Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение вопросов военного прошлого нашей страны в школьном курсе истории

Работа №148352

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы37
Год сдачи2022
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ВОЕННОГО ПРОШЛОГО НАШЕЙ СТРАНЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ 6
1.1 Военная история: предмет, методы, источники 6
1.2 Место проблем военной истории в образовательном и воспитательном процессе 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ВОЕННОГО ПРОШЛОГО НАШЕЙ СТРАНЫ 18
2.1. Военно-исторические сюжеты в современных учебных программах и школьных учебниках по истории России 18
2.2 Описание фрагмента урока по истории России для 8 класса, по теме «Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.» 25
Заключение 29
Список литературы. 32


Актуальность исследования состоит в том, что глубокое изучение вопросов военной истории позволит приобщить школьников к трудовому и ратному подвигу народа, беззаветному служению Отечеству.
Объект исследования – процесс изучения вопросов военного прошлого нашей страны в школьном курсе истории.
Предмет исследования – роль и значение вопросов военного прошлого нашей страны в школьном курсе истории.
Целью курсовой работы является – определение значимости изучения вопросов военной истории для обучающихся.
Обозначенные выше предмет, объект и цель, определили следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «военная история». Определить её предмет, методы и источники;
2. Определить место проблем военной истории в образовательном и воспитательном процессе;
3. Рассмотреть военно-исторические сюжеты в современных учебных программах и школьных учебниках по истории России;
4. Составить описание фрагмента урока по истории России для 8 класса, по теме «Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.».
Методы исследования: анализ научной литературы и учебных пособий, синтез, обобщение, проектирование.
Структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список литературы, состоящий из 28 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении проведенного исследования, можно сделать следующие основные выводы по теме.
Объектом военной истории является процесс создания и функционирования вооруженных сил, подготовки и ведения войн прошлого. При изучении этого процесса предметом военной истории являются исторические закономерности возникновения, хода и исхода войн, вооруженных конфликтов, армии; военная деятельность в единстве всех ее сторон – экономической, социальной, политической, духовной и собственно военной, государств, народных масс, классов, партий как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи.
В рамках изучения военной истории используются:
 описательно-повествовательный метод, позволяющий составить общую картину исследуемого процесса в последовательном развертывании его выявленной фактологии;
 биографический метод, дающий возможность через соединение личной биографии с реалиями исторических обстоятельств становления и проявления субъектов объяснить их роль в событиях и процессах военной истории;
 сравнительно-исторический метод, позволяющий прояснить диалектику общего и особенного в развитии военной сферы жизни исторически сложившихся различных сообществ;
 ретроспективный метод исследования военной истории.
К источникам военной истории относятся летописи, разрядные книги, приказная документация, прежде всего Разрядного, Пушкарского, Стрелецкого и других военных приказов, документы Военного министерства Российской империи и других ведомств, связанных с организацией обороны страны, мемуары (воспоминания и дневники) русских полководцев и военных деятелей, записки иностранцев, посещавших Россию и описавших ее вооруженные силы, фотоматериалы (появившиеся в середине XIX в.), газетные и журнальные корреспонденции и обзоры.
Военно-историческая проблематика традиционно занимала и занимает значительное место в содержании курсов всеобщей и отечественной истории в V-XI кл. Представленная в рамках школьного предмета «История» военная проблематика многогранна: она одновременно обращена к событиям, связанным с различного рода вооруженными столкновениями внешнеполитического и внутриполитического характера. Обращение к ней необходимо для понимания школьниками того, что военные столкновения являются объективным критерием и закономерным проявлением кризисности общественного развития на том или ином историческом этапе. Отсутствие акцента на специфике обучения военной истории в школе; отсутствие комплексного подхода к методике её преподавания (обращение внимания к одним аспектам и невнимание к другим); преобладание установок, нацеливающих не столько на объективно-научное понимание, сколько на эмоционально-целостное восприятие истории, – данные проблемы создают питательную почву для различных рисков, т.е. возможных негативных проявлений и последствий, что не должно остаться без внимания ученых, методистов и педагогов, специализирующихся в этой области.
Изучение военной истории в общеобразовательной школе актуально в современной методической литературе. Среди исследований исторического содержания учебников по военной истории России по-прежнему уделяется значительное внимание анализу отдельных проблем Великой Отечественной войны, посвященные героям войны, Холокосту; также представлены темы «Холодная война», «Кавказская война», «Русско-турецкая война 1877–1878 гг.» и др. В большинстве работ указывается, что, несмотря на введение историко-культурного стандарта, отдельные проблемы с историческим содержанием в учебниках сохранились. Также появились новые проблемы, такие как несбалансированность дидактических единиц по изучению отдельных тем, сухость и сжатость содержания, что вызывает проблемы с формированием причинно-следственных связей и др.
