Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика культуры общения детей с взрослыми и сверстниками 7
1.2. Особенности общения детей среднего дошкольного возраста 14
1.3. Роль игры в формировании культуры общения у детей среднего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности культуры общения у детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по применению сюжетно-ролевых игр в формировании культуры общения у детей среднего дошкольного возраста 37
2.3. Определение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в работе по формированию культуры общения у детей среднего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития общества выдвигаются новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативной сферы в личности ребенка, а также, коммуникативных функций речи, как центрального звена в развитии ребенка.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения [4].
Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье – с отцом, матерью, братьями, сестрами и пр. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольной организации. Следовательно, задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.
Целенаправленное комплексное и систематическое воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя [8].
В работе по формированию культуры общения детей среднего дошкольного возраста можно использовать многие средства и приемы, например художественные произведения, все виды игр и т. д. В среднем дошкольном возрасте особую роль имеют сюжетно-ролевые игры, которые непосредственно влияют на формирование культуры общения у детей. В связи с этим, выбранная нами тема исследования приобретает особую актуальность.
Объектом исследования является процесс формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра как средство формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста.
Целью работы является изучение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в работе по формированию культуры общения у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) посредством анализа литературы рассмотреть теоретический аспект формирования культуры общения дошкольников: охарактеризовать понятие «культуры общения», обозначить особенности культуры общения у детей среднего дошкольного возраста;
2) выявить роль игровых методов в формировании культуры общения у дошкольников;....
Проблема формирования культуры общения традиционно находится в центре внимания как российских, так и зарубежных педагогов и психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.
Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом на формирование основных компонентов культуры общения детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества формирования основных компонентов культуры общения у детей среднего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОО.
Культура общения – умение взаимодействовать с партнерами и коллективом с помощью выразительного оформления своих мыслей.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены следующее условие формирования основных компонентов культуры общения у детей среднего дошкольного возраста: включение детей в сюжетно-ролевые игры, обогащенные разнообразными коммуникативными ситуациями.
Для решения поставленных задач была проведена экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что большая часть испытуемых детей имеют средний и низкий уровень сформированности культуры общения.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по включению детей экспериментальной группы в сюжетно-ролевые игры, способствующие овладению основными компонентами культуры общения.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал значительное повышение сформированности культуры общения у детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе. В контрольной группе, где не осуществлялась специальная работа по формированию культуры общения у дошкольников, произошли лишь незначительные изменения.
Таким образом, проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста.
В ходе проведенного исследования тема была полностью раскрыта, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 376 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е издание, стер. – М.: Академия, 2012. – 264 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. – 253 с.
4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.
5. Власова М. Ю. Воспитание детей в игре. – М.: Профессиональное образование, 2004. – 192 с.
6. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 204 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 2009. – №6. – С. 59-62.
8. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М.: Просвещение, 1978. – 102 с.
9. Дорогойченко О. Сюжетно-ролевая игра в осуществлении комплексного подхода к воспитанию детей. // Дошкольное воспитание. – 1984. – №2. – С.11-12.
10. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.
11. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Просвещение, 1995. – 54 с.
12. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников. / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1974. – 226 с.
13. Игра и дошкольник. Развитие детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 192 с.
14. Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль: ЯГПУ, 2011. – 106 с.
15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 416 с.....34