Цифровизация школ в России: социологический ракурс
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования цифровизации школ 8
§1. Цифровизация школ: сравнение российских и зарубежных подходов 8
§2. Цифровизация школ: proetcontra 21
Глава 2. Анализ процесса цифровизации школ СПБ (по материалам проведенных прикладных исследований) 32
§1. Оценка хода процесса цифровизации студентами (по материалам фокус-группы на факультете социологии СПбГУ) 32
§2. Оценка цифровизации школ учителями (по материалам анкетного опроса) 49
Заключение 59
Библиография 62
Приложения 72
Приложение 1. Программа фокус-группы 72
Приложение 2. Распечатка фокус-групп 75
П2.1. Фокус-группа 10.04.2023 75
П2.2. Фокус-группа 11.04.2023 94
П2.3. Фокус-группа 17.04.2023 111
Приложение 3. Программа анкетного опроса 120
Приложение 4. Excel-таблица с полученными анкетами 127
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования цифровизации школ 8
§1. Цифровизация школ: сравнение российских и зарубежных подходов 8
§2. Цифровизация школ: proetcontra 21
Глава 2. Анализ процесса цифровизации школ СПБ (по материалам проведенных прикладных исследований) 32
§1. Оценка хода процесса цифровизации студентами (по материалам фокус-группы на факультете социологии СПбГУ) 32
§2. Оценка цифровизации школ учителями (по материалам анкетного опроса) 49
Заключение 59
Библиография 62
Приложения 72
Приложение 1. Программа фокус-группы 72
Приложение 2. Распечатка фокус-групп 75
П2.1. Фокус-группа 10.04.2023 75
П2.2. Фокус-группа 11.04.2023 94
П2.3. Фокус-группа 17.04.2023 111
Приложение 3. Программа анкетного опроса 120
Приложение 4. Excel-таблица с полученными анкетами 127
Актуальность. Цифровые технологии сегодня — современный тренд. Они двигают прогресс во всех сферах общества. Образование — не исключение. Цифровизация упрощает процесс обучения, делает его более эффективным, избавляет учителей и учеников от излишней рутинной работы. Школьники уже давно активно пользуются преимуществами передовых технологий, ведь они росли вместе с их развитием. Учителя же зачастую отстают от них. В силу объективных причин, прежде всего — возраста, им сложно освоить и применять эти технологии в своих уроках. Однако реалии общества требуют от них повышения своей компетентности в данном вопросе. Требует этого также и профессиональный стандарт .
Цифровизация важна для российского общества. Правительство разрабатывает различные программы для поддержки ее развития. Вводятся обязательные требования для учителей проходить курсы повышения квалификации для повышения цифровой компетентности. Если этого не делать, может сложиться ситуация, когда учителя будут хуже разбираться
в том, что они преподают, чем сами ученики.
Безусловно, существуют сложности в этом процессе. Некоторые учителя противятся цифровизации, им неудобно пользоваться компьютером, они предпочитают старые, «проверенные» методы. Другие считают цифровизацию образования вредной для школьников. Подобного мнения придерживаются и некоторые родители. Необходимая материальная поддержка государства в данный момент значительно ограничена.
Между тем, далеко не каждая школа обеспечена всей необходимой техникой. Во многих школах до сих пор пользуются меловой доской, речь не идет даже об интерактивной, что уж говорить о продвинутых технологиях. Зарплата учителей явно не позволяет приобретать все необходимое для цифровизации.
До введения карантина в 2020 году процесс цифровизации школы в России протекал крайне медленно. Технологии использовались редко, как правило, только на уроках информатики. Благодаря переходу
на дистанционное обучение, этот процесс ускорился, однако, столкнулся с целым рядом сложностей, таких как некачественная организация учебного процесса, нестабильная работа образовательных ресурсов, неграмотные действия администрации, нежелание родителей участвовать в учебном процессе и коммуникации с учителем. Требуется своевременно решать все проблемы цифровизации для её активного развития.
