Только Word
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы игры как средства обучения дошкольников английскому языку 7
1.1 Понятие и сущность игры 7
1.2 Игровой метод в обучении иноязычному говорению старших дошкольников. 12
1.3 Классификация обучающих игр на занятиях иностранного языка для дошкольников. 26
Глава 2. Использование подвижных игр на занятиях английского языка для детей в дошкольном общеобразовательном учреждении. 37
2.1 Принципы подбора подвижных игр для обучения английскому языку старших дошкольников. 37
2.2 Разработка серии планов занятий по английскому языку с использованием подвижных игр. 45
2.3. Опытное обучение лексике с использованием подвижных игр на занятиях английского языка для детей старшего дошкольного возраста 46
Заключение 61
Список используемых источников 64
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросла их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении иностранных языков, в частности английского языка как языка международного общения. Возросли потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов.
Сейчас уже научно обоснован и подтверждён психологами
Л.C. Выготский, Л.В. Щерба тот факт, что наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком является период раннего обучения (от 4-7 лет), то есть период дошкольного обучения. Помимо этого следует отметить, что в современной методике преподавания иностранного языка большое место в учебном процессе отводится учёту коммуникативного принципа обучения. Иными словами, по мнению методистов Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова, основным направлением в процессе обучения иностранного языка должно стать обучение устно-речевому общению.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения устно-речевому общению детей разных возрастов с помощью игр. Игровая деятельность является ведущей для старшего школьника и ее значение не утрачивается в начальной школе [1, с.23]. Психологические аспекты обучения английскому языку старших дошкольников (6-7 лет) опираются на труды Л.С. Выготского, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева, Е.И. Пассова, Е.И. Негневицкой др.
Решение этой проблемы кроется в формировании интереса к учебному материалу у старших дошкольников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших и актуальных средств обучения.
Игра «не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения в котором, должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения» [2, с.38].
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у детей интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной иноязычной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение дошкольников в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком [3, с 67].
Цель исследования – определить роль и обучающие возможности игры, проверить эффективность игровой методики в обучении дошкольников иноязычной речи.
Объектом исследования процесс обучения иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении.
Предметом исследования выступают игры как средство эффективного обучения иноязычной речи старших дошкольников....
Процесс обучения устно-речевому общению на иностранном языке является одним из основных этапов обучения дошкольников иностранному языку. Его цель - обеспечить овладение учащимися навыками самостоятельной иноязычной коммуникативной деятельности.
Для успешной реализации данной цели необходимо обеспечить эффективную организацию учебного процесса еще на начальном этапе обучения, которая включает в себя следующие две составляющие: это, прежде всего, подбор методов и средств обучения, а также учет психофизиологических особенностей учащихся.
При обучении иностранному языку дошкольников необходимо использовать разнообразные методы для оптимизации процесса формирования умений иноязычного говорения. Эффективным средством формирования умений иноязычного говорения является игра. Использование игровых моментов способствует оптимизации процесса обучения, более эффективному формированию умений диалогической и монологической речи. Использование игры учитывает индивидуальные и возрастные особенности дошкольников и их творческие способности. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы дети привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с воспитателем участником одного процесса.
Анализ и изучение сущности дидактических игр, их роли в обучении дошкольников, классификации игр позволили выяснить, что игра как неотъемлемая часть человеческой деятельности особую роль играет в практике массовой школы. Такие педагоги, методисты и психологи как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, А.И. Матюшкин,
Я.Л. Колашинский, Е.А. Пенько считают, что использование дидактических игр на уроках иностранного языка способствует выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
- тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Информация, полученная в результате анализа педагогической, психологической и методической литературы, дает возможность судить о том, что все методисты, педагоги и психологи разделяют эту точку зрения.
Проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Прежде чем оценивать эффективность использования подвижных игр в обучении детей дошкольного возраста необходимо определить:
• владеют ли дети техникой игр данного вида и владеют ли педагоги методикой проведения этих игр;
• Каков уровень владения иностранным языком.
2. При использовании подвижных игр для обучения английскому языку необходимо обеспечить взаимосвязь языкового материала данной подвижной игры с другими речевыми играми и упражнениями, т. е. языковой материал каждой подвижной игры должен быть включён в общую систему отработки речевых навыков и умений на изучаемом языке. Без проведения такой взаимосвязанной работы языковой материал подвижной игры запоминается детьми механически и не может быть воспроизведён в других ситуациях общения.
Используя игры на уроках, нужно всегда помнить, что выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснованным; нужно всегда знать цели использования игры; в играх должно быть задействовано как можно больше учащихся; игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей, т.е. быть доступными; игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.....
1. Алябьева Е. А. Путешествие в мир английских слов / Алябьева Е. А. – Екатеринбург, 2000. – C. 32
2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Издательсво «Просвещение», 1968. – C. 18-20
3. Артёмов В.А. Психология обучения иностранному языку / Артёмов В.А. – М., 1999. – C. 56
4. Ашамджян Ш. Г. Играем и учим английский язык / Ашамджян Ш. Г. – М., Просвещение, 2003. – C.66
5. Безукладников К. Э. Обучение "по стадиям" на раннем этапе овладения иностранным языком // Начальная школа плюс, 2005. – №4. – C. 25
6. Беляев Б.В. Основные вопросы психологии обучения иностранному языку// вопросы психологии, 1999 – №4. – C. 19
7. Берман И.М. Методика обучения английскому языку / Берман И.М. – М; 1998. – C.67
8. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ, 2002. – №4. – C.24
9. Буцкая А.А. Роль и место устного вводного курса в формировании первичных навыков и умений на начальном этапе обучения английскому языку//Молодой ученый, 2015. –№4. – С.55-55
10. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие дошкольников // Начальная школа плюс, 2001.–№4. – C. 14
11. Васильева Н.Н. Продолжаем играть // журнал «Класс!», 1998. – №1. – C. 36
12. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. 2004. –№6. – C. 30
13. Давидчук А. Индивидуально-ориентировочное обучение: проблемы и перспективы / Давидчук А. – М., Просвещение, 2005. – C. 28
14. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. / Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. – Киев, 1994. – C. 43
15. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи // Иностранные языки в школе. – М., 2008. – C. 24-35...36