Введение 3
Глава 1 Теоретические основы утренних ток-шоу на радио 6
1.1 Определение утренних ток-шоу и их место в радиовещании 6
1.2 Особенности формата утренних ток-шоу на радио 15
1.3 Аудиторные предпочтения и их влияние на контент 25
Глава 2 Анализ утренних ток-шоу на разговорных радиостанциях Тулы 37
2.1 Обзор ток-шоу разговорных радиостанций Тулы 37
2.2 Исследование аудиторных предпочтений утреннего ток-шоу разговорного радио 43
2.3. Анализ результатов исследования и разработка рекомендаций 49
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Список источников примеров 63
Приложения
Актуальность исследования. Медиа выполняют разные социальные и общественно-политические функции и задачи: от поставщика сенсационной информации до лидера общественного мнения. Многое здесь зависит и от направленности медиа, от личности журналиста, и от сложившейся общественно-политической ситуации.
Современный человек – это человек медийный. Но несмотря на развитие новых медиа, социальных сетей традиционные каналы – телевидение и радио – не утратило своей популярности. Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в феврале 2023 г. «уровень доверия россиян к различным видам СМИ серьезно разнится, но приоритет по-прежнему сохраняется за традиционным медиа» [Аналитический обзор, 2023].
Современные радиослушатели получают доступ ко все большему количеству контента: новостям, информации и развлечениям на различных платформах и в форматах, конкурирующих с другими медиа. Наряду с традиционными медиа-компаниями новые игроки обращаются к потребителям в качестве производителей и распространителей контента.
Разговорные FM-радиостанции в России выпускают различные программы. Темы, которые в них поднимаются имеют широкий диапазон: региональное управление, состояние здравоохранения, семейные отношения и ценности, окружающая среда, культурные проблемы, права человека, демократия, закон и порядок, религиозные учения.
Все типы радиостанций и форматы радиопрограмм – от развлекательных до новостных – стараются удержать и увеличить лояльную аудиторию, в том числе в регионах. Одновременно с телевидением, на радио стал закрепляться такой формат программ как ток-шоу, в том числе его особая разновидность – утреннее ток-шоу. Слушатели участвуют в создании этих программ посредством телефонных звонков или откликов в соцсетях.
Формат утреннего ток-шоу на разговорном радио, до сих пор не стал объектом пристального изучения. Особенно интересно рассмотреть данный вопрос в контексте регионального звучания. Это определяет актуальность исследования.
Объект исследования: радиовещание в современной медиасреде.
Предмет исследования: утренние тор-шоу на разговорном радио в городе Туле.
Цель исследования: используя анализ результатов исследования разработать рекомендации в части контента и расширения аудитории утренних ток-шоу на разговорной радиостанции.
Задачи исследования:
- выявить особенности формата утренних ток-шоу;
- рассмотреть аудиторные предпочтения и их влияние на контент;
- провести обзор ток-шоу радиостанций Тулы;
- исследовать аудиторные предпочтения слушателей утреннего ток-шоу разговорного радио;
- проанализировать результаты исследования и разработать рекомендации для утренних ток-шоу на радиостанциях.
Методы исследования:
- общенаучные: анализ и синтез, выявление частного из общего.
- частнонаучные: сравнительный анализ, контент-анализ, опрос.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование роли радио в медийном пространстве рассмотрены в работах Д.В Дунас, С.А. Вартанова, Д.Ю. Кульчицкой, Е.А. Салиховой, А.Е. Толоконниковой.
Вопросы теории и практики радио форматов изучались в работах таких исследователей как Е.А. Баранова, А. Бубукин, В.А. Егошкина, А.В. Ельникова, Е.А. Беспалова, А.А. Журавлева, Л.А. Круглова, Ю.А. Дунце, М.А. Оленев, Д. Орлова.
Исследования радиоаудитории, ее предпочтений и динамики изменения исследовали такие ученые как С.А. Беркунцова, А.В. Ларина, И.А. Мальцева, И.Ф. Минюшева, Н.Г. Нестерова, С.В. Фащанова.