Целью работы является оценка глубины проникновения цифровизации в процесс обучения. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• Сравнить российские и зарубежные подходы к цифровизации образования;
• Рассмотреть преимущества и недостатки цифровизации образования;
• Проанализировать данную студентами оценку ходу процесса цифровизации;
• Проанализировать данную учителями оценку цифровизации школ.
Объектом данной работы является состояние цифровизации школ на данный момент.
Предметом работы является опыт цифровизации, полученный настоящими и бывшими участниками школьного образовательного процесса — учителями и студента соответственно.
Гипотезы.
1. Учителя не довольны своей цифровой компетентностью;
2. Студенты положительно относятся ко всестороннему внедрению цифровизации в учебный процесс;
3. Школа оказалась в целом неготовой к цифровизации.
Теоретико-методологические основания работы.
За рубежом тематика цифровизации исследована более полноценно, чем в России. Цифровые технологии там тоже сильнее развиты. В то время как в России переход на дистанционное обучение был шоком
для образовательной системы, за рубежом он воспринимался как естественный процесс, вследствие достижений цифровизации.
В частности, в Швеции исследования цифровизации школ стали проводиться в 1970-80-х годах. Даже несмотря на многочисленные исследования, тема все равно недостаточно разработана. Она больше напоминает политическую повестку дня, а не исследовательскую проблему.
Зарубежными учеными предлагаются различные теории. Главная из них — теория активизма. Основная идея — цифровизация школы трансформирует деятельность каждого работника и всю деятельность
в школе в целом. Данную теорию в своих исследованиях использовали Engeström Y. (основоположник), HaugeT. E., JenkinsM. и другие. Цифровизация подразумевает серьезные изменения, для которых требуется всесторонняя поддержка. Существует также модель электронного потенциалаVanderlindeR. и VanBraakJ.
Теория активности развилась в теорию культурно-исторической активности (Engeström; Vygotsky, Leont’ev). Она конкретизирует культурные и временные особенности организации и ее окружения. В рамках такого подхода Engeström предложил оценивать уровни цифровизации. Было проведено исследование с использованием метода интервью.
В России исследования цифровизации проводились в основном в 2000-2010-х годах. Особенно они активизировались в период пандемии, ученые активно начали исследовать процесс перехода на дистанционное обучение. Например, Дерябин А. А. вместе со своими коллегами в 2021 году проводил исследование представлений директоров о цифровых компетенциях посредством метода анкетного опроса. Также в 2020 году Чоросова О. М. и ее коллеги исследовали качество цифровизации школ посредством метода анкетного опроса учителей. Данные исследования кратко описаны в первой главе нашей работы. Кроме этого, были рассмотрены различные мнения по поводу цифровизации, аргументы за неё и против, её достоинства и недостатки.
В нашей работе будут использованы общенаучные методы, а также метод фокус-группы и анкетного опроса. Была проведено три фокус-группы с разными студентами. Участники двух из них — студенты третьего курса бакалавриата факультета социологии СПбГУ. Участники еще одной — студенты первого курса магистратуры факультета социологии СПбГУ. Фокус-группа проводилась на факультете социологии СПбГУ с использованием оборудования, предоставленного университетом. Программа фокус-группы приведена в Приложении 1. Распечатки фокус-групп приведены в Приложении 2.
Также был проведен анкетный опрос учителей об их цифровой компетентности. Была создана специальная Google-форма и разослана учителям. Ответы принимались с 14.03.2023 по 06.04.2023. В опросе принял участие 101 респондент в возрасте от 23 до 69 лет. Опрос проводился анонимно. Программа опроса представлена в приложении 3. Полученные ответы представлены в Excel-таблице, см. Приложение 4.
Содержание работы включает в себя: главу 1. «Теоретико-методологические основы исследования цифровизации школ», которая подразделяется на §1. «Цифровизация школ: сравнение российских и зарубежных подходов» и §2. «Цифровизация школ: proetcontra»; главу 2. «Анализ процесса цифровизации школ СПБ (по материалам проведенных прикладных исследований)», которая подразделяется на §1. «Оценка хода процесса цифровизации студентами (по материалам фокус-группы на факультете социологии СПбГУ)» и §2. «Оценка цифровизации школ учителями (по материалам анкетного опроса)».