По итогу фрагмента конспекта урока истории России для 8 класса на тему «Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.», составленного в процессе прохождения ранней преподавательской практики в МБОУ школе № 7 Русской классической школе г. Рязани, можно отметить, что та цель, которую ставил учитель, выполнена. Ученикам был дан необходимый объем знаний по данной теме, в результате чего у каждого из них сформировалось свое собственное мнение, касательно данного вопроса.



1. Акульшин, П. В. Военная история: направления поиска, методы, проблемы / П. В. Акульшин, И. Н. Гребенкин. — Текст : непосредственный // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет. — Москва : АИРО-XXI, 2013. — С. 1309-1328.
2. Цобехия, Г. Ш. Военная история. Военная история как наука и учебная дисциплина. Предмет военной истории. Зарождение армий и военное искусство в войнах древних цивилизаций / Г. Ш. Цобехия. — Москва : Военный университет, 2015. — 66 c. — Текст : непосредственный. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35589012 (дата обращения: 30.10.2022). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
3. Волков, В. А. Военная история России с древнейших времен до конца XIX века : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. А. Волков, В. Е. Воронин, В. В. Горский. — Москва : Прометей, 2012. — 224 c. – ISBN 978-5-4263-0114-6 — URL: http://prussia.online/Data/Book/vo/voennaya-istoriya-rossii-s-drevneyshih-vremen-dokontsaxixveka/Волков%20В.%20А.%20и%20др.%20Военная%20история%20России%20с%20древнейших%20времен%20до%20конца%20XIX%20века%20(2012),%20OCR.pdf (дата обращения: 18.12.2022). – Режим доступа: Электронная библиотека Восточная Пруссия в литературе. — Текст : электронный.
4. Савик, С. А. Военная история : пособие для курсантов / С. А. Савик, А. Н. Городниченко, Д. В. Блажко. — Минск : БНТУ, 2018. — 170 c. – ISBN 978-985-550-924-1 — URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/47689/Voennaya_istoriya.pdf?sequence=7&isAllowed=y (дата обращения: 18.12.2022). – Режим доступа: Электронный архив документов Репозиторий БНТУ. — Текст : электронный.
5. Безгинов, В. Н. Краткий словарь оперативно-тактических и общественных терминов / Сост. И.П. Безгинов и др. — Москва : Изд-во Министерство обороны Союза ССР, 1958. — 324 с. — Текст : непосредственный.
6. ИКС / Концепция нового УМК по Отечественной истории : сайт. — Москва, 2013. — URL: https://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf — Текст : электронный.
7. Никулина, Н. Ю. Методика преподавания истории в средней школе : практ. пособие для учителей / Н. Ю. Никулина. — Калининград : Калининградский университет, 2000. — 95 c. — ISBN 5-88874-165-5. — URL: http://www.elibrary.lt/resursai/Uzsienio%20leidiniai/Kaliningrad/Uchebnye_e_pub/Kiti/KGU_pro_02.pdf (дата обращения: 18.12.2022). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — Текст : электронный.; Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студентов вузов. / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 384 c. — ISBN 5-691-00958-3. — URL: https://bookree.org/reader?file=772405 (дата обращения: 18.12.2022). — Режим доступа: Электронная библиотека Bookree.org. — Текст : электронный.
8. Короткова, М. В. Методика обучения истории в схемах таблицах описаниях : практическое пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. — Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 192 c. — ISBN 5-691-00408-5. — URL: http://pozdnyakova.ucoz.ru/Praktikum/7-8/korotkova_studenikin_metodika_prepodavanija_istori.pdf (дата обращения: 18.12.2022). — Режим доступа: Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны. — Текст : электронный.
9. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений. / М. Т. Студеникин. — Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 240 c. — ISBN 5-691-00457-3. — URL: https://knigogid.ru/books/917955-metodika-prepodavaniya-istorii-v-shkole/toread/page-140 (дата обращения: 18.12.2022). — Режим доступа: Книжный онлайн сервиз Книгогид. — Текст : электронный.
10. Концепция нового УМК по Отечественной истории : сайт. — Москва, 2013. — URL: https://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/istor/Koncepcia_final.pdf (дата обращения: 10.11.2022). — Текст : электронный.
11. Вяземский, Е. Е. О воспитательном потенциале школьного историко-обществоведческого образования / Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 9. — С. 19-25. — №10. — С. 32-37. https://lib.rucont.ru/efd/748341/info (дата обращения: 11.11.2022). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система РУКОНТ.