Научная новизна исследования заключается в том, что актуальные тенденции утренних ток-шоу на разговорном радио Тулы рассмотрены в рамках общероссийских тенденций радиовещания.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала об утренних ток-шоу на разговорном радио.
Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться на практических занятиях студентов, обучающихся по направлению «Журналистика».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка источников примеров.
1. Аналитический обзор. Доверие СМИ в России [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doverie-smi-v-rossii (дата обращения 01.02.2024).
2. Баранова Е.А. Влияние процесса медиаконвергенции на сокращение хронометража радиопередач и появление мини-рубрик // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. – № 8. – С. 96 – 103.
3. Беркунцова С.А. Радиоаудитория как социологическая категория: углубление понятия, основные характеристики, типологии // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – № 5. – С. 203 – 205.
4. Бубукин А. Особенности эфира. Утро // Радиовещательные технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.radiostation.ru/music/features.html (дата обращения: 01.02.2024).
5. Вырковский А.В., Фомичева И.Д., Образцова А.Ю., Галкина М Ю., Колесниченко А.В., Вартанов С.А., Смирнов С.С., Владимирова М.Б. Анализ качества медиатекстов на столичных информационно-разговорных радиостанциях // Вестник СПбГУ. – 2019. – Том 16. – Вып. 1. – С. 48-65.
6. Все радиостанции Тулы в одном месте. // Медиатраст. [Электронный ресурс]. URL: https://radiovtule.ru/ (дата обращения: 27.01.2024).
7. Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А., Толоконникова А.Е. Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения // Вестник Московского университета. – 2019. - № 2. - С. 9 - 21.
8. Егошкина В.А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм // Коммуникативные исследования. - 2017. - № 2 (12). - С. 61–68.
9. Единый глоссарий основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат. – М.: Русника, 2013. - 320 с.
10. Ельникова А.В., Е.А. Беспалова. Формат развлекательного радио как фактор, определяющий речевую культуру радиожурналиста (на примере радио «Европа Плюс») // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2020. - № 1. – С. 90 – 99.
11. Журавлева А.А. Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере Челябинских радиостанций // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2019. - №. 2(32). – С. 182-192.
12. Каким был 2023 год для радиовещательной отрасли РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rspectr.com/infographics/kakim-byl-2023 (дата обращения: 01.02.2024).
13. Круглова Л.А., Дунце Ю.А. Жанры, тематика и выразительные средства информационных радиостанций московского FM-диапазона // Theoretical and Practical Issues of Journalism. – 2021. – №1. – С. 51–62.
14. Ларина А.В. Информационные и развлекательные потребности радиослушателей (социологический опрос радиоаудитории Санкт-Петербурга) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. – 2018. – № 1. – С. 3–11.
15. Лучшие утренние шоу на радио. [Электронный ресурс]. URL: https://chistoug.ru/articles/luchshie-utrennie-shou-na-radio.html (дата обращения: 01.02.2024).
16. Мальцева И.А. О взаимодействии корреляции «адресант-адресат» в радиодискурсе // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2022. – №1. – С. 77 – 88.
17. Медиаландшафт в 2023 году: аудитория, контент и генераторы повестки // Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://scan-interfax.ru/blog/medialandshaft-v-2023-godu-auditoriya-kontent-i-generatory-povestki (дата обращения: 01.02.2024).
18. Минюшева И. Ф. Стандарт и экспрессия в речевом этикете на радио (на материале передач «Радио России») // Преподаватель XX век. – 2012. – № 2. – С. 334 – 341.
19. Нестерова Н.Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. – 320 с.
20. Нестерова Н.Г., Фащанова С.В. Специфика коммуникативной организации ток-шоу на радио // Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. - С. 197–203.
21. Оленев М.А. Трансформация формата реалити-шоу в радиоэфире // Теория и практика современной науки. - 2018. - №5(35) - С. 603 - 606.
22. Орлова Д. Авторское ток-шоу на радио. Saarbrucken, LAP Lambert Academic Publishing. - 2014. - 100 с.
23. Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - №1 (64). - С. 185 - 190.