Цифровизация важна для российского общества. Правительство разрабатывает различные программы для поддержки ее развития. Вводятся обязательные требования для учителей проходить курсы повышения квалификации для повышения цифровой компетентности. Если этого не делать, может сложиться ситуация, когда учителя будут хуже разбираться
в том, что они преподают, чем сами ученики.
Безусловно, существуют сложности в этом процессе. Некоторые учителя противятся цифровизации, им неудобно пользоваться компьютером, они предпочитают старые, «проверенные» методы. Другие считают цифровизацию образования вредной для школьников. Подобного мнения придерживаются и некоторые родители. Необходимая материальная поддержка государства в данный момент значительно ограничена.
Между тем, далеко не каждая школа обеспечена всей необходимой техникой. Во многих школах до сих пор пользуются меловой доской, речь не идет даже об интерактивной, что уж говорить о продвинутых технологиях. Зарплата учителей явно не позволяет приобретать все необходимое для цифровизации.
До введения карантина в 2020 году процесс цифровизации школы в России протекал крайне медленно. Технологии использовались редко, как правило, только на уроках информатики. Благодаря переходу
на дистанционное обучение, этот процесс ускорился, однако, столкнулся с целым рядом сложностей, таких как некачественная организация учебного процесса, нестабильная работа образовательных ресурсов, неграмотные действия администрации, нежелание родителей участвовать в учебном процессе и коммуникации с учителем. Требуется своевременно решать все проблемы цифровизации для её активного развития.
Целью работы является оценка глубины проникновения цифровизации в процесс обучения. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• Сравнить российские и зарубежные подходы к цифровизации образования;
• Рассмотреть преимущества и недостатки цифровизации образования;
• Проанализировать данную студентами оценку ходу процесса цифровизации;
• Проанализировать данную учителями оценку цифровизации школ.
Объектом данной работы является состояние цифровизации школ на данный момент.
Предметом работы является опыт цифровизации, полученный настоящими и бывшими участниками школьного образовательного процесса — учителями и студента соответственно.
Гипотезы.
1. Учителя не довольны своей цифровой компетентностью;
2. Студенты положительно относятся ко всестороннему внедрению цифровизации в учебный процесс;
3. Школа оказалась в целом неготовой к цифровизации.
Теоретико-методологические основания работы.
За рубежом тематика цифровизации исследована более полноценно, чем в России. Цифровые технологии там тоже сильнее развиты. В то время как в России переход на дистанционное обучение был шоком
для образовательной системы, за рубежом он воспринимался как естественный процесс, вследствие достижений цифровизации.
В частности, в Швеции исследования цифровизации школ стали проводиться в 1970-80-х годах. Даже несмотря на многочисленные исследования, тема все равно недостаточно разработана. Она больше напоминает политическую повестку дня, а не исследовательскую проблему.
Зарубежными учеными предлагаются различные теории. Главная из них — теория активизма. Основная идея — цифровизация школы трансформирует деятельность каждого работника и всю деятельность
в школе в целом. Данную теорию в своих исследованиях использовали Engeström Y. (основоположник), HaugeT. E., JenkinsM. и другие. Цифровизация подразумевает серьезные изменения, для которых требуется всесторонняя поддержка. Существует также модель электронного потенциалаVanderlindeR. и VanBraakJ.
Теория активности развилась в теорию культурно-исторической активности (Engeström; Vygotsky, Leont’ev). Она конкретизирует культурные и временные особенности организации и ее окружения. В рамках такого подхода Engeström предложил оценивать уровни цифровизации. Было проведено исследование с использованием метода интервью.
В России исследования цифровизации проводились в основном в 2000-2010-х годах. Особенно они активизировались в период пандемии, ученые активно начали исследовать процесс перехода на дистанционное обучение. Например, Дерябин А. А. вместе со своими коллегами в 2021 году проводил исследование представлений директоров о цифровых компетенциях посредством метода анкетного опроса. Также в 2020 году Чоросова О. М. и ее коллеги исследовали качество цифровизации школ посредством метода анкетного опроса учителей. Данные исследования кратко описаны в первой главе нашей работы. Кроме этого, были рассмотрены различные мнения по поводу цифровизации, аргументы за неё и против, её достоинства и недостатки.
