ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА
СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ 5
2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА
ПОЛИЦИИ 11
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ 25
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 39
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Актуальность темы исследования. В условиях формирования в Российской Федерации институтов гражданского общества, рыночной экономики, правового демократического государства совершенствование деятельности правоохранительных органов вообще и органов внутренних дел в частности, является одной из приоритетных задач. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что именно от эффективности деятельности правоохранительных органов во многом зависит достижение целей проводимых в стране экономической, социальной, политической, административной, муниципальной и иных реформ. В системе мер повышения эффективности деятельности органов государственной власти, включая органы внутренних дел, политическим руководством страны особое внимание акцентируется на совершенствовании организационных основ их функционирования и развития. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с проведением административной реформы, ориентированной на модернизацию сложившейся системы государственного управления 1.
В системе органов внутренних дел, безусловно, особое место занимает полиция. А полиция - это прежде всего ее сотрудники, в связи с чем вопросы их правового статуса приобретают особое значение.
Степень изученности темы исследования. Несмотря на неоспоримую остроту и актуальность, проблематика службы в органах внутренних дел не находит достаточного внимания среди специалистов в области административного права. Те или иные аспекты данной тематики периодически затрагиваются российскими правоведами. Однако какое-либо комплексное исследование, посвященное правовому статусу сотрудников полиции (с учетом последних законодательных новелл) на сегодняшний день отсутствует. Таким образом, острая практическая значимость и недостаточная теоретическая
1 Анохина С.Ю. Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории: пособие. - М.: Статут, 2012. С. 12.
исследованность предопределили выбор темы, постановку цели и задач настоящего исследования.
Целью исследования является анализ правового статуса сотрудника полиции.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие и основы правового статуса сотрудника полиции;
• исследовать вопросы их ответственности и социальных гарантий;
• проанализировать практические аспекты темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с правовым статусом сотрудника полиции.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие правовой статус сотрудника полиции, а также практика их применения.
Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов, как Е.Р. Абызова, С.А. Алешина, С.Ю. Анохина, Ю.В. Быковская, В.С. Бялт и др.
Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Также использовались формально-логический, формально-юридический методы, правовой анализ и специальные методы исследования: комплексный, системный.
Нормативную основу работы составляет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» и др.
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Правовой статус сотрудников полиции - это комплексная категория, аккумулирующая одновременно признаки нескольких видов специальных статусов: государственных служащих, должностных лиц, представителей власти.
Для правового статуса сотрудников полиции характерен ряд особенностей, которые могут быть выделены при анализе законодательства, регулирующего государственную службу в этих органах: профессиональной обязанностью служащих данной категории является защита жизни и здоровья людей, ценностей нашего общества даже при условии риска для собственных жизни и здоровья; при приеме на службу к сотрудникам предъявляются специальные (повышенные) требования; наличествует более строгая дисциплина, регламентированная специальными уставами и положениями; у служащих имеются специальные звания, для них организована специальная система аттестации, для каждого вида службы установлены единая форма одежды, знаки различия и иные внешние атрибуты; с указанной категорией регулярно проводятся обязательные занятия по специальной и физической подготовке; личные права служащих регулируются в основном не трудовым, а административным правом; сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности на основе специальных уставов и положений.
В процессе исследования правового статуса сотрудника полиции (его прав, обязанностей, гарантий и ответственности) были выявлены следующие проблемы и сформулированы пути их устранения.
1. Исследование даже существенно обновленного законодательства о службе в органах внутренних дел позволило выявить все еще не решенные в этом законодательстве проблемы, уходящие своими корнями в то наследие, которое оставили этому новому законодательству Закон «О милиции» и Положение о службе в ОВД.
Сама логика современного законодательства о службе в органах внутренних дел и необходимость его дальнейшего совершенствования свидетельствуют о том, что такая дифференциация назрела давно и должна быть закреплена посредством внесения соответствующих изменений в Федеральных законах «О службе в органах внутренних дел» и «О полиции». А это значит, что все ограничения, обязанности и запреты должны получить свое развернутое описание именно в правовых нормах первого. В то время как, в Федеральном законе «О полиции» могут остаться, если это необходимо, только бланкетно-отсылочные нормы. Более того, в перспективе представляется более целесообразным изъять из Федерального закона «О полиции» все нормы, регулирующие вопросы прохождения службы в полиции, закрепив их в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» в качестве отдельной главы.
2. Согласно соответствующим нормативным правовым актам МВД России сотрудник знакомится с записями в послужном списке личного не реже одного раза в пять лет, а также перед убытием к новому месту службы, перед представлением к увольнению. В этой связи возникает вопрос относительно того, что законодатель, зная о существовании данного положения на уровне ведомственного нормативного правового акта (приказа), не придал этим нормам статуса федерального закона. Между тем, это один из принципиальных моментов и вопросов, необходимость отражения которых в законе не вызывает сомнений. В этой связи, было бы целесообразным дополнить п. 8 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних» предложением следующего содержания: «Сотрудник имеет право на ознакомление с материалами личного дела в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».
...
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 ( в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25дек.
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 12 дек.
Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.04.2017г.) // Российская газета. 2011. 25 июля.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 19.12.2016) // Российская газета. 2011. 15 фев.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Российская газета. 1993. 20 фев.
Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 15 марта.
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 31 дек.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 20 фев.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» // Российская газета. 2011. 25 апр.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией» // Российская газета. 2009. 10 нояб.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 2437-р «Об оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции» // Российская газета. 2012. 11 янв.
Приказ МВД Российской Федерации от 19.12.2011 № 1257 (в ред. от 31.01.2013) «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 29 дек.
Приказ МВД Российской Федерации от 19.12.2011 № 1259г. (в ред. от 27.06.2014) «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, размеров надбавки по этим должностям» // Российская газета. 2011. 29 дек.
Приказ МВД Российской Федерации от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2013.12 фев.
Приказ МВД Российской Федерации от 16.06.2011 № 677 «Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 30 июня.
Приказ МВД Российской Федерации от 03.11.2011 № 878 (в ред. от 06.03.2015) «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011.14 нояб.
... всего 79 источников