ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. .. .9
1.1. Понятие и виды жестокого обращения с детьми 9
1.2. Причины жестокого обращения с детьми дошкольного возраста 14
1.3. Особенности профилактики жестокого обращения родителей с детьми
дошкольного возраста в условиях образовательной организации 17
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Исследование рисков жестокого обращения родителей с детьми среднего
дошкольного возраста 29
2.3. Проект программы комплексных мероприятий профилактики жестокого
обращения родителей с детьми среднего дошкольного возраста 34
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Жестокое обращение с детьми - одна из актуальных проблем современного общества. Это подтверждают данные статистики, медицинской, судебной и уголовной практики.
Причины жестокого обращения с детьми изучаются в научном плане - социальной психологией, медициной, педагогикой, криминалистикой, социологией и многими другими науками. Регулярно разрабатываются новые меры защиты детей от насилия взрослых в нормативно-правовых документах. В социуме на всех его уровнях ведется профилактическая работа.
Наша страна, как и многие страны мира, присоединилась к ряду конвенций, регламентирующих защиту детей от насилия, основной из которых является Конвенция ООН о правах ребёнка. Настоящий документ предусматривает обязательство государства в области защиты детей от жестокого обращения «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» . В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком: административной, уголовной , гражданско-правовой [37], дисциплинарной. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) среди прочих психолого-педагогических условий дошкольного воспитания и обучения также включает: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; защиту детей от всех форм физического и психического насилия .
Тем не менее, на сегодняшний день проблема жестокого обращения с детьми не только не теряет своей актуальности, но и имеет тенденцию к увеличению числа детской смертности, наличию огромного числа зафиксированных тяжелых телесных повреждений, сексуальных
преступлений в отношении детей. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия, что приводит к возникновению проблем в области их поведения, физического и психического здоровья.
По данным МВД в 2019 году около 1 млрд. детей было подвержено физическому, сексуальному или эмоциональному насилию. Из них около 300 млн. малышей в возрасте от 2 до 4 лет. Существуют данные, что насилие с воспитательными целями в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой российской семье.
Различные аспекты проблемы жестокого обращения с детьми исследовались и исследуются зарубежными и российскими учеными. Значительный вклад в понимание природы, форм, видов насилия внесли А.Басс, Дж.Доллард, К.Лоренц, Д.Майерс, А.Дж.Миллер, З.Фрейд, Э.Фромм, А.И. Долгова, А.Н. Ильяшенко, С.М. Иншаков, В.Э. Игнатович, Л.А. Колпакова, О.А. Малышева, А.В. Наумов, Л.В. Сердюк, А.Н. Фатеев, Д.А. Шестаков и другие. Особенности детей как следствие жестокого обращения с детьми исследовались в трудах (С.А. Беличевой, A.B. Бабушкина, М.И. Буянова, Е.М. Вроно, И.В. Дубровиной, B.С.Собкина и др.).
Дети дошкольного возраста являются одной из незащищенных социальных групп любого общества. Наилучший способ борьбы с жестокостью в отношении детей — это ее профилактика. Модели профилактики жестокого обращения с детьми, коррекции поведения и реабилитации детей и родителей рассматривали в своих исследованиях H.A. Асанова, E.H. Волкова, Н.В. Курасова, В.Г. Маралов, А.Н. Моховиков, Т.Я. Сафонова, В.А. Ситаров, Н.В. Тарабрина, A. Бандура и другие.
...
В соответствии с поставленными задачами в выпускной квалификационной работе были сделаны следующие выводы:
• профилактика жестокого обращения с детьми понимается как вид педагогической деятельности, направленной на заблаговременное устранение или ослабление действия факторов, способных оказывать вредоносное воздействие на физическое и психическое развитие ребенка;
• в основе организации педагогической профилактике лежат принципы доверия, гуманизма, системности и превентивности. Достижение профилактического эффекта связано с реализацией мероприятий по предупреждению насилия в семье, препятствующих превращению жестокого обращения с детьми в общественную норму.
Целью проведения констатирующего эксперимента было исследование рисков жестокого обращения с детьми, в качестве которых были выделены: агрессивность ребенка и формы насилия и агрессии у родителей. По каждому показателю риска жестокого обращения с детьми были определены индикаторы и подобраны диагностические методики:
В ходе диагностического исследования было выявлено.
1. В семьях, где дети обнаружили высокий уровень агрессии (25%), родители, как правило, проявляют физическую агрессию. При этом, только 2 родителя из 39(5,1%) при этом испытывают чувство вины. Родители одного ребенка наряду с физической агрессией проявляют вербальную и психологическую агрессию.
2. В семьях, где у детей обнаружили средний уровень агрессии 45%, родители, проявляющие вербальную агрессию 25,6%, психологическую агрессию 30,7%, раздражение 12,8%. При этом 17,9% родителей испытывают чувство вины. Только у одного ребенка 39 родителей не проявляют агрессию по отношению к нему (ребенка воспитывает одна мама).
3. Родители, детей с низким уровнем агрессии (35%) проявляют такие виды агрессии: вербальная 7,6%, психологическая7,6%, раздражение 20,5%.
Результаты анализа диагностики, свидетельствуют о необходимости организации мероприятий, обеспечивающих эффективность профилактики жестокого обращения с детьми среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Для минимизации рисков жестокого обращения с детьми нами был разработан долгосрочный проект профилактической деятельности с детьми и с родителями «Семь добрых Я».
Содержание работы с родителями направлено на актуализацию их ценностного отношения к ребенку и ценностных ориентаций в области воспитания; информирование о формах и последствиях жестокого обращения с детьми; корректировка воспитательных установок и обогащение опыта ненасильственного взаимодействия с ребенком. Формы работы с родителями предусматривают проведений родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций, подготовку наглядных материалов, организацию мастер-классов.
Проект профилактической деятельности обеспечен методическими материалами.
Таким образом, профилактика жестокого обращения с детьми среднего дошкольного возраста предусматривает: исследование рисков жестокого обращения с детьми с позиции родителей и детей; реализацию профилактической деятельности, направленной на родителей и детей как субъектов профилактики для минимизации рисков жестокого обращения с детьми.
1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 116 с.
2. Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебнометодическое пособие. Ставрополь, 2003. 163 с.
3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. М.: Просвещение, 2014. 126 с.
4. Волкова Е.Н., Балашова Т.Н. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Нижний Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2017. 154 Просвещение, 2016. 117 с.
5. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 19-34.
6. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016. 117 с.
7. Диагностическая и коррекционная работа психолога по защите детей от жестокого обращения. [Электронный ресурс1/НВЕ: Gigabaza.ru (дата обращения: 07.10.2019)
8. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями в детском саду. Издательство ТЦ СФЕРА 2005. 141 с.
9. Доронова Т.Н, Соловьева Е.В. Дошкольные учреждения и семья. Методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 224 с.
10. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. СПб.: Детство-Пресс 2012. 364 с.
11. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. сада: пособие для работников дошк. образоват. учреждений / под ред. Т. Н. Дороновой. М.: Просвещение, 2016. 143 с.
12. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. Спб.: Питер, 2017. 256 с.
13. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду: учебнометодическое пособие. М.: Пед. о-во России, 2006. 93 с.
14. Иващенко Г.М. Общие принципы организации
профилактической и реабилитационной работы и условия их организации. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 189с.
15. Ильина Г.А. Педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. канд. пед.: Нижний Новгород, 2009. 24 с.
... всего 42 источников