Объект исследования - Гостиничное предприятие «Максима Заря» .
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения контроллинга в управлении гостиничным предприятии 5
1.1. Сущность и значение контроллинга в управлении гостиничным предприятием 5
1.2. Характеристика основных методик и подходов к контроллингу в управлении гостиничной отраслью 10
1.3. Исследование применения контроллинга в мировой практике управления гостиницами 15
Глава 2. Анализ деятельности и эффективности системы контроллинга в гостиничном предприятии «Максима Заря» 20
2.1. Анализ деятельности гостиничного предприятия «Максима Заря» 20
2.2. Анализ текущего состояния и эффективности применения системы контроллинга в гостинице «Максима Заря» 28
2.3. Выявление проблем в применении контроллинга гостиницы «Максима Заря» 36
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы контроллинга в гостиничном предприятии «Максима Заря» 47
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию контроллинга в управлении гостиничным предприятием 47
3.2. Разработка методик и инструментов для реализации предложенных рекомендаций 52
3.3. Эффективность предложенных мероприятий 55
Заключение 61
Список использованных источников 63
В условиях современного рынка гостиничных услуг эффективное управление становится ключевым фактором успеха для предприятий данной отрасли. В этом контексте контроллинг выступает важным инструментом, способствующим оптимизации процессов управления и повышению конкурентоспособности гостиничных предприятий. Несмотря на значительный потенциал контроллинга, его применение в управлении гостиничными предприятиями все еще остается недостаточно изученным и систематизированным.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию применения контроллинга в управлении гостиничным предприятием «Максима Заря». Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические аспекты применения контроллинга в управлении гостиничным предприятии;
2) оценить текущее состояние деятельности и эффективности системы контроллинга в гостиничном предприятии «Максима Заря»;
3) предложить рекомендации по совершенствованию системы контроллинга в гостиничном предприятии «Максима Заря».
Объектом исследования выступает гостиничное предприятие «Максима Заря», а предметом – применение контроллинга в управлении гостиничным предприятием.
Теоретической основой работы являются научные труды по контроллингу, управлению в гостиничной отрасли и смежным областям. Информационная база включает в научную литературу по темпе исследования: монографии, диссертации статьи, а также электронные ресурсы, статистические данные, отчетность гостиничного предприятия «Максима Заря» и личные наработки автора.
Методы исследования включают анализ и синтез, сравнение, финансовый анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ, моделирование и прогнозирование, а также экспертные оценки.
Практическое значение работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для повышения эффективности управления как гостиничным предприятием «Максима Заря», так и другими предприятиями данной отрасли.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Во введении представлены актуальность исследования, выявлены предмет, объект, задачи исследования. В первой главе будут проанализированы теоретические аспекты применения контроллинга в управлении гостиничным предприятием. На основе определения сущности и значения контроллинга в данной области будет осуществлен обзор его роли и важности в управлении гостиничным бизнесом. Помимо этого, будет представлена характеристика основных методик и подходов к контроллингу, а также проведено исследование применения контроллинга в мировой практике управления гостиницами. Во второй главе будет проведен анализ деятельности и эффективности системы контроллинга в гостиничном предприятии «Максима Заря», проведенный путем характеристики его деятельности, определения текущего состояния и эффективности применения системы контроллинга в гостинице «Максима Заря», а также выявления проблем в применении контроллинга гостиницы «Максима Заря». Основываясь на второй главе, в третьей будут разработаны рекомендации по совершенствованию системы контроллинга в гостиничном предприятии «Максима Заря» и оценена их эффективность. В заключении представлены основные выводы и предложения.
При написании ВКР были освоены следующие компетенции: УК-1; УК-2; УК-3; УК-4; УК-5; УК-6; УК-7; УК-8; УК-9; УК-10; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6; ОПК-7; ОПК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5.
По результатам проведенного исследования, был сделан ряд выводом и получен ряд результатов:
Контроллинг, как процесс, объединяющий методы учета, анализа, планирования, нормирования и контроля, является неотъемлемой частью современного управления бизнесом. В контексте гостиничной отрасли он играет ключевую роль в обеспечении эффективного управления, повышении качества обслуживания и конкурентоспособности предприятия.
Контроллинг также рассматривается как система, ориентированная на обеспечение финансовой устойчивости предприятия и достижение его стратегических целей. Мы выявили несколько подходов к контроллингу в гостиничной отрасли, включая стратегический, клиентоориентированный, внутрикорпоративный, качественно-ориентированный и цифровой. Эти подходы позволяют оптимизировать бизнес-процессы и снижать риски предприятия, особенно в условиях цифровой трансформации.
