ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДАЧИ ВЗЯТКИ 7
1.1. Объект и объективная сторона состава преступления 7
1.2. Субъект и субъективная сторона состава преступления 12
2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ДАЧИ ВЗЯТКИ 15
2.1. Квалифицированный и особо квалифицированные составы
дачи взятки 15
2.2. Отграничение дачи взятки от смежных составов 23
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 27
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
В современной России дача взятки является очень распространенным преступлением в силу того, что лица, преследующие определенные цели, зачастую незаконные, прибегают к помощи должностных лиц, имеющих возможность повлиять на их достижение. По своему характеру, данная «помощь», выражающаяся в незаконном вмешательстве должностных лиц, имеет свой платежный эквивалент, которым, по действующему законодательству, являются не только денежные средства, но и услуги, которые взяткодатели могут оказать для коррумпированных чиновников и сотрудников государственной системы.
Проблема роста коррупционных преступлений кроется в низком уровне правовой культуры населения. Для большинства граждан нашей страны выражение благодарности должностному лицу за оказание какой- либо помощи в виде передачи материальных ценностей считается нормальным явлением, что говорит о недостаточной осведомленности в правовых аспектах. Такие действия ставят под угрозу не только социальную безопасность, но и безопасность государства в целом. Взятка является некой кислотой, которая разъедает правовое поле, оставляя за собой язву в государственной системе, накладывая тем самым негативный отпечаток на всю область государственной службы, что дает основание полагать, что все законы и правила можно обойти, если имеется возможность задобрить «нужных людей».
В конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века, огромное значение для установления аморального по отношению к закону и праву менталитета придал процесс распада СССР, сопровождающийся внутригосударственными конфликтами и ростом организованной преступности. В те годы вертикаль государственной власти дала трещину, что было использовано в корыстных целях не только организованной преступностью, но и рядовыми обывателями
для извлечения собственной прибыли и приобретение какой-либо выгоды. В XX веке тема взяточничества нашла свое отражения в творчестве многих писателей, например, А.С. Солженицын считал, что государственная служба осыпает расположение высших лиц и денег, которые они получают сверх жалования.
Согласно данным судебной статистики, приведенным на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ2 рост числа осужденных по ст. 291 УК РФ составил в 2012 г. - 107, 2013 г. - 767, 2014 г. - 4700, 2015 г. - 5216, 2016 г. - 3576. С 2012 по 2015 гг. наблюдается рост числа лиц, привлеченных к ответственности, но с ужесточением уголовной ответственности в 2016 году резко сократилось количество осужденных лиц. Безусловно, что снижение произошло также и по причине большой антикоррупционной работы правоохранительных органов. Таким образом, освещение дачи взятки и проблем ее квалификации играет огромную роль в формировании правовой культуры граждан.
Объектом работы являются уголовно-правовые отношения, возникающие по поводу дачи взятки как посягательство на нормальную и законную деятельность органов власти.
Предметом исследования являются правовые нормы рассматриваемых отношений и практика их применения.
Целью работы является правовой анализ дачи взятки, предложение путей решения выявленных в ходе исследования проблем.
...
В результате проведенного исследования теоретических источников и анализа правоприменительной практики применения уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за дачу взятки становится понятно, что без компетентного, всесторонне направленного изучения субъективной стороны совершения деяния невозможно верно его квалифицировать и назначить соизмеримое наказание.
При изучении теоретического материала представилось странным, что некоторые правоведы считают, что умысел дачи взятки может быть не только прямым, но и косвенным, но при более подробнейшем изучении Постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» становится понятно, что законодатель исключает такую возможность.
Несмотря на большой объем теоретических материалов, нормативных правовых актов, освещающих исследуемое преступление, судами и следственными органами допускаются ошибки как в квалификации содеянного, так и в привлечении к ответственности, в связи со сложностью сопоставления степени общественной опасности деяния. Это происходит в связи с тем, что дача взятки является одним из сложнейших для раскрытия видов преступления потому что необходимо установить множество признаков преступления.
Выявленные в практической части выпускной квалификационной работы проблемы представляется возможным внести следующие предложения по совершенствованию уголовного законодательства:
1. представляется возможным декриминализовать дачу взятки за совершение законных действий должностным лицом, если ее размер менее 1 тыс. руб., и включить статью, предусматривающую наказание в Кодекс об административных правонарушениях (по аналогии с мелким хищением, предусмотренным ст.7.27 КоАП при размере материального эквивалента похищенного имущества менее 2,5 тыс. руб. и кражей, предусмотренной ст.158 УК РФ при сумме, превышающей 2,5 тыс. руб.);
2. изменить санкцию ч.5 ст.291 УК РФ с «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового» на «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью пожизненно». Это необходимо сделать для того, чтобы лицо, которому инкриминируется особо квалифицированный состав не могло в будущем иметь преступные намерения и посягать на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование публичного аппарата власти и управления;
3. Разработать на законодательном уровне и закрепить в нормативном правовом акте возможность дарения обычных подарков, предусмотренных ст.575 ГК РФ лишь определенным категориям должностных лиц, исключающие возможность коррумпированности. К таковым можно отнести преподавателей, воспитателей детских садов и иных работников сферы образования, работа которых заключается в воспитании подрастающего поколении, а также врачей, чьим долгом является спасение жизни человека. Таким образом, коррумпированность исключается ввиду того, что лица, которые благодарят врача или педагога, действуя при дарении подарков на повышенном эмоциональном фоне не преследуют цели выше, чем требует от этих должностных лиц закон. Иные же категории лиц (чиновники различных уровней, сотрудники правоохранительных органов и др.) касающиеся иной деятельности имеют возможность оказать какое-либо содействие.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS №173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) Бюллетень международных договоров. 2009. № 9. С. 15 - 29.
Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2006. №10. С. 7 - 54.
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Уголовно - процессуальный кодекс РФ 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 11.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 №14 - ФЗ (в ред. от 28.03.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 30 апреля 2010 г. № 187/86/2 “О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности” // URL:
http ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257339/#1257339 (дата
обращения 10.05.2017).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 03.12.2013) // Российская газета. 2013. 17 июля.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 9.
Приговор Котельничского районного суда №1-54/2017 от 30.03.2017 г. URL: https ://rospravosudie. com/court-kotelnichskij -raj onnyj-sud-kirovskaya-
oblast-s/act-555039941/ (дата обращения: 16.04.2017).
Приговор Завьяловского районного суда Удмуртской республики от 03.09.2015 г. №1-146/2015 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/jvYLGc7zBxLV/ (дата обращения 16.05.2017).
Приговор Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 23.07.2010 г. №1-95. // URL: https://rospravosudie.com/court-kujbyshevskij- rajonnyj-sud-novosibirskaya-oblast-s/act-100003319/ (дата обращения
17.05.2017).
Приговор Королевского городского суда Московской области от 26.03.2016 г. №1-530/2016 // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/SpwGBFZCivVN/ (дата обращения 18.05.2017).
Приговор судебного участка №1 мирового судьи Малокарачаевского района (Карачаево-Черкесской республики) от 12.04.2017 г. по делу №110/2017 // URL: http://sudact.ru/magistrate/doc/Cf4c1uZk2kgK/ (дата
обращения: 18.05.2017).
Приговор Дмитровского городского суда Московской области от 20.03.2017 г. №1-121/2017 г. // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/wjQdbAVYW0QR/ (дата обращения 18.05.2017).
... всего 52 источника