24. Радио в России. Цифры. Тренды. Факты. Mediascope. 2023. https://mediascope.net/services/media/media-audience/radio/radio-index/description/
25. Радиовещание России 2022–2023. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. – М.: Минцифры, 2023, 104 с.
26. Рейтинг радиостанций Тулы https://radiogenerator.ru/tula/radio
27. Росс Е.С. Слагающие успешного ток-шоу на радио // Медиасреда. – 2014. – С. 40 – 42.
28. Сахарова И. Н., Карев В. Ю. Современные тенденции развития радио в России // Петербургский экономический журнал. – 2021. - № 3. – С. 74 – 84.
29. Смотрим. Медиаплатформа ВГТРК. [Электронный ресурс]. URL: https://smotrim.ru/live (дата обращения: 01.02.2024).
30. Усольцева Я.В. Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции. Диссертация…к. филол.н. Краснодар, 2008 г. - 194 с.
31. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - М.: Эксмо, 2018. - 483 с.
32. Фукс Д.А. Телевизионные развлекательные программы как феномен современной массовой речевой культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2013. - № 4 (36). - С. 112.
33. Радиовещание. РТРС. Российская телевизионная и радиовещательная сеть. [Электронный ресурс]. URL: tula.rtrs.ru. (дата обращения: 01.02.2024).
34. Радиовещание. Тульская область. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20220101042246/https://tula.rtrs.ru/press/analog/ (дата обращения: 01.02.2024).
35. РТРС начал FM-трансляцию «Радио России» в Туле. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/2022/analog/ (дата обращения: 01.02.2024).
36. Министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области. Пресс-центр. [Электронный ресурс]. URL: https://mvp.tularegion.ru/press_center/news (дата обращения: 01.02.2024).
37. Радиостанции в Туле. [Электронный ресурс]. URL: https://radiomap.eu/ru/tula (дата обращения: 01.02.2024).
38. Рейтинг радиостанций Тулы. [Электронный ресурс]. URL: https://radiogenerator.ru/tula/radio/ (дата обращения: 01.02.2024).
39. Радио в Туле. [Электронный ресурс]. URL: https://radiovtule.ru/ (дата обращения: 01.02.2024).
40. ВКонтакте. Стиллавин и его друзья. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/stillavinpro?ysclid=lshcu1kwfi127740322 (дата обращения: 01.02.2024).
41. Balbi G. Deconstructing Media Convergence: A Cultural History of the Buzzword, 1980s–2010s. In book: Media Convergence and Deconvergence, 2017, pp. 31-51.
42. Bonini Т. Podcasting as a hybrid cultural form. Routledge Companion to Radio and Podcast Studies. 2022. 20 р.
43. Buenos Días, Javi y Mar! https://www.cadena100.es/
44. Co-host of Parker-Goodman Radio on Rejoice 1140 am. [Электронный ресурс]. URL: https://awomanshart.wordpress.com/2012/01/14-goodman-radio/ (дата обращения: 01.02.2024).
45. Coyne S. M., Padilla-Walker L. M., Howard, E. Emerging in a Digital World A Decade Review of Media Use, Effects, and Gratifications in Emerging Adulthood. Emerging Adulthood, 2013, (2), 125-137.
46. Goffman E. Forms of Talk. Oxford: Blackwell. 1981, 311 р.
47. Katz E., Blumler J.G., Gurevitch M. Uses and gratifications research. The Public Opinion Quarterly, 2009, 37(4), 509-523.
48. McQuail D. McQuail's mass communication theory. Sage publications, 2010.
49. Mediascope Radio Index – Россия. 2020 – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.su/upload/doc%202023.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
50. Nik Goodman https://cmw.net/radio/speakers/nik-goodman/
51. Pratten R. Transmedia Storytelling: Getting Started. [Электронный ресурс]. URL: http://workbookproject.com/ culturehacker. (дата обращения: 01.02.2024).
52. Rambler&Co назвал тренды медиапотребления 2023 года // Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2023/12/04/trendy/ (дата обращения: 01.02.2024).
53. Steve Duenes: How We Made Snow Fall. [Электронный ресурс]. URL: https://source.opennews (дата обращения: 01.02.2024).
