Введение 4-7
Глава I. Теоретические основы формирования правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет в дидактических играх и упражнениях 8-32
1.1 Звукопроизношение и возрастные особенности звукопроизношения детей 4-5 лет 8-14
1.2 Методика обучения дошкольников правильному звукопроизношению 14-22
1.3 Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития правильного звукопроизношения детей 4-5 лет 22-31
Вывод по главе 1 31-32
Глава II Исследование по формированию правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет в дидактических играх и
упражнениях 33-46
2.1 Выявление уровня сформированности правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет 33-36
2.2 Реализация комплекса мероприятий по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста 36-43
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 43-45
Вывод по главе II 46
Заключение 47-48
Список используемой литературы 49-53
Приложение 54-81
Воспитание звуковой культуры - одна из важнейших задач развития речи детей в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения и является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности.
Правильное звукопроизношение - это не только чистое произношение ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как развитие свободного общения со взрослыми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи - диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, воспитания интереса и любви к чтению[52].
Проблемами звукопроизношения и постановкой звуков работали такие специалисты, как: А.И. Максаков, Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, Г.В. Буденная, Е.И. Радина, Е.М. Мастюкова, О.С. Ушакова, Г.А. Тумакова, М.Г. Геннинг, Н.А. Герман, В.А. Рождественская, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, А.И. Богомолова, В.И. Селиверстов и другие.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет большое значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим проблема обучения дошкольников правильному звукопроизношению является значимой и актуальной.
Дидактическая игра- это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Особенность дидактической игры в том, что цель, которую преследует взрослый, совпадает с мотивом игры, который возникает у ребенка. Поэтому образовательную задачу, обличенную в форму игры, ребенок решает всегда более успешно, так как полностью принимает условия и правила игры.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом и видится основная проблема- как достичь эффективного использования дидактических игр,так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка, ведь игра - основной вид его дельности.
Цель дипломной работы: выявить эффективность дидактических игр и упражнений в развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
Объект исследования - образовательный процесс дошкольного учреждения, направленный на формирование правильного
звукопроизношение детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития правильного звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях.
Гипотеза исследования - предполагается, что дидактические игры и игровые упражнения будут эффективны в развитии правильного звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: проведение экспериментального исследования,обработка результатов исследования.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности правильного звукопроизношения у детей пятого года жизни.
3. Составить и провести комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие правильного звукопроизношения у детей пятого года жизни.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №17» города Бийска. В эксперименте участвовало 56 детей в возрасте 4-5 лет, средняя группа №11 «Радуга» и средняя группа № 4 «Веселушки».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс дидактических игр может успешно использоваться в работе воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях с целью развития правильного звукопроизношения у детей пятого года жизни.
Апробация результатов исследования обсуждались и получили положительную оценку на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №17».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, методы, практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования правильного звукопроизношения детей 4-5 лет в дидактических играх и упражнениях рассмотрены понятие «звукопроизношение», его особенности, условия развития, дана психолого-педагогическая характеристика развития звукопроизношения у ребенка в данном возрасте, описаны особенности дидактической игры как средства развития правильного звукопроизношения.
Во второй главе «Исследование по формированию правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет в дидактических играх и упражнениях» описаны организация и методы опытно экспериментальной работы, проведен анализ результатов исследования развития звукопроизношения у дошкольников 4-5 лет в ходе проведения дидактических игр.
В заключении отражены выводы о развитии правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет посредством дидактических игр, сопоставлены цель и гипотеза исследования с результатами эксперимента.
В приложении представлены протоколы и сводные таблицы по итогам диагностики, календарно-тематический план работы, картотека дидактических игр.
Дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.
Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.
Целью данной выпускной квалификационной работы было выявить эффективность дидактических игр и упражнений в развитии правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста. Исходя из этого, было доказано, что дидактические игры и упражнения являются эффективным средством формирования правильного звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа показали, что дошкольники испытывали трудности в произношении звуков. На данном этапе исследования уровень развития правильного звукопроизношения у экспериментальной и контрольной групп находился фактически на одинаковом уровне.
На формирующем этапе исследования был разработан и проведен комплекс мероприятий, направленный на формирование правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет в дидактических играх и упражнениях.Анализируя результаты контрольного исследования можно сделать вывод, что дети достигли высокого уровня сформированности правильного звукопроизношения.
Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что дидактические игры и игровые упражнения будут эффективны в развитии правильного звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в начале данной выпускной квалификационной работы, были выполнены в полном объеме. Была проведена диагностика звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста, проведены дидактические игры и упражнения, что доказало эффективность использования дидактических игр и упражнений по формированию правильного звукопроизношения.
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина - М: Феникс, 2009. - 326 с.
2. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст]: М.М. Алексеева, О.С. Ушакова /Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2008. - с.27.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Издательский центр «Академия» - М, 2009. - 400 с.
4. Арапова-Пискарева, Н.А. Воспитание и обучение в средней группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст]: Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 224 с.
5. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст]: сборник научных статей / Институт национальных проблем образования МОРФ; отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: 2008. - с. 4¬16.
6. Болотина, Л.Р.Дошкольная педагогика [Текст]: Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 2008. - 310 с.
7. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]: З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 213 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]:
А.К. Бондаренко. / пособие для воспитателя детского сада - М.:Просвещение, 1985. - 160 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи у детей [Текст]: А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - С. 49.
10. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст]: Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2008. - 228с.
11. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве[Текст]: /Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 523 с.
12. Воспитание детей в игре [Текст]: учебное пособие/ сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2008. - 136 с.
13. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст]: А. Н. Гвоздев. - М.: Ком Книга, 2006. - 320 с.
14. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст]: Д.Б. Годовикова / Вопросы психологии. - 2008. № 1. -14 с.
15. Громова, О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей [Текст]: О. Е. Громова / Дефектология. - 2009. - №2. - 100 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст]: Н. И. Жинкин. - М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с.
18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]: А.В. Запорожец. - М.: Мир, 2009. - 414 с.
19. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993 - 85с.
20. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству [Текст]: О. И. Киселева. - Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2008. - 421 с.
22. Колесникова, Л. Учение без утомления[Текст]:/Дошкольное образование./ Л. Колесникова - 2008. - №5. - С. 56
23. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей среднего дошкольного возраста [Текст]: Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - 345 c.
24. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. [Текст]: А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2009. - 478 с.
25. Лисина, М.И. Общение, личность и психология ребенка [Текст]: М.И. Лисина. - М.: Мир, 2007. - 178 с.
26. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. - 320с.
27. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст]: - М.: Мозаика-синтез, 2007. - 234 с.
28. Монтессори, М. Мой метод. Начальное обучение [Текст]: М. Монтессори. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 231 с.
29. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155. - М, 2013.
30. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст]: Н.Н. Поддъяков / Педагогический вестник. - 2010. - №1. - С.6.
31. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст]: Н.Н. Поддъяков. - М.: Мир, 2009. - 344 с.
32. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: О.В. Правдина. - М., 1973. -213с.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада. / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. -223с.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение,1981. - 154 с.
35. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]: О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
36. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4-х книгах. Книга 1. Проблемы педагогики [Текст]: К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. - 640 с.
37. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография [Текст]: Т.Б. Филичева.- М., 2000. - 314с
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Д.Б. Эльконин. - М.:Мир, 2010. - 397 с.
39. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: О.С Ушакова Е.М. Струнина // Учеб.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
40. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст]: Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ сфера. 2011.
41. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду
[Текст]:А.К. Бондаренко - М., 1990. - 280 с.
42. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. [Текст]: М.А. Васильева - М., 2009.
43. Гербова В.В. Воспитание детей. [Текст]: В.В Гербова- М., 2009.
44. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. [Текст]: Т.Б. Филичева. - М., 2000. - 314 с.
45. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст]: М.Е. Хватцев. - М., 1959. - 198 с.
46. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада. / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223с.
47. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.
48. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст]: А.Н. Гвоздев. - М.: Ком Книга, 2006. - 320 с.
49. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: [Текст]: М.Ф. Фомичева Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М: Просвещение, 1989, - 239 с.
50.. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст]: М.М. Алексеева, О.С. Ушакова //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2008. -27 с.
51. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]: Г.С. Швайко,- М.: Просвещение ,1988 с. 46-55с
52. Павлова, Л.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения [Текст]: Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева - СПб.: 2004 с.20¬47; 100-132с.
53. Поваляева, М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. [Текст]: М.А. Поваляев - Ростов -н/Д, 2003 - 51 с.
54. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: А.И. Максаков - М.: Просвещение, 1982 - 116 с.