В нашей работе будут использованы общенаучные методы, а также метод фокус-группы и анкетного опроса. Была проведено три фокус-группы с разными студентами. Участники двух из них — студенты третьего курса бакалавриата факультета социологии СПбГУ. Участники еще одной — студенты первого курса магистратуры факультета социологии СПбГУ. Фокус-группа проводилась на факультете социологии СПбГУ с использованием оборудования, предоставленного университетом. Программа фокус-группы приведена в Приложении 1. Распечатки фокус-групп приведены в Приложении 2.
Также был проведен анкетный опрос учителей об их цифровой компетентности. Была создана специальная Google-форма и разослана учителям. Ответы принимались с 14.03.2023 по 06.04.2023. В опросе принял участие 101 респондент в возрасте от 23 до 69 лет. Опрос проводился анонимно. Программа опроса представлена в приложении 3. Полученные ответы представлены в Excel-таблице, см. Приложение 4.
Содержание работы включает в себя: главу 1. «Теоретико-методологические основы исследования цифровизации школ», которая подразделяется на §1. «Цифровизация школ: сравнение российских и зарубежных подходов» и §2. «Цифровизация школ: proetcontra»; главу 2. «Анализ процесса цифровизации школ СПБ (по материалам проведенных прикладных исследований)», которая подразделяется на §1. «Оценка хода процесса цифровизации студентами (по материалам фокус-группы на факультете социологии СПбГУ)» и §2. «Оценка цифровизации школ учителями (по материалам анкетного опроса)».
Подведем выводы работы в соответствии с поставленной целью и задачами и гипотезами.
Целью работы является оценка глубины проникновения цифровизации в процесс обучения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Сравнить российские и зарубежные подходы к цифровизации образования.
Зарубежные исследования характеризуются большей разработанностью тематики цифровизации. Они начались раньше, и их гораздо больше, чем российских. Они рассматривают переход на дистанционное обучение как следствие развития цифровизации. Необходимость полноценной цифровизации в России возникла только с переходом школ и ВУЗов на дистанционное обучение. Российские исследователи пока недостаточно разработали данную проблему. В их оценках больше видится негатив, связанный со стихийностью перехода на дистанционное обучение.
Рассмотреть преимущества и недостатки цифровизации образования.
Оценки цифровизации в целом позитивные, хотя встречаются и негативные отзывы. Но есть также и те, которые аргументированно против него. Цифровизация — это сложное явление со своими плюсами и минусы. Представляется, что зарубежные исследователи более глубоко в силу большего количества исследований и более раннего их начала анализируют доводы, пытаясь классифицировать их по тому, кого они затрагивают, разделяя их на экономические, психологические и т.д. Российские ученые пока находятся в начале формирования данного исследовательского поля.
Проанализировать данную студентами оценку ходу процесса цифровизации.
Основная идея студентов: школа — это инструмент социализации. Они постоянно подчеркивали важность данного аспекта школьного образования. Данный важный аспект образования невозможно полностью заменить цифровизацией. В то же время цифровизация может способствовать повышению качества учебного процесса там, где она уместна. Цифровизация в школах все ещё оставляет желать лучшего, но позитивное движение в сторону развития есть. Одно из главных ограничений — возраст учителей; представителям старших возрастных групп сложно разобраться в современных технологиях и применять их в работе.
Проанализировать данную учителями оценку цифровизации школ.
Отзывы учителей о цифровизации имеют смешанный характер, ввиду стихийности переход к этому процессу вследствие необходимости мгновенного внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс. Школы справились со своей задачей, но не самым лучшим образом. Многие проблемы остаются нерешенными даже сейчас, после опыта дистанционного обучения.
Также были поставлены следующие гипотезы:
Учителя не довольны своей цифровой компетентностью.
Гипотеза подтверждается: более половины учителей оценивают уровень своей цифровой компетентности как средний;
Студенты положительно относятся ко всестороннему внедрению цифровизации в учебный процесс.