54. White M. Television, therapy and the social subject; or the TV therapy machine. In Friedman J (ed.) Reality squared: televisual discourse on the real. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2012, 313–322.
1. Аналитический обзор. Доверие СМИ в России [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doverie-smi-v-rossii (дата обращения 01.02.2024).
2. Баранова Е.А. Влияние процесса медиаконвергенции на сокращение хронометража радиопередач и появление мини-рубрик // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. – № 8. – С. 96 – 103.
3. Беркунцова С.А. Радиоаудитория как социологическая категория: углубление понятия, основные характеристики, типологии // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – № 5. – С. 203 – 205.
4. Бубукин А. Особенности эфира. Утро // Радиовещательные технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.radiostation.ru/music/features.html (дата обращения: 01.02.2024).
5. Вырковский А.В., Фомичева И.Д., Образцова А.Ю., Галкина М Ю., Колесниченко А.В., Вартанов С.А., Смирнов С.С., Владимирова М.Б. Анализ качества медиатекстов на столичных информационно-разговорных радиостанциях // Вестник СПбГУ. – 2019. – Том 16. – Вып. 1. – С. 48-65.
6. Все радиостанции Тулы в одном месте. // Медиатраст. [Электронный ресурс]. URL: https://radiovtule.ru/ (дата обращения: 27.01.2024).
7. Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А., Толоконникова А.Е. Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения // Вестник Московского университета. – 2019. - № 2. - С. 9 - 21.
8. Егошкина В.А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм // Коммуникативные исследования. - 2017. - № 2 (12). - С. 61–68.
9. Единый глоссарий основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат. – М.: Русника, 2013. - 320 с.
10. Ельникова А.В., Е.А. Беспалова. Формат развлекательного радио как фактор, определяющий речевую культуру радиожурналиста (на примере радио «Европа Плюс») // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2020. - № 1. – С. 90 – 99.
11. Журавлева А.А. Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере Челябинских радиостанций // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2019. - №. 2(32). – С. 182-192.
12. Каким был 2023 год для радиовещательной отрасли РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rspectr.com/infographics/kakim-byl-2023 (дата обращения: 01.02.2024).
13. Круглова Л.А., Дунце Ю.А. Жанры, тематика и выразительные средства информационных радиостанций московского FM-диапазона // Theoretical and Practical Issues of Journalism. – 2021. – №1. – С. 51–62.
14. Ларина А.В. Информационные и развлекательные потребности радиослушателей (социологический опрос радиоаудитории Санкт-Петербурга) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. – 2018. – № 1. – С. 3–11.
15. Лучшие утренние шоу на радио. [Электронный ресурс]. URL: https://chistoug.ru/articles/luchshie-utrennie-shou-na-radio.html (дата обращения: 01.02.2024).
16. Мальцева И.А. О взаимодействии корреляции «адресант-адресат» в радиодискурсе // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2022. – №1. – С. 77 – 88.
17. Медиаландшафт в 2023 году: аудитория, контент и генераторы повестки // Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://scan-interfax.ru/blog/medialandshaft-v-2023-godu-auditoriya-kontent-i-generatory-povestki (дата обращения: 01.02.2024).
18. Минюшева И. Ф. Стандарт и экспрессия в речевом этикете на радио (на материале передач «Радио России») // Преподаватель XX век. – 2012. – № 2. – С. 334 – 341.
19. Нестерова Н.Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. – 320 с.
20. Нестерова Н.Г., Фащанова С.В. Специфика коммуникативной организации ток-шоу на радио // Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. - С. 197–203.
21. Оленев М.А. Трансформация формата реалити-шоу в радиоэфире // Теория и практика современной науки. - 2018. - №5(35) - С. 603 - 606.
22. Орлова Д. Авторское ток-шоу на радио. Saarbrucken, LAP Lambert Academic Publishing. - 2014. - 100 с.
23. Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - №1 (64). - С. 185 - 190.
24. Радио в России. Цифры. Тренды. Факты. Mediascope. 2023. https://mediascope.net/services/media/media-audience/radio/radio-index/description/
25. Радиовещание России 2022–2023. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. – М.: Минцифры, 2023, 104 с.
