ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
|
Введение 4
Глава I. Проблема аддиктивного поведения личности и путей ее нивелирования в работах отечественных и зарубежных
ученых 8
1.1 Интернет-аддикции как социально-педагогический феномен 8
1.2 Социальное проектирование как инновационной педагогической
деятельности 18
1.3 Подросток как субъект взаимодействия и общения 32
Выводы по I главе 39
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности
социальных проектов в профилактике интернет-аддикций
подростков 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Анализ и описание результатов исследования 41
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 63
Глава I. Проблема аддиктивного поведения личности и путей ее нивелирования в работах отечественных и зарубежных
ученых 8
1.1 Интернет-аддикции как социально-педагогический феномен 8
1.2 Социальное проектирование как инновационной педагогической
деятельности 18
1.3 Подросток как субъект взаимодействия и общения 32
Выводы по I главе 39
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности
социальных проектов в профилактике интернет-аддикций
подростков 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Анализ и описание результатов исследования 41
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 63
На сегодняшний день интернет-аддикция становится все более очевидной в связи с увеличением количества интернет-пользователей в России и мире в целом. Российская интернет-аудитория за три года (в сравнении с ноябрем 2009 года) увеличилась почти в два раза. Данные на ноябрь 2009 года: 2 млн. 886 тысяч, уже в ноябре 2012 года в России насчитывается 4 млн. 538 тысяч интернет - пользователей в возрасте от 15 лет [30]. Конечно, наиболее многочисленной пользовательской аудиторией ресурса является молодежь. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных
старшеклассников. Все пользователи интернета это подростки до 18 лет, что оказывает негативное влияние на социализацию, поведение и состояние здоровья подростков [21]. Проблема приобретает все большую значимость. Чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей - факторы, так или иначе влияющие на каждого. Множество пользователей сети стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что стали предпочитать его реальному миру, проводя за компьютером до 18 часов в день [41].
Также в этой сфере отсутствуют глубокие исследования в данной области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Современное состояние проблемы интернет зависимости представляет серьезную угрозу и приобретает общественный характер.
Работы по изучению интернет-зависимости впервые были
опубликованы американской ученой К. Янг [51]. Позже проблемой компьютерной зависимости занимались такие ученые, как Ю.В. Ковалева, Л.И. Селиванова [40], О.В. Войскунский, Ю.Д. Бабаева [2], однако в целом изучению компьютерной и интернет зависимости, а также профилактике такого рода аддикции посвящено немного работ.
Сегодня специалистам образовательной сферы, а так же родителям необходимо вовремя диагностировать интернет-зависимость, тем самым предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы ее профилактики[18].
Профилактика - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
На основе всего вышесказанного возникают следующие противоречия: между увеличением количества зависимых от интернета подростков и отсутствием опыта работы с данной категорией людей в образовательных учреждениях; между возросшей необходимостью оказания помощи подросткам при патологическом использовании интернета и недостаточной разработанностью средств профилактики интернет-аддикции у подростков.
Цель работы: изучить эффективность социальных проектов в профилактике интернет-аддикций подростков.
Объект исследования: интернет-аддикции.
Предмет рассмотрения: профилактика интернет-аддикции
подростков.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что социальные проекты способствуют профилактике интернет-аддикций в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень проявления интернет-аддикции у подростков.
3. Составить, внедрить в практику и экспериментально проверить эффективность программы социальных проектов, направленной на коррекцию интернет-аддиикций подростков.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературы;
• тестирование (Тест на детскую интернет-зависимость (С.А. Кулаков), Анкета для выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), Методика диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения Ч.Д. Спилберга, Л. Ханина), Методика Оценки степени конфликтности (методика модифицирована для обследования подростков).
• психолого-педагогический эксперимент;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»), Быстроистокского района, Алтайского края. В нашем исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста (13-14 лет).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования для профилактики интернет-аддикции в подростковом возрасте.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе эксперимента на базе МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»), Быстроистокского района, Алтайского края. Результаты исследования заслушивались и обсуждались на заседании методического совета школы.
старшеклассников. Все пользователи интернета это подростки до 18 лет, что оказывает негативное влияние на социализацию, поведение и состояние здоровья подростков [21]. Проблема приобретает все большую значимость. Чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей - факторы, так или иначе влияющие на каждого. Множество пользователей сети стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что стали предпочитать его реальному миру, проводя за компьютером до 18 часов в день [41].
Также в этой сфере отсутствуют глубокие исследования в данной области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Современное состояние проблемы интернет зависимости представляет серьезную угрозу и приобретает общественный характер.
Работы по изучению интернет-зависимости впервые были
опубликованы американской ученой К. Янг [51]. Позже проблемой компьютерной зависимости занимались такие ученые, как Ю.В. Ковалева, Л.И. Селиванова [40], О.В. Войскунский, Ю.Д. Бабаева [2], однако в целом изучению компьютерной и интернет зависимости, а также профилактике такого рода аддикции посвящено немного работ.
Сегодня специалистам образовательной сферы, а так же родителям необходимо вовремя диагностировать интернет-зависимость, тем самым предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы ее профилактики[18].
Профилактика - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
На основе всего вышесказанного возникают следующие противоречия: между увеличением количества зависимых от интернета подростков и отсутствием опыта работы с данной категорией людей в образовательных учреждениях; между возросшей необходимостью оказания помощи подросткам при патологическом использовании интернета и недостаточной разработанностью средств профилактики интернет-аддикции у подростков.
Цель работы: изучить эффективность социальных проектов в профилактике интернет-аддикций подростков.
