В современном мире образование является неотъемлемой частью жизни человека и требованием общества. Образование – это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие –накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому. Он является показателем уровня жизни. Судя по тому, насколько хорошо развита система образования в государстве, можно говорить в целом об уровне развития самой страны. Сейчас мир стремится к тому, чтобы образование было всеобщим, доступным и обязательным. Но далеко не все страны могут похвастаться хорошими показателями в сфере образования. За этим и стоит одна из мировых проблем– неравномерность образования. Именно этой проблеме посвящена моя дипломная работа. Она направлена на изучение географического аспекта развития образования в мире.Географический аспект развития образования подразумевает пространственно-территориальный охват населения образованием, включая уровень грамотности среди населения, уровень образованности, качество образования. Географический аспект накладывает ряд причин на развития образовательной сферы. В первую очередь это социально-экономические причины, которые включают в себя уровень развития самой экономики, уровень доходов населения, расходы государства на образование,социальную политику; а также политическая обстановка, менталитет народа.
На сегодняшний день в мире сложилась такая ситуация. В противоположность странам с высоким уровнем образования стоят страны, в которых большинство населения не получает даже основ знаний. Так, в странах Центральной Азии (ЦА) и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) почти 4 миллиона человек в возрасте от 15 до 24 лет не окончили даже начальной школы и нуждаются в альтернативных возможностях освоения базовых навыков для получения работы и дохода, примерно треть населения ЦВЕ и почти половина населения ЦА моложе 25 лет. Во всем мире среди молодежи каждый восьмой – безработный; около четверти населения мира вынуждены заниматься работой, доходы от которой недостаточны для преодоления черты бедности. Сегодня, когда продолжает ощущаться воздействие всемирного экономического кризиса, острая нехватка профессиональных навыков среди молодежи оборачивается беспрецедентными потерями.
Проблема неравномерности образования настолько актуальна, что ей посвящены международные конференции. Так всемирный доклад по мониторингу образования, проведенный в 2000г. поставил 6 основополагающих целей по ликвидации неграмотности и низкого уровня образования. А именно воспитание и образование детей младшего возраста, всеобщее начальное образование, грамотность молодежи и взрослых, гендерное равенство, качество образования. Для этого вводятся специальные проекты, направленные на повышение качества образования, грамотности среди населения.
В ходе написания дипломной работы мною поставлены цель и соответствующие ей задачи.
Цель работы:
Выявить географические особенности мирового образовательного пространства. Исследовать уровень образования на примере одного из регионов Российской Федерации (Пензенской области). Выявить причины, влияющие на развитие системы образования в регионе.
Задачи:
1. Показать влияние географического аспекта на развитие образования в современном мире и отдельно взятом регионе;
2. Проанализировать уровень образования в разных странах, используя показатели, установленные методикой оценки уровня образования;
3. Проследить динамику развития образования;
4. Выявить причины проблем в мировом образовании;....
В современном мире образование является неотъемлемой частью жизни человека и требованием общества. Образование – это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие –накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому. Он является показателем уровня жизни. Судя по тому, насколько хорошо развита система образования в государстве, можно говорить в целом об уровне развития самой страны. Сейчас мир стремится к тому, чтобы образование было всеобщим, доступным и обязательным. Но далеко не все страны могут похвастаться хорошими показателями в сфере образования. За этим и стоит одна из мировых проблем– неравномерность образования. Именно этой проблеме посвящена моя дипломная работа. Она направлена на изучение географического аспекта развития образования в мире.Географический аспект развития образования подразумевает пространственно-территориальный охват населения образованием, включая уровень грамотности среди населения, уровень образованности, качество образования. Географический аспект накладывает ряд причин на развития образовательной сферы. В первую очередь это социально-экономические причины, которые включают в себя уровень развития самой экономики, уровень доходов населения, расходы государства на образование,социальную политику; а также политическая обстановка, менталитет народа.