Изучение применения контроллинга в мировой практике управления гостиничными предприятиями показывает его высокую важность для отельных цепочек. Это подтверждает актуальность исследования и подчеркивает необходимость развития и совершенствования систем контроллинга в гостиничной отрасли для успешного выстраивания стратегии и достижения конкурентных преимуществ.
Объект исследования - гостиничное предприятие "Максима Заря" представляет собой организацию с функциональной линейной организационной структурой. Оно оперирует на рынке гостиничных услуг, предоставляя размещение и обслуживание гостей. Наличие отделов приема размещения гостей, продовольственного снабжения и питания, финансов, продаж, безопасности, кадрового и юридического отделов свидетельствует о многообразии функций, которые выполняет предприятие.
Финансовая эффективность предприятия в последние годы продемонстрировала положительную динамику, однако недостаточно высокий уровень чистой прибыли в 2023 году указывает на потребность в оптимизации расходов и управлении ресурсами.
Опрос сотрудников подтвердил широкое признание важности системы управления гостиничным бизнесом для эффективного функционирования предприятия. Анализ деятельности гостиничного предприятия "Максима Заря" выявил отсутствие системы контроллинга и ряд проблем, связанных с этим, включая неэффективное управление бронированием и услугами.
Рекомендации по совершенствованию системы контроллинга включали в себя принятие на работе контроллера в качестве сотрудника отдела контроллинга, а также внедрение дополнительного аналитического инструмента, а именно программного продукта «Amadeus Hospitality Platform». По результатам проведенного анализа финансовой эффективности, был доказан эффект от внедрения рекомендуемого программного продукта.
В результате написания ВКР были освоены следующие компетенции:
УК-1; УК-2; УК-3; УК-4; УК-5; УК-6; УК-7; УК-8; УК-9; УК-10; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6; ОПК-7; ОПК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5, представленные в Приложении 1.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 09.03.2021 №45-ФЗ).
2. Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ "Внутренний контроль и внутренний аудит профессионального участника рынка ценных бумаг"
3. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей".
4. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (вступают в силу с 1 января 2021 года).
5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 (ред. от 28.12.2023) "Об утверждении Положения о классификации гостиниц".
6. Вострова Е.И. Большие данные как инструмент преобразований в туристической отрасли // Социально-гуманитарные знания. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-dannye-kak-instrument-preobrazovaniy-v-turisticheskoy-otrasli (дата обращения: 25.02.2024).
7. Все расскажут цифры: ключевые показатели гостиничного бизнеса. URL: https://satisfy.travel/ru/blog/detail/vsye-rasskazhut-tsifry-klyuchevye-pokazateli-gostinichnogo-biznesa/ (дата обращения: 03.03.2024)
8. Глашкина, В. С. Системы управления запасами / В. С. Глашкина, Е. А. Цыплов // Форум молодых ученых. – 2021. – № 4(56). – С. 111-113.
9. Гончарова А. И., Ясенок С.Н. Сбалансированная система показателей как инструмент управления гостиничным бизнесом // Экономика и социум. 2018. №1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannaya-sistema-pokazateley-kak-instrument-upravleniya-gostinichnym-biznesom (дата обращения: 16.03.2024).
10. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. ООО «Максима Хотелс». URL: https://bo.nalog.ru/organizations-card/4995283#financialResult (дата обращения: 05.04.2024)
11. Карминский А. М., Фалько С. Г., Жевага А. А., Иванова Н. Ю. Контроллинг: учебник / под ред. A. M. Карминского, С. Г. Фалько. М.: ИНФРА-М, 2022. 336 с.
12. Костин К.Б., Полынцев П.С. Применение технологий ревеню-менеджмента в индустрии международных авиаперевозок // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 2. – С. 537-554.
13. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: система управления прибылью; пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 2006. 300 с.
14. Матафонова, А. С. Сбалансированная система показателей как средство управления организацией / А. С. Матафонова // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. В 2-х частях, Омск, 28 апреля 2021 года / Под редакцией Т. В. Ивашкевич, А. И. Ковалева. Том Часть 1. – Омск: Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", 2021. – С. 184-187.
15. Матвеева О. Д. Особенности контроллинга персонала на гостиничном предприятии // Форум молодых ученых. 2018. №5-2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kontrollinga-personala-na-gostinichnom-predpriyatii (дата обращения: 16.03.2024).
