УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ 6
1.1. Объект и объективная сторона 6
1.2. Субъект и субъективная сторона 14
2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ ОТ ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ... 23
2.1. Разграничение со ст. 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) 23
2.2. Разграничение со ст. 12.8 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ 6
1.1. Объект и объективная сторона 6
1.2. Субъект и субъективная сторона 14
2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ ОТ ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ... 23
2.1. Разграничение со ст. 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) 23
2.2. Разграничение со ст. 12.8 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Актуальность исследования уголовно-правовых аспектов нарушения правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, обусловлена следующими обстоятельствами.
Высокая аварийность в сфере дорожного движения наносит серьёзный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным его гражданам. Поэтому в целях повышения уровня безопасности на дорогах страны, защиты жизни и здоровья участников дорожного движения Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) был дополнен статьёй 264.1 Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Криминализация деяния на момент принятия поправок являлась своевременной - каждый год в дорожно-транспортных происшествиях погибает огромное количество человек - законодатель относит автомобили к категории источников повышенной опасности, однако этот факт не всегда осознается лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Так, по данным ФКУ НИЦ БДД МВД России только за первое полугодие 2016 года «уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается высоким - каждое девятое ДТП было со смертельным исходом. Тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших), несмотря на снижение относительно аналогичного периода прошлого года, осталась высокой (8,1). Всего на улицах и дорогах страны произошло 72886 (-9,2%) ДТП, в которых погибло 8149 (-17,1%) и ранен 92321 (-8,7%) человек» .
Включение ст. 264.1 в Уголовный кодекс поставило перед практикой и теорией ряд вопросов, требующих решения, что обусловило внесение соответствующих изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» . Однако при выявлении и расследовании преступлений данной категории наблюдаются ошибки и недочеты, что говорит необходимости более подробного исследования и анализа конструктивных признаков состава ст. 264.1 УК РФ.
Объектом исследования выступают уголовно-правовые отношения, возникающие при нарушении правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, а также правоприменительная практика.
Цель работы -анализ состава преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, устанавливающего ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию....
Высокая аварийность в сфере дорожного движения наносит серьёзный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным его гражданам. Поэтому в целях повышения уровня безопасности на дорогах страны, защиты жизни и здоровья участников дорожного движения Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) был дополнен статьёй 264.1 Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Криминализация деяния на момент принятия поправок являлась своевременной - каждый год в дорожно-транспортных происшествиях погибает огромное количество человек - законодатель относит автомобили к категории источников повышенной опасности, однако этот факт не всегда осознается лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Так, по данным ФКУ НИЦ БДД МВД России только за первое полугодие 2016 года «уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается высоким - каждое девятое ДТП было со смертельным исходом. Тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших), несмотря на снижение относительно аналогичного периода прошлого года, осталась высокой (8,1). Всего на улицах и дорогах страны произошло 72886 (-9,2%) ДТП, в которых погибло 8149 (-17,1%) и ранен 92321 (-8,7%) человек» .
Включение ст. 264.1 в Уголовный кодекс поставило перед практикой и теорией ряд вопросов, требующих решения, что обусловило внесение соответствующих изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» . Однако при выявлении и расследовании преступлений данной категории наблюдаются ошибки и недочеты, что говорит необходимости более подробного исследования и анализа конструктивных признаков состава ст. 264.1 УК РФ.
Объектом исследования выступают уголовно-правовые отношения, возникающие при нарушении правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, а также правоприменительная практика.
Цель работы -анализ состава преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, устанавливающего ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию....
Решение проблем качественного обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих данные отношения, имеет принципиальное значение для снижения уровня дорожно-транспортной аварийности.
Анализ научной, учебной литературы, нормативно-правовых актов и правоприменительной практики показал, что немаловажным фактором в данном случае является создание условий для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, обусловленных справедливостью правовых запретов и адекватных им мер принуждения.
По результатам исследования мы делаем следующие выводы.
По нашему мнению, основным непосредственным объектом следует признавать отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека в рамках соблюдения правил дорожного движения. Факультативным же объектом должны выступать жизнь и здоровье человека. Таким образом, мы подчеркиваем специфику данного состава преступления, состоящую в том числе и в охране жизни и здоровья лиц, участвующих в дорожном движении.
