Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Методика формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Понятие «интегрированная образовательная деятельность» и возможности ее использования в процессе формирования математических представлений у дошкольников…………………………...................................15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Содержание работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием интегрированной образовательной деятельности 32
2.3. Определение эффективности использования интегрированной образовательной деятельности в работе по формированию математических представлений у старших дошкольников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях [8].
С детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по формированию математических представлений, начатая в младших группах. Все полученные в ДОО математические знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития, т. е. формируя элементарные математические представления в детском саду, воспитатели и родители готовят ребенка к изучению математики в школе. Поэтому в дошкольном возрасте нужно уделять большое внимание работе по формированию элементарных математических представлений у детей.
Формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений способствуют используемые методические приемы: сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций.
Наиболее актуальным в настоящее время является использование интегрированного подхода при организации работы по усвоению математических представлений дошкольниками, в котором математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в интегрированном обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Использование интегрированного подхода в работе по формированию математических представлений у детей включает как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Объект исследования – формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – интегрированная образовательная деятельность как форма организации работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение эффективности использования интегрированной образовательной деятельности в работе по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования была конкретизирована следующими задачами:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности формирования математических представлений в старшем дошкольном возрасте и возможности использования в этом процессе интегрированной образовательной деятельности;
3) подобрать методику для исследования сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и провести соответствующую диагностику;
4) разработать серию НОД по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации интегрированного подхода и провести их апробацию;...
Интегрированное образовательная деятельность – новая модель, направленная на личностно-ориентированное обучение и воспитание детей. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно.
Интеграция в образовании проявляется в том, что воздействие образовательных компонентов на детей во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания. Интегрированный подход к педагогическому процессу в дошкольном образовании позволяет сформировать целостную картину мира, обобщенные умения системных знаний.
Многими учеными и работниками дошкольных организаций отмечены преимущества интегрированного подхода в организации образовательного процесса. Это открывает возможность между ранее разграниченными областями знаний, что ведет к созданию интегрированных образовательных областей. Интегрированный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке у дошкольника большого объема информации, ограниченной лимитом времени на ее усвоение.
В соответствии с одной из задач нашего исследования нами было проведено экспериментальное изучение сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В ходе обследования мы выявляли сформированность у дошкольников представлений о величине, геометрических фигурах, количественных, пространственных.
В результате проведенного обследования мы выявили, что сформированность исследуемых компонентов у детей находится в основном на среднем и низком уровнях развития. Наибольшие затруднения у детей вызвали задания, связанные с представлениями о величине и пространственном расположении.
В соответствии с целью нашего исследования нами была разработана и проведена серия интегрированной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Работа велась с детьми экспериментальной группы.
Интеграция областей проблему использования в процессе, как дублирования повторы, а же более , личностно и восприятию дошкольниками, усиливает .
После проведения формирующего этапа эксперимента нами была произведена контрольная диагностика состояния математических представлений у дошкольников.
По итогам проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что работа по формированию математических представлений посредством проведения интегрированной образовательной деятельности эффективна, так как она способствует улучшению различных видов математических знаний и умений.
Подтвердилась выдвинутая о , формирование математических у дошкольников процессе образовательной будет проходить успешно.
Таким образом, интегрированной деятельности формированию математических способствует усвоению дошкольниками материала. Интегрированная деятельность всестороннему детей, интерес занятию, процесс и увлекательным.
Интеграция позволяет содержание , влечет в работы способствует новых технологий. На занятиях совершенно психологический для и в обучения. Интеграция новые деятельности и , представляя собой модель мыслительной и приемов ....
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных в группе сада. Познавательное , развитие , обучение . – М., 2007. – с.
2. Антонова А.В., Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е. Воспитание и детей старшей детского : программа и рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, . – 94 .
3. Безрукова В.С. Интеграционные в теории практике. – Екатеринбург, . – 152 .
4. Белая К., Павленко И. и др. Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ. – М., 2003. – 120 с.
5. Белая К.Ю. др. Интеграция – основной создания модели ДОУ. // Управление ДОУ. – 2003. – №4. – С. 105-.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1994. – 190 с.
7. Гавриш Н.В. Современное занятие в ДОУ. – Луганск: Альма-матер, 2007. – 496 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
9. Дыбина О.В. Интеграция областей педагогическом ДОУ. – М., 2012. – с.
10. Иванов В.Г. Теория интеграции . – Уфа, . – 128 .
11. Казакова Г.М. Предшкольное образование в ДОУ. – М., 2007. – 102 .
12. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. – М., 2003. – 87 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2002. – 294 с.
14. Лазарева М.В. Концептуальная интегрированного детей дошкольных учреждениях. / Автореф. соискание . степ.-ра . наук. – М., . – 479 .
15. Леушина А.М. Формирование математических у дошкольного . – М., 2000. – с.....35