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента; пер. с англ. М.: Вильямс, 2020. 665 с.
17. Николаенко Е., Шамин Е., Клюева Ю. Организация гостиничного дела. Учебник и практикум для вузов. – 2020. – 439 с.
18. Официальный сайт гостиничного предприятия «Максима Заря». URL: https://maximahotels.ru/hotels/zarya/#about (дата обращения: 11.04.2024)
19. «Почему так дорого?»: хитрости ценообразования в отелях Marriott. URL: https://vc.ru/trade/563684-pochemu-tak-dorogo-hitrosti-cenoobrazovaniya-v-otelyah-marriott (дата обращения: 11.03.2024)
20. Пряслов А. Держать руку на пульсе: benchmarking как инструмент оценки эффективности работы отеля. URL: https://vc.ru/u/1829277-aleksey-pryaslov/686326-derzhat-ruku-na-pulse-benchmarking-kak-instrument-ocenki-effektivnosti-raboty-otelya (дата обращения: 12.03.2024)
21. Пустовалов, К. А. Система контроллинга и эффективность ее применения на предприятии / К. А. Пустовалов, Р. С. Ибрагимова // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2024. – № 1(59). – С. 77-85.
22. Упрощенная система налогообложения. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/usn/ (дата обращения: 12.04.2024)
23. Чуракова А. А. Влияние цифровизации на развитие гостиничного бизнеса // Журнал прикладных исследований. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-razvitie-gostinichnogo-biznesa (дата обращения: 16.03.2024).
24. Bisgaard S. Six Sigma and the bottom line. In Quality Progress, 2004, vol. 9, no. 2, pp. 57-62.
25. Brown J. L. Empathy Mapping: A Guide to Getting Inside a User’s Head. URL: https://uxbooth.com/articles/empathy-mapping-a-guide-to-getting-inside-a-users-head/ (дата обращения: 15.03.2024)
26. Collis D., Rukstad M. Can you say what your strategy is? In Harward Business Review, 2008, vol. 28, no. 4, pp. 82-90.
27. Dementiev V. Effect of strategic approach in dynamic pricing for the network goods. Economics and the Mathematical Methods. 2020. - №56. – 20 p.
28. Fogg D. Team-Based Strategic Planning. London: Independent Publishing Platform, 2010.
29. Johansson A. Pricing in Hotels: A Comparison of Generic and Guest-Based Pricing. URL: https://www.demandcalendar.com/blog/pricing-in-hotels-a-comparison-of-generic-and-guest-based-pricing (дата обращения: 25.02.2024).
30. Kim M. Frequency of CRM implementation: a customer centric view. In Journal of Service Marketing, 2012, vol. 26, no. 2, pp. 83-93.
31. Klímová V., Žítek V. (eds.) 21st International Colloquium on Regional Sciences. Conference Proceedings. Brno: Masarykova univerzita, 2018. pp. 1–5.
32. Nikitina A. Theoretical aspects of controlling as a component of an effective system of management of enterprises in the globalization conditions / A. Nikitina, K. Velychko, V. Kozub / A. Nikitina, K. Velychko, V. Kozub // Strategies, models, and technologies of economic systems management in the context of international economic integration: collective monograph / edited bу М. Bezpartochnyi; ISMA University. – Riga: Landmark, 2020.
33. Nolan T. a i., (. Applied Strategic Panning: An Introduction. San Francisco: Pfeiffer. – 2008.
34. Peppers D. a i., Managing Customer Relationship: A Strategic Framework. Wiley and Sons, 2011.
35. Sarmaniotis A. a i., Successful implementation of CRM in luxury hotels: determinants and measurements. In EuroMed Journal Of Business, 2013, vol. 2, no. 8, pp. 134-153.
36. Šebová Ľ., Marčeková R., Pompurová K. Selected Aspects of Tourism Business Environment Evaluation in Slovakia. In XX. mezinárodní kolokvium o regionálních vědách. Sborník příspěvků. Brno: Masarykova univerzita, 2017, pp. 667–674.
37. Vlček R., Hodnota pro zákazníka. Praha: Management press. – 2002.
38. Younadam M. Crunching the Numbers: A Comparative Study of Hilton, Hyatt, and Marriott's Q2 2023 Earnings. URL: https://www.linkedin.com/pulse/crunching-numbers-comparative-study-hilton-hyatt-q2-2023-younadam (дата обращения: 13.03.2024)