26. Рейтинг радиостанций Тулы https://radiogenerator.ru/tula/radio
27. Росс Е.С. Слагающие успешного ток-шоу на радио // Медиасреда. – 2014. – С. 40 – 42.
28. Сахарова И. Н., Карев В. Ю. Современные тенденции развития радио в России // Петербургский экономический журнал. – 2021. - № 3. – С. 74 – 84.
29. Смотрим. Медиаплатформа ВГТРК. [Электронный ресурс]. URL: https://smotrim.ru/live (дата обращения: 01.02.2024).
30. Усольцева Я.В. Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции. Диссертация…к. филол.н. Краснодар, 2008 г. - 194 с.
31. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - М.: Эксмо, 2018. - 483 с.
32. Фукс Д.А. Телевизионные развлекательные программы как феномен современной массовой речевой культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2013. - № 4 (36). - С. 112.
33. Радиовещание. РТРС. Российская телевизионная и радиовещательная сеть. [Электронный ресурс]. URL: tula.rtrs.ru. (дата обращения: 01.02.2024).
34. Радиовещание. Тульская область. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20220101042246/https://tula.rtrs.ru/press/analog/ (дата обращения: 01.02.2024).
35. РТРС начал FM-трансляцию «Радио России» в Туле. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/2022/analog/ (дата обращения: 01.02.2024).
36. Министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области. Пресс-центр. [Электронный ресурс]. URL: https://mvp.tularegion.ru/press_center/news (дата обращения: 01.02.2024).
37. Радиостанции в Туле. [Электронный ресурс]. URL: https://radiomap.eu/ru/tula (дата обращения: 01.02.2024).
38. Рейтинг радиостанций Тулы. [Электронный ресурс]. URL: https://radiogenerator.ru/tula/radio/ (дата обращения: 01.02.2024).
39. Радио в Туле. [Электронный ресурс]. URL: https://radiovtule.ru/ (дата обращения: 01.02.2024).
40. ВКонтакте. Стиллавин и его друзья. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/stillavinpro?ysclid=lshcu1kwfi127740322 (дата обращения: 01.02.2024).
41. Balbi G. Deconstructing Media Convergence: A Cultural History of the Buzzword, 1980s–2010s. In book: Media Convergence and Deconvergence, 2017, pp. 31-51.
42. Bonini Т. Podcasting as a hybrid cultural form. Routledge Companion to Radio and Podcast Studies. 2022. 20 р.
43. Buenos Días, Javi y Mar! https://www.cadena100.es/
44. Co-host of Parker-Goodman Radio on Rejoice 1140 am. [Электронный ресурс]. URL: https://awomanshart.wordpress.com/2012/01/14-goodman-radio/ (дата обращения: 01.02.2024).
45. Coyne S. M., Padilla-Walker L. M., Howard, E. Emerging in a Digital World A Decade Review of Media Use, Effects, and Gratifications in Emerging Adulthood. Emerging Adulthood, 2013, (2), 125-137.
46. Goffman E. Forms of Talk. Oxford: Blackwell. 1981, 311 р.
47. Katz E., Blumler J.G., Gurevitch M. Uses and gratifications research. The Public Opinion Quarterly, 2009, 37(4), 509-523.
48. McQuail D. McQuail's mass communication theory. Sage publications, 2010.
49. Mediascope Radio Index – Россия. 2020 – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.su/upload/doc%202023.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
50. Nik Goodman https://cmw.net/radio/speakers/nik-goodman/
51. Pratten R. Transmedia Storytelling: Getting Started. [Электронный ресурс]. URL: http://workbookproject.com/ culturehacker. (дата обращения: 01.02.2024).
52. Rambler&Co назвал тренды медиапотребления 2023 года // Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2023/12/04/trendy/ (дата обращения: 01.02.2024).
53. Steve Duenes: How We Made Snow Fall. [Электронный ресурс]. URL: https://source.opennews (дата обращения: 01.02.2024).
54. White M. Television, therapy and the social subject; or the TV therapy machine. In Friedman J (ed.) Reality squared: televisual discourse on the real. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 2012, 313–322.