ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
1.1. Понятие административной ответственности 6
1.2. Административно-правовой статус юридического лица в деликтных
отношениях 13
1.3. Специфика вины юридического лица при привлечении к
административной ответственности 24
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 39
2.1. Роль законного представителя юридического лица при привлечении к
административной ответственности 39
2.2. Проблема определения малозначительности административных
правонарушений при привлечении к административной ответственности юридических лиц 52
2.3. Проблемы привлечения юридических лиц к административной
ответственности за длящиеся правонарушения 62
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
Проблема административной ответственности юридических лиц была дискуссионной еще в 60-х гг. и, несомненно, актуальна и в настоящее время.
В настоящий момент существует свобода экономической деятельности и сам институт административной ответственности появился сравнительно недавно в нашем законодательстве. Все это порождает возрастающее количество правонарушений со стороны организаций, которые своими действиями посягают на общественные отношения, охраняемые нормами административного права.
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
Данная тема действительно актуальна, т.к. в последние годы произошли принципиальные изменения в экономике. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования. Сегодня создается большое количество юридических лиц с различной организационно-правовой формой. Это требует, во-первых, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, во-вторых, равного подхода к этой защите со стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов.
Вопрос административной ответственности юридических лиц в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) как в специализированной литературе, так и в средствах массовой информации. Несмотря на достаточную регламентацию правового положения данного субъекта в различных нормативно правовых актах, существует множество дискуссионных вопросов, связанных с понятием и содержанием ответственности и вины юридического лица, совершившего административное правонарушение, что подтверждает актуальность выбранной темы...
Административная ответственность юридических лиц - важнейший институт административного права, в настоящее время нуждающийся в модернизации для более эффективной защиты невластных субъектов, а также для более четкой и слаженной работы всех юрисдикционных органов, применяющих КоАП РФ к юридическим лицам.
Юридическое лицо имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать, говоря об административной ответственности таких субъектов: юридическое лицо может быть субъектом административной ответственности, но не может быть субъектом административного правонарушения; КоАП РФ не дает понятие юридического лица, такое понятие содержится в ГК РФ; к юридическому лицу не могут применяться некоторые виды наказаний; для них установлены более высокие административные санкции, по сравнению с физическими и должностными лицами.
Нам представляется, что необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство.
Во-первых, предлагаем унифицировать понятие административной ответственности как таковой.
Ни в действующем КоАП РФ, ни в ранее действовавших актах кодификации не было сформулировано единого понятия административной ответственности. В то же время представляется необходимым выработать единое определение административной ответственности для всех субъектов такой ответственности в соответствии с принципом равенства перед законом лиц, совершивших административное правонарушение (ст. 1.4 КоАП РФ) 1.
Поэтому предлагаем ввести такое определение в КоАП РФ, изложив его в следующей редакции:
1 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
Административная ответственность - обязанность лица, предусмотренная в настоящем Кодексе, претерпеть ограничение своих личных и имущественных прав (административное наказание), возникшая в результате совершения этим лицом административного правонарушения и обеспечиваемая принудительной силой государства.
Также необходимо законодательно закрепить, что публичный орган власти не может быть субъектом административной ответственности...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации:
Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 2008. 24 марта.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 августа.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Российская газета. 2004. 24 июля.
7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 21 октября.
9. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
10. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
11. По делу о проверке конституционности ряда статей КоАП РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2014 № 4-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 5.
12. По делу об административном правонарушении юр. лица:
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2015 № 11-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 13.
13. По делу об административном правонарушении юридических лиц: Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2016 № 207-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. № 7.
14. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2015 № 5 // Российская газета. 2015. 4 апреля.
15. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2.06.2014 № 10 // Вестник ВАС РФ. 2014. № 8...57