Автор также считает, что следует законодательно признать автомобиль или иное транспортное средство не предметом, а орудием преступления в ст. 264.1 УК РФ, так как на это указывает специфика субъективной стороны данного состава преступления, выраженная в умышленной форме вины в виде прямого умысла - лицо осознает, что при отсутствии факта управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, оно не будет подлежать уголовной ответственности, следовательно, транспортное средство, по нашему мнению, может являться средством совершения преступления вопреки указаниям, данным соответствующим постановлением Пленума Верховного суда РФ. Даже судебная практика первоначально не имела однообразного подхода, и автором было выявлено несколько видов судебных решений, в соответствии с которыми: а) транспортное средство является орудием преступления и подлежит конфискации; б) транспортное средство является средством совершения преступления и подлежит конфискации (преступление, предусмотренное ст. 264.1УК РФ, является умышленным, совершение данного преступления невозможно без транспортного средства); в) транспортное средство, принадлежащее обвиняемому, является предметом преступления и конфискации не подлежит.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, включает управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения; и при этом, ранее виновное лицо подвергалось административному наказанию по ст. ст. 12.8 или 12.26 КоАП РФ, либо имело судимость по ч. 2, 4, 6 ст. 264, либо ст. 264.1 УК РФ. Таким образом, «административная преюдиция», установленная в норме, выражающаяся в признаке повторности совершения лицом административного проступка, превращает административное правонарушение в преступление, влекущее уголовную ответственность, что связано со стремлением законодателя можно наиболее эффективно ограничить число деяний, не достигающих степени общественной опасности, характерной для преступлений, хотя и достаточно распространённых.
При анализе субъективных признаков ст. 264.1 УК РФ, автор обратил внимание на то, что наименование статьи не в полной мере соответствует её содержанию. Название статьи звучит как «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», но в то же время в качестве субъекта предусматривается не только лицо, подвергнутое административному наказанию, но и лицо, имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ. Логичным представляется внесение корректировки в название статьи, которая бы содержала указание на наличие у субъекта судимости по указанным частям ст. 264 УК РФ, например, «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию либо имеющим судимость»....
Анализ научной, учебной литературы, нормативно-правовых актов и правоприменительной практики показал, что немаловажным фактором в данном случае является создание условий для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, обусловленных справедливостью правовых запретов и адекватных им мер принуждения.
По результатам исследования мы делаем следующие выводы.
По нашему мнению, основным непосредственным объектом следует признавать отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека в рамках соблюдения правил дорожного движения. Факультативным же объектом должны выступать жизнь и здоровье человека. Таким образом, мы подчеркиваем специфику данного состава преступления, состоящую в том числе и в охране жизни и здоровья лиц, участвующих в дорожном движении.
Автор также считает, что следует законодательно признать автомобиль или иное транспортное средство не предметом, а орудием преступления в ст. 264.1 УК РФ, так как на это указывает специфика субъективной стороны данного состава преступления, выраженная в умышленной форме вины в виде прямого умысла - лицо осознает, что при отсутствии факта управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, оно не будет подлежать уголовной ответственности, следовательно, транспортное средство, по нашему мнению, может являться средством совершения преступления вопреки указаниям, данным соответствующим постановлением Пленума Верховного суда РФ. Даже судебная практика первоначально не имела однообразного подхода, и автором было выявлено несколько видов судебных решений, в соответствии с которыми: а) транспортное средство является орудием преступления и подлежит конфискации; б) транспортное средство является средством совершения преступления и подлежит конфискации (преступление, предусмотренное ст. 264.1УК РФ, является умышленным, совершение данного преступления невозможно без транспортного средства); в) транспортное средство, принадлежащее обвиняемому, является предметом преступления и конфискации не подлежит.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, включает управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения; и при этом, ранее виновное лицо подвергалось административному наказанию по ст. ст. 12.8 или 12.26 КоАП РФ, либо имело судимость по ч. 2, 4, 6 ст. 264, либо ст. 264.1 УК РФ. Таким образом, «административная преюдиция», установленная в норме, выражающаяся в признаке повторности совершения лицом административного проступка, превращает административное правонарушение в преступление, влекущее уголовную ответственность, что связано со стремлением законодателя можно наиболее эффективно ограничить число деяний, не достигающих степени общественной опасности, характерной для преступлений, хотя и достаточно распространённых.
При анализе субъективных признаков ст. 264.1 УК РФ, автор обратил внимание на то, что наименование статьи не в полной мере соответствует её содержанию. Название статьи звучит как «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», но в то же время в качестве субъекта предусматривается не только лицо, подвергнутое административному наказанию, но и лицо, имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ. Логичным представляется внесение корректировки в название статьи, которая бы содержала указание на наличие у субъекта судимости по указанным частям ст. 264 УК РФ, например, «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию либо имеющим судимость»....
Подобные работы
- Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Нарушение правил дорожного движения, лицом подвергнутым административному наказанию (ст. 264,1 УК РФ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатаций транспортных средств (ст.264 УК РФ) (Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность за дорожно-транспортные преступления (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Актуальные проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Особенности расследования преступных нарушений ПДД (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019





