Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Работа №115065

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.1 Психолого-педагогические и специальные исследования по проблеме формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Характеристика процесса организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей как средства формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей 28
2.1 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.2 Содержание работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей 43
2.3 Выявление динамики формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 57
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложения 75

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокорекции.
Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
Формирование «чистой» речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Большое внимание проблеме развития речи уделял Л.С. Выготский. Идеи Л.С. Выготского продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями: А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.
Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А.Н. Гвоздев, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. М.Е. Хватцев подчеркивал, что согласные звуки дифференцируются постоянно через переходные звуки (с>ш через с-сь-ш).
Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи, педагоги, лингвисты и многие другие.
Опираясь на исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева, В.Н. Яшина, Г.Р. Шишкина и др., можно констатировать, что в настоящее время основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи составляют дети III уровня общего недоразвития речи, у которых наблюдается нарушение формирования каждого из компонентов речи. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, так как, именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний и умений. Проблема формированию звукопроизношения актуальна для старшего дошкольного возраста. Основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - это в первую очередь развитие внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог формирует у детей умение вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, умение удерживать в памяти воспринятый на слух материал, умение слышать звучание собственной речи и исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.
Источники и факторы развития речи ребенка и его звукопроизношения многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, методы, средства и форму педагогического воздействия.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) нормативно заключено, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса. На наш взгляд осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс по формированию звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя- логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Педагоги, работающие по проблеме образования детей с речевыми нарушениями (М.С. Хватцев, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.А. Миронова, Г.А. Каше, Л.А. Зайцева и др.) говорят о том, что участие родителей в образовательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс.
В связи с вышесказанным, актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей определила выбор темы нашего исследования.
Несмотря на то, что данная проблема находит широкое отражение в психолого-педагогических и специальных исследованиях, можно выделить следующее противоречие: между признанной необходимостью формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня звукопроизношения и недостаточным использованием потенциала взаимодействия учителя-логопеда и родителей в данном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каким образом должно быть организовано взаимодействие учителя-логопеда и родителей, чтобы формирование звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня было эффективным.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе взаимодействие учителя-логопеда и родителей будет эффективным, если:
• учитывать уровни сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в онтогенезе в частности, их связь с артикуляционным праксисом;
• организовать поэтапное взаимодействие учителя-логопеда и родителей по формированию у детей речедвигательного и речеслухого анализаторов (ознакомительный, содержательный и обобщающий этапы);
• вовлекать родителей в организацию непрерывной образовательной деятельности детей для презентации результатов взаимодействия учителя- логопеда и родителей.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи исследования.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определение понятийно-категориального поля исследования.
2. Выявить уровень сформированное™ звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать содержание работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
4. Выявить динамику формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня на начало и конец исследования.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа с детьми и взрослыми, наблюдение;
• методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения Н.Ф. Виноградовой, Н.Г. Годиной, М.С. Хватцева о структуре речевого дефекта при дислалии;
• теоретические положения Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.В. Загик, Л.А. Зайцевой о проблеме формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи;
• теоретические положения С.А. Мироновой, Н.С. Жуковой о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована эффективность организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей для формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированное™ звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ ООШ № 9 СПДС № 10 «Снежок» г.о. Жигулевск. В исследовании участвовали 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи старшей группы комбинированной направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей может быть использовано учителями-логопедами и воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций, и родителями (законными представителями) воспитанников.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника), 9 приложений. Работа иллюстрируется 17 таблицами и 9 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемы формирования звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей актуальна для образования. Преимущество взаимодействия учителя-логопеда и родителей неоспоримы и многочисленны. При этих условиях работы с семьей удается исключить большое количество проблем, которые появляются у родителей от незнания и неумения в оказании помощи своему ребенку в преодолении его речевых нарушений.
Для экспериментального исследования по формированию звукопроизношению у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня были выбраны диагностические методики следующих авторов Е.Э. Артемовой, Е.В. Мазановой, Н.И. Озерецкого, направленные на изучение уровня сформированности изолированного звукопроизношения, звукопроизношения в слогах и словах, звукопроизношения в предложениях и фразовой речи и обследования кинестетического орального (артикуляционного) праксиса, а также артикуляционной моторики, развития мелкой моторики рук и развития речевого дыхания.