Гипотеза не подтверждается, так как многие студенты отметили важность роли учителя в учебном процессе и невозможность заменить его полностью. Для студентов оказался очень важным аспект социализации, который не может полностью быть обеспечен цифровизацией.
Школа оказалась в целом неготовой к цифровизации.
Гипотеза подтверждается: переход на дистанционное обучение оказался очень сложным, сопровождался массой проблем. Если бы она была готова и цифровизация была бы развита и воспринималась как норма, переход на дистанционное обучение произошел бы легко, почти незаметно.
Таким образом, поставленные цель и задачи работы достигнуты.
Целью работы является оценка глубины проникновения цифровизации в процесс обучения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Сравнить российские и зарубежные подходы к цифровизации образования.
Зарубежные исследования характеризуются большей разработанностью тематики цифровизации. Они начались раньше, и их гораздо больше, чем российских. Они рассматривают переход на дистанционное обучение как следствие развития цифровизации. Необходимость полноценной цифровизации в России возникла только с переходом школ и ВУЗов на дистанционное обучение. Российские исследователи пока недостаточно разработали данную проблему. В их оценках больше видится негатив, связанный со стихийностью перехода на дистанционное обучение.
Рассмотреть преимущества и недостатки цифровизации образования.
Оценки цифровизации в целом позитивные, хотя встречаются и негативные отзывы. Но есть также и те, которые аргументированно против него. Цифровизация — это сложное явление со своими плюсами и минусы. Представляется, что зарубежные исследователи более глубоко в силу большего количества исследований и более раннего их начала анализируют доводы, пытаясь классифицировать их по тому, кого они затрагивают, разделяя их на экономические, психологические и т.д. Российские ученые пока находятся в начале формирования данного исследовательского поля.
Проанализировать данную студентами оценку ходу процесса цифровизации.
Основная идея студентов: школа — это инструмент социализации. Они постоянно подчеркивали важность данного аспекта школьного образования. Данный важный аспект образования невозможно полностью заменить цифровизацией. В то же время цифровизация может способствовать повышению качества учебного процесса там, где она уместна. Цифровизация в школах все ещё оставляет желать лучшего, но позитивное движение в сторону развития есть. Одно из главных ограничений — возраст учителей; представителям старших возрастных групп сложно разобраться в современных технологиях и применять их в работе.
Проанализировать данную учителями оценку цифровизации школ.
Отзывы учителей о цифровизации имеют смешанный характер, ввиду стихийности переход к этому процессу вследствие необходимости мгновенного внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс. Школы справились со своей задачей, но не самым лучшим образом. Многие проблемы остаются нерешенными даже сейчас, после опыта дистанционного обучения.
Также были поставлены следующие гипотезы:
Учителя не довольны своей цифровой компетентностью.
Гипотеза подтверждается: более половины учителей оценивают уровень своей цифровой компетентности как средний;
Студенты положительно относятся ко всестороннему внедрению цифровизации в учебный процесс.
Гипотеза не подтверждается, так как многие студенты отметили важность роли учителя в учебном процессе и невозможность заменить его полностью. Для студентов оказался очень важным аспект социализации, который не может полностью быть обеспечен цифровизацией.
Школа оказалась в целом неготовой к цифровизации.
Гипотеза подтверждается: переход на дистанционное обучение оказался очень сложным, сопровождался массой проблем. Если бы она была готова и цифровизация была бы развита и воспринималась как норма, переход на дистанционное обучение произошел бы легко, почти незаметно.
Таким образом, поставленные цель и задачи работы достигнуты.
Подобные работы
- Социология цифрового общества: формирование ракурса в Китае и России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2023 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И НОВЫХ МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - НОВАЦИИ В КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КИТАЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ВИММЕЛЬБУХ КАК РАЗВИВАЮЩЕЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - НАДГРОБИЕ КАК МЕДИА. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЦИФРОВОЙ РЕМЕДИАЦИИ КЛАДБИЩ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 5870 р. Год сдачи: 2024 - КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2024 - ФЕНОМЕН МУЗЕЯ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНЫМИ МЕТОДАМИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