На сегодняшний день в мире сложилась такая ситуация. В противоположность странам с высоким уровнем образования стоят страны, в которых большинство населения не получает даже основ знаний. Так, в странах Центральной Азии (ЦА) и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) почти 4 миллиона человек в возрасте от 15 до 24 лет не окончили даже начальной школы и нуждаются в альтернативных возможностях освоения базовых навыков для получения работы и дохода, примерно треть населения ЦВЕ и почти половина населения ЦА моложе 25 лет. Во всем мире среди молодежи каждый восьмой – безработный; около четверти населения мира вынуждены заниматься работой, доходы от которой недостаточны для преодоления черты бедности. Сегодня, когда продолжает ощущаться воздействие всемирного экономического кризиса, острая нехватка профессиональных навыков среди молодежи оборачивается беспрецедентными потерями.
Проблема неравномерности образования настолько актуальна, что ей посвящены международные конференции. Так всемирный доклад по мониторингу образования, проведенный в 2000г. поставил 6 основополагающих целей по ликвидации неграмотности и низкого уровня образования. А именно воспитание и образование детей младшего возраста, всеобщее начальное образование, грамотность молодежи и взрослых, гендерное равенство, качество образования. Для этого вводятся специальные проекты, направленные на повышение качества образования, грамотности среди населения.
В ходе написания дипломной работы мною поставлены цель и соответствующие ей задачи.
Цель работы:
Выявить географические особенности мирового образовательного пространства. Исследовать уровень образования на примере одного из регионов Российской Федерации (Пензенской области). Выявить причины, влияющие на развитие системы образования в регионе.
Задачи:
1. Показать влияние географического аспекта на развитие образования в современном мире и отдельно взятом регионе;
2. Проанализировать уровень образования в разных странах, используя показатели, установленные методикой оценки уровня образования;
3. Проследить динамику развития образования;
4. Выявить причины проблем в мировом образовании;.....
Написанная мною дипломная работа посвящена проблеме образования в современном мире. В ходе написания работы в первой части я познакомилась с общими особенностями, закономерностями и проблемами мирового образования. Вторая и третья части были направлены на реализацию практического исследования. В начале своей работы я ставила гипотезу, согласно которой образование как часть социальной сферы человечества зависит от социально-экономической политики государства. Я выполнила все задачи, что стояли перед работой, и пришла к поставленной цели. Поэтому могу доказать поставленную гипотезу. Географический аспект однозначно играет свою роль в развитии образования. Уровень образования – это часть уровня развития человеческого потенциала, который является показателем развитости страны в целом. Я провела анализ и доказала, что на уровень образования в той или иной стране влияет много факторов. В их числе степень развития экономики, социальная политика, уровень доходов населения, политическая обстановка, менталитет.Главная проблема низкого качества образования была и остается проблема бедности стран, экономическая отсталость, а также гендерная дифференциация. Таким образом, географический аспект определил социально – экономическое положение государств.
В связи с этим на карте мира выделяются ведущие образовательные центры, которые считаются лидерами в сфере образования. Это, прежде всего, европейские страны, Америка и юго-восточная Азия.Далеко не секрет, что первые школы и институты начали зарождаться в странах Европы, откуда потом распространились на Новый Свет. Отсюда и их укоренелость и высокие показатели. Приведенные мною данные, рейтинговые таблицы свидетельствуют об общем состоянии образования, об его уровне, доступности. Рассматривая эти данные по регионам, можно сказать, что страны западной Европы обладают большим потенциалом в области образования. Страны «малообразованные» –это страны, чей ВВП гораздо ниже среднего, с выраженным экономическим отставанием, которые переживают острую социальную напряженность. К ним относят Среднюю Азию, страны Африки.Африка имеет самый высокий уровень рождаемости в мире, и в то же время самый низкий уровень ВВП на душу населения. В Афганистане же доля грамотного населения среди женщин составляет лишь 10%. Низкий уровень грамотности здесь из-за недостаточного финансирования, опасных школьных зданий и культурных норм.