12. Синельников, И. Ю. Поиск новых методов и подходов к преподаванию военной проблематики в рамках школьного предмета «история»: проблемы, риски, решения / И. Ю. Синельников. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 8. — С. 16-23. https://lib.rucont.ru/efd/714140/info (дата обращения 12.11.2022). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система РУКОНТ.
13. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов: монография / под общ. ред. Л. В. Алексеевой. — Нижневартовск : Изд-во Нижневар. гос. ун-та, 2014. Ч. 1. — 107 с. — ISBN 978–5–00047–149–4. — URL: https://istina.msu.ru/publications/book/17160335/ (дата обращения: 13.11.2022). — Режим доступа: Автоматизированная интеллектуальная система тематического исследования наукометрических данных «ИСТИНА» ; для зарегистрир. Пользователей НГУ — Текст : электронный.
14. Волочаева, А. В. Проблемы преподавания военной истории в школьном историческом курсе / А. В. Волочаева. — Текст : непосредственный // "Забайкалье в отечественной военной истории" : материалы всероссийской научно-практической конференции. — Чита : Забайкальский государственный университет, 2022. — С. 159-165. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48097131 (дата обращения: 12.11.2022). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
15. Вяземский, Е. Е. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: метод. пособие. / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — Москва : Русское слово, 2014. — 136 c. — ISBN 978-5-00007-628-6. — Текст : непосредственный.
16. Волочаева, А. В. Проблемы изучения Великой Отечественной войны в современном школьном историческом образовании // Весна Великой Победы: уроки истории и современность: материалы VII Забайкальских педагогических чтений (25–26 марта 2020 г.) / под общ. ред. Г. И. Зимирева. Чита : ИРО Забайкальского края, 2020. — С. 10–14.
17. Ларионов, А. Э. Великая Отечественная война в школьном курсе истории: проблемы теоретического содержания учебников / А. Э. Ларионов, О. Ю. Аренд. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2018. — № 5. — С. 61-68. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32881189 (дата обращения: 13.11.20222). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
18. Преподавание военной истории в России и за рубежом: сб. ст. / под ред. К. А. Пахалюка. Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-4469-1489-0. — Текст : непосредственный.
19. Преподавание военной истории в России и за рубежом: сб. ст. Вып. 2 / под ред. К. А. Пахалюка. Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-4469-1653-5. — Текст : непосредственный.
20. Преподавание военной истории в России и за рубежом: сб. ст. / под ред. К. А. Пахалюка. Москва ; Санкт Петербург : Рос. воен.-ист. общ. : Нестор-История, 2020. — Вып. 3. — 408 с. — ISBN 978-5-4469-1824-9. — Текст : непосредственный.
21. Шубин, А. В. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2019. – Трудные вопросы истории России. URL: https://history.jes.su/s207987840004687-4-1/ DOI: 10.18254/S207987840004687-4 (дата обращения: 14.11.2022). — Текст : электронный.
22. Короткова, М. В. Методические аспекты изучения материала по военной истории на уроках в школе: истоки и современная практика / М. В. Короткова. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 8. — С. 10-15. https://lib.rucont.ru/efd/714140/info (дата обращения: 15.11.2022). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система РУКОНТ.
23. Синельников, И. Ю. Поиск новых методов и подходов к преподаванию военной проблематики в рамках школьного предмета «история»: проблемы, риски, решения / И. Ю. Синельников. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 8. — С. 16-23. https://lib.rucont.ru/efd/714140/info (дата обращения 16.11.2022). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система РУКОНТ.
24. Оджо, А. А. Организация интерактивных уроков по теме «Отечественная война 1812 года» / А. А. Оджо. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 8. — С. 24-27. https://lib.rucont.ru/efd/714140/info (дата обращения 17.11.2022). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система РУКОНТ.
25. Тарновская, К. В. Урок-игра «Северная война» (VIII кл.) / К. В. Тарновская. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 7. — С. 62-66. https://lib.rucont.ru/efd/714139/info (дата обращения: 18.11.2022). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система РУКОНТ.
26. Першина, Ю. В. Занятие внеурочной деятельности «Праведники народов мира» (X кл.) / Ю. В. Першина. — Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 10. — С. 14-17. https://lib.rucont.ru/efd/714142/info (дата обращения: 19.11.2022). — Режим доступа: Электронно-библиотечная система РУКОНТ.
27. Весна Великой Победы: уроки истории и современность: материалы VII Забайкальских педагогических чтений (25–26 марта 2020 г.) / под общ. ред. Г. И. Зимирева. Чита : ИРО Забайкальского края, 2020. — 328 с.
28. Захаров, В. Н. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В. Н. Захаров, В. Е. Пчелов. — 3 изд. — Москва : ООО "Русское слово", 2017. — 240 c. — (Инновационная школа). — ISBN 978-5-533-00152-6. — Текст : непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