ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОХОТЫ 5
1.1 Понятие и виды охоты по законодательству Российской Федерации.5
1.2 Условия законности охоты 11
2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОХОТНИЧЬЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1 Административная ответственность за нарушение правил охоты 18
2.2 Уголовная ответственность за незаконную охоту 23
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 30
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
В наше время, когда охота служит человеку не способом добычи пропитания, а скорее, как увлечение, возникает необходимость в государственном урегулировании охотничьей деятельности. Правовые нормы, которые касаются охоты, разрабатываются государством совместно с охотничьей деятельностью.
Животный мир, являющийся одним из звеньев природной среды, выступает как неотъемлемый компонент в цепи экологических систем, как компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, который влияет на функционирование естественные структуры и плодородия почв, создание растительных покровов, биологических свойств воды, а также качество окружающей среды в целом.
Правонарушения, которые связаны с охотничьим промыслом, человек совершал раньше и продолжает совершать до сих пор. Именно поэтому данная тема остается актуальной и на сегодняшний день.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере регулирования охоты, установления уголовной и административной ответственности за правонарушения в области охоты.
Предмет исследования - нормы, регулирующие правовые аспекты осуществления охоты, а также практика их применения.
Цель дипломной работы заключается в анализе административной и уголовной ответственности за нарушение правил охоты и незаконную охоту, выявление существующих проблем в данной сфере, а также разработка предложений по усовершенствованию законодательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• рассмотрение понятие и видов охоты;
• анализ различных условий и факторов, от которых зависит осуществление охотничьей деятельности;
• анализ видов юридической ответственности в данной сфере;
• анализ правоприменительную практику в области охоты.
Теоретическую основу исследования составили работы С.А. Боголюбова, К.Д. Горохова, А.Н. Гуева, Н.Г. Салищева, В.С. Чижевского и других.
Методологическую основу данной работы составляют правовой анализ существующих примеров судебной практики, аналитический и статистический методы, а также метод классификации.
Нормативная основа исследования состоит из: Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)1 (далее по тексту- Конституция РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17 апреля2017)2 (далее по тексту - УК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 07 июня 2017)3 (далее по тексту - КоАП РФ), Федеральный закон от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016) «О животном мире» (далее по тексту - Закон «О животном мире»)4, Федеральный закон от 24 июля 2009 № 209-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту5 - Закон «Об охоте»).
Структура дипломной работы составляет введение, две главы, структуру дипломной работы составляют введение, две главы, анализ правоприменительной практики, методическая разработка, заключение и список использованных источников.
Охота является одним из самых древних занятий человек, служившее как средство существования человека на начальных этапах его развития. Но человек менялся, менялись его условия и потребности, а вместе с тем и его отношение к охоте. На сегодняшний день охота является спортом, отдыхом и хобби. Но любой вид деятельности нуждается в законодательном урегулировании.
Охота является одни из видов пользования животным миром. Основным регламентирующим законный порядок пользования животным миром является Закон «Об охоте».
Охота подразумевает выслеживание, преследование с целью добычи, а также саму добычу животных с применением орудий охоты.
Существует семь видов охоты, основными из которых являются промысловая, любительская и спортивная.
Любительская и спортивная охота подразумевает добычу мелкой дичи, которая не предполагается для употребления в пищу. Она предназначена для, так называемого, «спортивного интереса». Такая охота предполагает наличие у охотника лицензии.
Промысловая охота, в свою очередь, заключается в добыче более крупных животных ради мяса, меха, ценных мехов и т.д.
В настоящее время, охотничье законодательство не идеально, как и любое другое. И также нуждается в доработке. Ведь нарушение правил охоты и незаконная охота на сегодняшний день считаются одним из самых распространённых видов преступлений в сфере экологии. Современное законодательство не всегда позволяет правильно и грамотно квалифицировать те или иные правонарушения и преступления в сфере охоты.
Тема охоты была и будет востребована, т.к. животный мир является самостоятельным природным ресурсом. Животные, отнесенные к объектам
охоты — это составная часть. Поэтому целесообразным представляется внесение следующих предложений по усовершенствованию
законодательства, которые устранили бы проблемы квалификации правонарушений и преступлений в сфере охоты.
Статьи 256 и 258 УК РФ регулируют схожие отношения, т.к. указанные в них понятие «незаконная охота» охватывает не всевозможные деяния, которые можно квалифицировать по данным составам. Это можно было бы избежать путем введения обобщающего, обусловленного исторически понятия.
Указанные статьи предлагаем объединить, в первой части указать следующую формулировку: «Незаконная охота, а именно выслеживание, преследование, а также иные действия, которые направлены на изъятие охраняемых законами диких животных из природной среды с нарушением действующих правил, если деяние совершенно...».
Проанализировав судебную практику по делам незаконной охоты, необходимым считается введение в ст. 256 и 258 УК РФ такого квалификационного признака, как «особо крупный ущерб», для установления социальной справедливости.
в ч. 1 указанных статей следует подвергнуть переформулированию и мест совершения правозаконного деяния, а именно ввести обобщающее понятия «особо охраняемые территории, или места, которые приравнены к ним». Это позволит, не меняя уголовное законодательство, более эффективно защищать животный мир.
Также разумным было бы введение в законодательство такого термина, как «традиционная охота». Так, коренные жители определенных территорий имели бы возможность бесплатной охоты в местах проживания, которые закреплены охотничьи угодья на основании соглашений. Возможность предоставления льгот на стоимости путевок.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21 июля 2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 07 июня 2017) // Российская газета. 2001. 31 дек.
Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017) // Российская газета. 1996. 18 июня.
Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 янв.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ (ред. от 03 июля 2016) «О животном мире» // Российская газета. 1995. 04 мая.
Федеральный закон от 24 июля 2009 № 209-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 28 июля.
Федеральный закон от 08 августа 2001 № 129-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. 10 авг.
Федеральный закон от 23 августа 1996 № 127-ФЗ (ред. от 23 мая 2016) «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. 1996. 03 сент.
Федеральный закон от 08 августа 2001 № 129-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. 10 авг.
Федеральный закон от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ (в ред. от 06 июля 2016) "Об оружии» // Российская газета. 1996. 18 дек.
Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 978 «Об утверждении Перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 45. Ст. 5814.
Приказ Министерства внутренних дел РФ от 27 апреля 2012 г. № 373 (в ред. от 30 декабря 2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия» // Российская газета. 2012. 12 сент.
Приказа Минприроды России от 29 августа 2014 № 379 (в ред. от 29 ноября 2016) «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» // Российская газета. 2015. 30 янв.
Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 № 512 (в ред. от 06 августа 2015) «Об утверждении Правил охоты» // Российская газета. 2011. 24 фев.
Приказ Минприроды России от 08 декабря 2011 № 948 (в ред. от 22 июля 2013) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» // Российская газета. 2012. 01 фев.
Указ Губернатора Свердловской области от 07 сентября 2011 № 811- УГ (в ред. от 25 мая 2015) «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Свердловской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» // Областная газета. 2011. 13 сент.
... всего 61 источник