Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительная характеристика правового положения сотрудника полиции в России и иностранных государствах

Работа №108347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы правового статуса сотрудника полиции в России 8
1.1 Историко-правовой генезис правового статуса сотрудника полиции в России 8
1.2 Понятие и структура правового статуса сотрудника полиции в
современный период в России 21
Глава 2 Элементы правового статуса сотрудника полиции в России и зарубежных странах 25
2.1 Права сотрудника полиции в России, Финляндии и Китае 25
2.2 Обязанности сотрудника полиции в России, Финляндии и Китае .. 38
2.3 Ответственность полицейского в России, Финляндии и Китае 50
2.4 Гарантии социальной защиты (льготы) сотрудникам полиции в
России, Китае и Финляндии 60
Глава 3. Пути усовершенствования правового статуса полицейского 63
Заключение 72
Список используемой литературы и источников 74


Полиция один из важнейших органов, необходимых для функционирования и развития общества и государства, поэтому крайне важна высокая эффективность её работы, которая, судя по данным СМИ и отношением населения к органам полиции является немного неудовлетворительной. Например, по данным аналитического центра Левады в России, полиции доверяет до 25% населения, а в Москве 1%. Стоит отметить, что эти данные являются устаревшими и согласно данным ВЦИОМ за 2017 уровень доверия к полиции в каждом регионе составляет рекордный показатель - 67%, однако это не является мировым рекордом и всегда есть то, над чем можно работать [13]. Как отмечает В. В. Васильев: «С февраля 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции», ознаменовав, новый этап развития и законодательного оформления деятельности сотрудников ОВД, полиции. Как отмечают сами законодатели, и сотрудники полиции, данный законодательный не был изначально лишён недостатков» [4]. Более того даже Министр Внутренних Дел Российской Федерации отмечал Колокольцев Владимир Александрович отмечал некоторые недостатки в деятельности правоохранительных органов в своём выступлении перед государственной думой:
- неэффективные и слабые профилактические позиции полиции
- высокая текучесть кадров на местах (особенно среди участковых и сотрудников уголовного розыска;
- штат центрального аппарата Министерства Внутренних Дел искусственно завышен;
- «клановость» в оперативно-служебной деятельности, когда при назначении нового руководителя приходит и его команда;
- коррумпированность отдельных сотрудников [30].
И для того, чтобы можно было выделить другие недостатки и предложить пути их устранения, необходимо изучить соответствующие нормативно правовые акты и научную литературу, содержащую в себе исследования как современной полиции, так и её историю (возможно получится выделить некие закономерности). Естественно предлагать какие- либо реформы не стоит, основываясь исключительно на теории и предположениях. Поэтому необходимо рассмотреть полицейские органы других стран, чтобы перенять их, уже существующий, опыт и найти среди их устройства полиции то, что может успешно прижиться в России и поспособствовать нашей правоохранительной системе. Иными словами, актуальной работы обусловлена тем, что на данном этапе органы полиции (правовой статус полицейского) не совершенны и нам как никогда требуется найти способы и улучшения, которые можно найти у зарубежных государств.
Изучая нормативно правовые акты и научные работы в целом посвящённые полиции, можно заметить, что там не даётся точного или полного определения полиции. В целом приводится её назначение, правовой статус, история создания и т.д. Поэтому выводить понятие необходимо самостоятельно исходя из законодательства. Итак, из Федерального Закона от 07.02.2011 «О полиции» можно выделить следующие признаки современной полиции в России:
- предназначена для защиты жизни и здоровья, прав и свобод населения (Российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства);
- является частью Министерства внутренних дел Российской
Федерации (т.е. государственным органом);
- создаётся с целью противодействия преступности и внутренним угрозам;
- использует оружие, в предусмотренных законом случаях.
Исходя их данных признаков можно выделить следующее определение: полиция-орган государственной власти, призванный охранять общественный порядок, защищать жизнь, здоровье, права и имущество граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства), противодействовать преступности и другим внутренним угрозам , путём применения различных средств убеждения или принуждения (несмотря, на то, что это определение выведено из признаков взятых из законодательства Российской Федерации, думаю, его можно применить и в отношении других государств). Данный орган необходим для безопасного и эффективного функционирования общественных институтов на всех уровнях. Данный орган, в различных, своих формах существовал во всех государствах, во всех исторических периодах. Как было подмечено Фридрихом Энгельсом полиция «так же стара, как и государство» [21]. И это очень верно, так как без подобного органа невозможно реализация ответственности граждан друг перед другом и перед государством (и наоборот). Также, без этого органа ни одно государство не смогло бы рассчитывать на своё долгое существование, ни говоря уже о развитии, а общественные отношения, даже при существовании законов, должных их регулировать, были бы абсолютны хаотичны, что ставило бы под угрозу, самые базовые гражданские и общечеловеческие права. Поэтому институт полиции не отделим от института государства. И подобно государствам полиция постоянно претерпевала изменения, которые зависели от различных факторов (от политического режима до социально - экономического состояния общества).