Объект исследования: интернет-аддикции.
Предмет рассмотрения: профилактика интернет-аддикции
подростков.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что социальные проекты способствуют профилактике интернет-аддикций в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень проявления интернет-аддикции у подростков.
3. Составить, внедрить в практику и экспериментально проверить эффективность программы социальных проектов, направленной на коррекцию интернет-аддиикций подростков.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературы;
• тестирование (Тест на детскую интернет-зависимость (С.А. Кулаков), Анкета для выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), Методика диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения Ч.Д. Спилберга, Л. Ханина), Методика Оценки степени конфликтности (методика модифицирована для обследования подростков).
• психолого-педагогический эксперимент;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»), Быстроистокского района, Алтайского края. В нашем исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста (13-14 лет).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования для профилактики интернет-аддикции в подростковом возрасте.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе эксперимента на базе МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»), Быстроистокского района, Алтайского края. Результаты исследования заслушивались и обсуждались на заседании методического совета школы.
За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от какой-то зависимости. Формирование зависимости происходит стремительно, более сложным процессом является отказаться от вредоносной привычки. Есть и еще один немаловажный момент: даже совсем невинное на первый взгляд увлечение может стать губительным для организма, если не знать меры. Врачей, ученых, да и простых пользователей проблема глобальной интернетизации заботит уже не первый год. С одной стороны, это хорошо: расширяется круг общения, стираются расовые границы, повышается общий уровень образованности человечества. С другой - на лицо негативные последствия: число людей страдающих физически и психически. Особенно проблема интернет- аддикции быстро распространяется среди подростков.
Проблема исследования заключалась в поиске эффективных средств профилактики интернет-аддикции у подростков.
Для решения поставленных задач были использованы методы и методики: анализ научной литературы, наблюдение, диагностические методики(Тест на детскую интернет-зависимость (С.А. Кулаков), Анкета для выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), Методика диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения (Ч.Д. Спилберга, Л. Ханина) ,Методика Оценки степени конфликтности (методика модифицирована для обследования подростков).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась: МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»), Быстроистокского района, Алтайского края. В нашем исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста (13-14 лет).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап констатирующий, на котором была проведена первичная диагностика особенностей подростков, которые будут являться факторами риска для развития интернет-аддикции, в экспериментальной и контрольной группах, выявлены подростки имеющие интернет-аддикцию с помощью следующих методик: Тест на детскую интернет-зависимость (С.А. Кулаков), Анкета для выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), Методика диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения Ч.Д. Спилберга, Л. Ханина), Методика Оценки степени конфликтности (методика модифицирована для обследования подростков).
Второй этап формирующий этап, на котором была организована
работа по профилактике интернет-аддикции у подростков
экспериментальной группы посредством социальных проектов.
Третий этап контрольный этап, на котором была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности проделанной
работы.
Изучение и анализ полученных экспериментальных данных
свидетельствует о продуктивности социальных проектов в профилактике интеренет-аддикций подростков.
Так:
• На констатирующем этапе эксперимента, согласно данным анкеты для
выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) с высоким уровнем - 30% учащихся, на контрольном - 25%
• На констатирующем этапе эксперимента, согласно данным методики диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения (Ч.Д. Спилберга и Л. Ханина) с высоким уровнем - 20% учащихся, на контрольном - 10%.
• На констатирующем этапе эксперимента, согласно данным методики «оценка степени конфликтности» с высоким уровнем - 25% учащихся, на контрольном - 20%.
Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Проблема исследования заключалась в поиске эффективных средств профилактики интернет-аддикции у подростков.
Для решения поставленных задач были использованы методы и методики: анализ научной литературы, наблюдение, диагностические методики(Тест на детскую интернет-зависимость (С.А. Кулаков), Анкета для выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), Методика диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения (Ч.Д. Спилберга, Л. Ханина) ,Методика Оценки степени конфликтности (методика модифицирована для обследования подростков).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась: МБОУ «Быстроистокская общеобразовательная средняя (полная) школа»), Быстроистокского района, Алтайского края. В нашем исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста (13-14 лет).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап констатирующий, на котором была проведена первичная диагностика особенностей подростков, которые будут являться факторами риска для развития интернет-аддикции, в экспериментальной и контрольной группах, выявлены подростки имеющие интернет-аддикцию с помощью следующих методик: Тест на детскую интернет-зависимость (С.А. Кулаков), Анкета для выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), Методика диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения Ч.Д. Спилберга, Л. Ханина), Методика Оценки степени конфликтности (методика модифицирована для обследования подростков).
Второй этап формирующий этап, на котором была организована
работа по профилактике интернет-аддикции у подростков
экспериментальной группы посредством социальных проектов.
Третий этап контрольный этап, на котором была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности проделанной
работы.
Изучение и анализ полученных экспериментальных данных
свидетельствует о продуктивности социальных проектов в профилактике интеренет-аддикций подростков.
Так:
• На констатирующем этапе эксперимента, согласно данным анкеты для
выявления агрессии (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) с высоким уровнем - 30% учащихся, на контрольном - 25%
• На констатирующем этапе эксперимента, согласно данным методики диагностики самооценки уровня тревожности и эмоционального напряжения (Ч.Д. Спилберга и Л. Ханина) с высоким уровнем - 20% учащихся, на контрольном - 10%.
• На констатирующем этапе эксперимента, согласно данным методики «оценка степени конфликтности» с высоким уровнем - 25% учащихся, на контрольном - 20%.
Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С НАРКОТИЧЕСКОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018



