиогр.: с. 87-92.
29. Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооруженных сил: методические рекомендации
[Текст]: монография / Приймак Е.Н. - М.: Кредо, 2015. - 28 с. - Библиогр.: с.
13.
30. Психологический словарь/ Под общ. ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, ВЛ.Зинченко, Б.Ф.Ломова, А.Р.Лурии, А.М.Матюшкина, А.В.Петровского. [Текст]: - М.: Педагогика, 1983. - 448 с. - Библиогр.: с. 326.
31. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. [Текст]: - М.: Политиздат, 1990. - 351 с. - Библиогр.: с. 237.
32. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Маклакова [Текст]: - СПб.: Питер, 2005. - 464 с. Библиогр.: с. 73.
33. Современная военная психология: Хрестоматия / А.Е. Тарас. [Текст]: - Минск: Харвест, 2003. - 560 с. - Библиогр.: с. 87.
34. Солдат и война: Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов [Текст]: - М.: Воениздат, 1971. - 320 с. - Библиогр.: с. 74.
35. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. [Текст]: - М.: Академический Проект. Серия «Gaudeamus» - Екатеринбург: Деловая книга, 2005 - 640 с. - Библиогр.: с. 141.
36. Указания Министра обороны РФ от 14 октября 2003 г. № 15К/6/0475 «О реализации федеральной целевой программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей».
37. Шарипов P.P. Психологические условия развития профессионального самоопределения офицера-воспитателя в Вооруженных Силах России [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2002. - 23 с. - Библиогр.: с.
11.
38. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. - 1999. - №3. - с. 101-119. - Библиогр.: с. 101-119.
Электронные источники
39. Волкова Н.С. Психологическое сопровождение военнослужащих при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации // Научное обозрение. Медицинские науки. [Электронный ресурс]. - 2016. - № 3. - С. 27¬31. - Режим доступа http://science-medicine.ru/rarticle/view?id=884 Sunday, 22 Apr 2018 09:31:34.
40. Кисель А.Ю. Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы // Молодой ученый. [Электронный ресурс]. - 2015. - №2. - С. 450-455. - Режим доступа https://moluch.ru/archive/82/14922/ Sunday, 22 Apr 2018 14:44:17.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