Для сравнения я выбрал две страны- Финляндия и Китай. Данный выбор обусловлен несколькими факторами. Во-первых, эти страны отличаются низким уровнем коррупции (механизмы обеспечения которого стоит начать искать в законодательстве) и в целом, уровнем преступности, который ниже российского. Во-вторых, нормативно-правовые акты о деятельности полиции в данных странах являются наиболее легко доступными для изучения.
Теперь необходимо сказать о целях. Об из целей уже оговаривалось ранее, но нужно конкретизировать их и описать по пунктам:
- изучение органов полиции (и через них изучение правового статуса сотрудника полиции) России и зарубежных государств;
- поиск моментов, которые необходимо реформировать;
- поиск направлений для дальнейшего развития.
Для достижения данных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю органов полиции (правового статуса сотрудника полиции) России;
- выделить понятие и структуру правового статуса сотрудников полиции России, Финляндии и Китая;
- описать права и обязанности сотрудников полиции России,
Финляндии и Китая;
- описать ответственность сотрудников полиции России, Финляндии и Китая;
- сделать соответствующие выводы.
При написании этой работы мной были использованы следующие методы: сравнение; структурный анализ; историко-юридический метод; компротивистский метод.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под правовым статусом сотрудника полиции понимается правовое положение гражданина Российской Федерации, которому в соответствии с Федеральным Законом «О полиции» присвоено звание полицейского, которое включает в себя права и свободы полицейского, его обязанности и запреты, преимущества и льготы, а также ответственность.
К структурным элементам правового статуса полицейского относятся упомянутые в определении: права полицейского, его обязанности,
ответственность и льготы.
Каждый элемент правового статуса выполняет свою роль и является неотъемлемым в этой системе, так как игнорирование хотя бы одного из них ведёт к дестабилизации их деятельности.
Изучив вопрос о полномочиях полицейских отдельных стран, удалось найти множество как сходств, так и различий. В основном различия есть в формулировках основных прав, также в объеме прав порядке их реализации, которые, конкретизируются в отдельных инструкциях и положениях. Также удалось найти и совершенно отличные друг от друга полномочия, которые не находят эквивалентов, что является весьма интересными возможностями для заимствования, так как могут позитивно сказаться на работе полиции или дать конкретизацию их полномочий не в отдельных инструкциях, а именно в нормативно-правовых актах.
Безусловно, исключительно законодательными реформами, сразу улучшить качество невозможно. Необходимо также чётко всё конкретизировать, создавая или изменяя уже существующие акты Правительства, а также инструкции и регламенты самих полицейских. Не менее важна и реализация всех изменений.
Не менее больших усилий требует профессиональная подготовка полицейских. Это касается не только обучения азам профессиональной деятельности, после приёма на работу, но и формированию нравственного облика человека в целом.
Также для улучшения правового статуса полицейского, и для борьбы с преступностью в целом, не менее важно развитие всех остальных сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Так как их развитие прежде всего влияет на функционирование всего общества, которое полиция призвана защищать. Так, например, в Китае на службе у полиции активно выступает наука и технологии. Порядка 800 бюро и полицейских агентств открыли линии связи с цифровой аппаратурой последнего поколения. В стране было построено 40 станций, принимающих спутниковые сигналы, и несколько приемо-передающих станций, в том числе в отдаленных районах. Огромная работы была проделана китайской полицией в области розыска преступников. Так, в сотнях пунктов идентификации личности были установлены специальные программы допросов подозреваемых, кроме того, многие пункты были оборудованы цифровыми камерами. [22]
Иными словами, работа полицейских зависит от огромного количества факторов и правовой статус является лишь одним из них, поэтому на данный момент необходима проработка как его, так и всех остальных моментов, ведь именно полицейские оказывают большое влияние на жизнь общества.