Исследователи Бруклингского института в Вашингтоне насчитали 100 лет разницы в уровне образования развитых и развивающихся стран: по мнению ученых, это проявляется и в количестве лет, проведенных в школе. В разных странах сформировалось различное отношение к образованию в ходе истории. Если в развитых странах Европы и Северной Америки образование для детей из низших сословий стало доступным к середине XIX века, то в странах Азии, Африки и Южной Америки все дети были допущены к партам и букварю только после Второй мировой войны. На сегодняшний день школьники в странах, которые развиваются, учатся не более 6,5 лет, а дети из развитых государств по 12. По мнению экспертов, для выравнивания ситуации с уровнем образованием в разных странах нужно около 70 лет [6].
Что касается России, то, несмотря на то, что ранее я говорила о минусах нашей системы образования, нужно сказать, что Россия стоит далеко не на последнем месте. Хотя она во всех перечисленных областях значительно и уступает не только США, но и ряду других стран, особенно Великобритании, занимающей 2-е место по численности иностранных студентов (у России 7-е место) и результатам международных рейтингов университетов мира, уровень обучения в нашей средней школе, оценивается пока что международными организациями как весьма высокий. Общий уровень знаний российских школьников в мировой табели о рангах находится примерно на девятом месте вслед за Болгарией, опережая Францию, что в принципе для нас неплохой показатель [7].
Проделанная мною практическая работа направлена на изучение уровня образования в отдельно взятом регионе, Пензенской области. Возможности статистики Пензенской области позволили использовать ряд показателей. А именно, уровень грамотности, охват населения высшим образованием, индекс образования, финансирование образовательной сферы. Следует сказать, что все показатели косвенные. Но все же благодаря им я получила определенные результаты.А комплексный анализ позволил мне сделать следующее заключение.....
Аналитический доклад: образование, наука, инновации в субъектах Приволжского Федерального округа, 2011/ Под ред. О. А. Смирнова.К.: Центр стратегических прогнозов и явлений, 2012. –152 с.
2. Астахова В.И., Актуальные проблемы современного образования.Харьков: Народная Украинская Академия, 2010. – 88 с.
3. Болонский процесс: Проблемы и перспективы / Под ред. М.М. Лебедевой. М.: Оргсервис-2000, 2006. –57c.
4. Виноградова А. А. Методика оценки уровня жизни населения (на примере Пензенской области)// В мире научных открытий –2010.– №. 3.– С. 12-18.
5. Всемирный доклад по мониторигу ОДВ, 2015г // Образование для всех.2000-2015гг.: достижения и вызовы. – М.:Юнеско, 2015.– С. 3-58 с.
6. Глотова И. И, Саркисова Р. А. Проблема финансирования образования в Российской Федерации // Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. – 2013– № 17– С. 14-24.
7. Доклад о мировом развитии, 2007 // Доклад Всемирного банка.– М.: Весь мир, 2007– С. 3-31.
8. Доклад ЮНЕСКО 2015. На пути к 2030г. // Резюме ООН.– М.: Юнеско, 2015– С . 3-47.
9.Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Болонский процесс // Экономика образования, 2008. – №2.– С. 6 -10.
10. Образовательная геодемография России / Под ред. М.П. Карпенко. М.:
СГУ, 2011– 224 с.
11. Першина Т. А.Статистический анализ развития системы высшего образования Российской Федерации: Автореферат канд. эконом.наук. – М., 2016.– 195 с.
12. Петросова Е. В. Профессиональное образование в Пензенской области и региональный рынок труда: проблемы и перспективы. –Пенза:МосКнига, 2016.–21 с.
Интернет-ресурсы:
13.Мировой рейтинг вузов. [Электронный ресурс] –Режим доступа: www.timeshighereducation.co.uk
14. Образование в Российской Федерации.[Электронный ресурс]–Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru
15. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hdr.undp.org/en....22