Анализ данных, полученных при выявлении уровня развития сформированности звукопроизношения, кинестетического орального (артикуляционного) праксиса, а также артикуляционной моторики, мелкой моторики рук и речевого дыхания у детей 5-6 лет с ОНР III уровня показал, что у детей возникали трудности с искажениями и пропусками звуков, недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата, и наличием гиперкинезов, наблюдалась слаборазвитая мелкая моторика и ограниченный объем речевого дыхания.
Таким образом, проведя контрольный этап, мы обнаружили, что лишь у 8 детей (67%) сформированности звукопроизношения и речедвигательного и речеслухого анализаторов, приближено к норме, а у 4 детей (33%) имеет низкий уровень развития.
Исходя из цели исследования, выдвинутой гипотезы и результатов констатирующего эксперимента мы определили цель формирующего эксперимента: осуществление работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
Программа формирующего эксперимента состояла из трех этапов:
• на первом ознакомительном этапе мы провели родительское собрание на тему «Роль семьи в развивающем-образовательном процессе»;
• на втором содержательном этапе провели три мастер-класса на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения», «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка», «Развитие речевого дыхания - залог правильного звукопроизношения»;
• на третьем обобщающем этапе была проведена НОД с непосредственным участием в ней родителей на тему: «Чтобы красивого говорить надо звукопроизношение четко произносить».
После проведения формирующего этапа можно сделать следующий вывод. Благодаря тому, что родители были лично привлечены к процессу формирования звукопроизношения и особенностям речедвигательного и речеслухого анализаторов, ребята почувствовали поддержку и интерес папы и мамы к их проблемам в речевом развитии. Дошкольники на занятиях с охотой, старательно и большим интересом выполняли весь комплекс упражнений: артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику. Использование в работе не поддельный интерес родителей, ответственность за выполнение всех домашних заданий, которые помогли сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных, пальчиковых, дыхательных упражнений и значительно повысит результативность работы в формировании правильного звукопроизношения у детей 5-6 лет с ОНР III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей. В итоге проведенной работы можно сделать вывод, что взаимодействия учителя-логопеда и родителей приводит к: синхронизации работы речевой моторики; уменьшают количество занятий, повышает их результативность.
Таким образом, применение взаимодействия учителя-логопеда и родителей позволяет сделать работу по звукопроизношению достаточно продуктивной, открывает больше возможностей для ребенка, родителей и учителя-логопеда.
Из результатов исследования, мы выявили положительную динамику показателей сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет с ОНР III уровня: показатели низкого уровня снизились на 2 ребенка (16%) среднего остались на том же уровни 8 детей (68%), а показатели высокого уровня повысились на 2 ребенка (16%).
Произошедшая динамика доказывает эффективность проведенной нами работы и правильности гипотезы, а именно поэтапное взаимодействие учителя-логопеда и родителей по формированию у детей речедвигательного и речеслухого анализаторов (ознакомительный, содержательный и обобщающий этапы) и вовлечение родителей в организацию непрерывной образовательной деятельности детей для презентации результатов взаимодействия учителя-логопеда и родителей, выдвинутые нами в начале исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание работы по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей может быть использовано учителями-логопедами и воспитателями групп, компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций и родителями (законными представителями) воспитанников.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : офиц. текст. - М. : - Центр педагогического образования, 2014 - 32 с.
2. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] : Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений / Е.А. Алябьева. - М. : Сфера, 2003. - 90 с.
3. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. [Текст] / Е.Э. Артемова. - М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 123 с.
4. Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. - М. : АСТ : «Астрель», 2007. - 60 с.
5. Барсукова, Л.А, Логопедия для учителей, психологов, родителей [Текст] / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. - Ростов н/Д. : Феникс. 2010. - 316 с.
6. Безруких, М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. [Текст] / М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. - М. : «Дрофа», 2000. - 94 с.
7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. [Текст] / Г.А. Волкова. - М., 2003. - 85 с.
8. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с речевыми нарушениями [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2003.
9. Громова, О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. [Текст] / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 97 с.
10. Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / В.П. Дудьев // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 86-91. // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б, Филичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1990. - 239 с.
12. Зайцева, Л.А. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии [Электронный ресурс] / Л.А. Зайцева // Дефектология. - 1996. - № 4. - С. 3-17. // Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/
13. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период) [Текст] / Е.И. Исенина. - Иваново : Издательство университета, 1983. - 78 с.
14. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Л.М. Шпициной. - СПб., 2003. - 107 с.
15. Коноваленко, В.В., Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] : Пособие для логопеда. / В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : ГНОМ и Д., 2004. - 153 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