11. Алёшина И. А., Градонян К. А., Затонский В. А., Зеленский П. А. и др. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 392 с;
2. Борисов, А. Три века российской полиции / А. Борисов, А. Малыгин, Р. Мулукаев. М.: РИПОЛ классик, 2016. 608 с.
3. Быков А. В. Основные вехи истории Российской полиции: учебное издание / А. В. Быков. Омск.: Омская академия МВД России, 2018. 80 с.
4. Васильев В. В., Майорова С. А., Супрунов А. Г. К вопросу о 20¬
летнем развитии Российского законодательства и правовом статусе сотрудника полиции // Юридическая наука и практика: вестник
нижегородской академии МВД России. 2014. № 1. С. 324-325.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
6. Демидов Ю. Н. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / Ю. Н. Демидов, М. В. Костненников, А. В. Куракин. Домодедово: ВПИК МВД России, 2016. 285 с.
7. Дмитриева Н. И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. № 2. С. 37- 40.
8. Дубровин А. К. Особенности правового статуса сотрудника полиции: статья в сборнике трудов конференции / А. К. Дубровин. Иркутск.: Восточно-Сибирский институт МВД. 2014. С. 290- 293.
9. Закон «О полиции» [Электронный ресурс]: Закон Китайской Народной Республики от 28.02.1995. URL: http://law.uglc.ru/police.htm (дата обращения 29.04.19).
10. Закон о государственной компенсации [Электронный ресурс]: Закон
Китайской Народной Республики от 12.05.1994. URL: https://asia-
business.ru/law/law3/compensation/ (дата обращения 15.02.20).
11. Закон о компенсации ущерба [Электронный ресурс]: Закон
Финляндской Республики от 01.09.1974. URL:
https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1974/19740412 (дата обращения 29.04.19).
12. Закон о полиции [Электронный ресурс]: Закон Финляндской
Республики от 22.07.2011 (ред. от 01.01.2014). URL:
https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2011/20110872#L8P4 (дата обращения 29.04.19).
13. Ибаев К. И. Правовой статус сотрудника полиции: статья в сборнике трудов конференции / К. И. Ибаев. Уфа.: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». 2018. С. 74-79.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
15. Мазитов Р. Я. О понятиях статуса, правового статуса и конституционно-правового статуса органов внутренних дел // Вестник филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Ош Киргизской Республики. 2018. № 2. С. 62- 66.
16. Овсянников Ю. Н. О правовом положении человека и гражданина как субъекта правоохранительной (полицейской) деятельности // Тенденции развития науки и образования. 2019. №52. С. 66-68.
17. Пашкова Г. Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. 160 c.
18. Постановление правительства «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
19. Приказ МВД России «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
20. Репьев А. Г. Забота и уважение как основополагающие ценностные ориентиры при закреплении правовых преимуществ в юридическом статусе сотрудников полиции: статья в сборнике трудов конференции / А. Г. Репьев. Могилёв: Могилёвский институт МВД республики Беларусь. 2018. С. 155¬159.
21. Румянцев, Н. В. Организация и деятельности полиции (милиции) зарубежных государств: учебник для студентов / Н. В. Румянцев [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 246 с.
22. Сарлыбаев В. А. Особенности организации полиции в Китае: статья в сборнике трудов конференции / В.А. Сарлыбаев, Д. Г. Запрутин, А.В. Экгардт. Челябинск: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. 279с.
23. Уголовный кодекс [Электронный ресурс]: Закон Китайской
Народной Республики от 01.11.2016. URL: http://ru.china-
embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/t1330730.htm (дата обращения: 02.10.2019).
24. Уголовный кодекс [Электронный ресурс]: Закон Финляндской
Республики от 01.01. 1891 URL:
https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1889/18890039001 (дата обращения: 02.12.2019).
25. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
26. Указ Президента РФ «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» от 14.10.2012 № 1377 (ред. от 07.04.2017) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
27. Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Консультант Плюс:
справочно-правовая система.
28. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
29. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
30. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
31. Хармаев Ю. В. Русская полиция глазами Американского писателя
Джорджа Кеннана: статья в сборнике трудов конференции / Ю. В. Хармаев. Улан-Удэ.: Бурятский государственный университет имени Джорджи
Банзарова. 2017. С. 218- 221.
32. Ынтыкбаев А. К. К вопросу рассмотрения понятий «статус», «правовой статус», «конституционный статус» и «конституционно-правовой статус // Символ науки. 2016. № 3.С. 208.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