Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогической культуры учителя иностранного языка 6
1.1 Педагогическое мастерство и личность учителя 6
1.2 Реализация личностных качеств учителя иностранного языка в процессе организации урока 14
1.3 Учитель иностранного языка как организатор межкультурного общения 21
1.4 ФГОС как основной документ, определяющий содержание образования 25
Глава 2. Практические основы педагогической культуры учителя иностранного языка, реализующего ФГОС 30
2.1 Пути развития педагогической культуры учителя иностранного языка 30
2.2 Условия для становления педагогической культуры 46
2.3 Реализация педагогической культуры поведения учителя в процессе проведения урока английского языка в 7 классе согласно ФГОС 52
Заключение 59
Список источников и литературы 61
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры учителя иностранного языка (ИЯ) требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта. А также владение социально-педагогическими методиками, позволяющими более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень званий и умений характеризует компетентность человека в соответствующей области. В современном мире мало профессионалов своего дела. Это и подтверждает актуальность данной темы.
Историография данной проблемы достаточно обширна. В основе исследования лежит множество педагогических исследований: монографии К. Э. Безукладникова «Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка» [24, c.5], М.И. Станкина «Слагаемые педагогического мастерства» [23, c.43]. Особую значимость в работе сыграли монографии по методике преподавания иностранного языка Н. Д. Гальсковой «Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя», Н. В. Языковой «Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка» и др. [16, c.14].
В работе рассматривается не только теоретический аспект педагогической культуры учителя иностранного языка, но и представлена реализация культуры поведения учителя в процессе проведения урока английского языка в 7 классе согласно ФГОС.
Объектом исследования является деятельность учителя иностранного языка, демонстрирующая его общую педагогическую культуру, через призму требований ФГОС последнего поколения.
Предметом исследования являются пути реализации теоретических и практических основ педагогической культуры учителя иностранного языка.
Основная цель данной работы – исследование способов и приемов реализации педагогической культуры учителя иностранного языка на примере урока английского языка в 7 классе согласно ФГОС.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу по данной теме;
• обозначить особенности ФГОС;
• рассмотреть понятие «педагогическая культура»;
• выявить особенности урока иностранного языка;
• исследовать деятельность учителя иностранного языка в работе по ФГОС;
• рассмотреть культуру поведения учителя в процессе проведения урока английского языка в 7 классе согласно ФГОС и представить в виде конспекта.
Решение поставленных конкретных задач исследования для достижения его главной цели определило выбор методов и структуру данной работы.
При рассмотрении данной темы использовались методы исследования: анализ–изучение педагогической литературы, представленной в списке использованных источников, анализ педагогической деятельности.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты проведенного исследования, а также содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теме, при проведении специальных семинаров для учителей иностранного языка, для проведения элективных курсов для школьников и при организации внеклассной и классной работы по предмету «Английский язык» в школе.....
Теоретические основы педагогической культуры учителя иностранного языка связаны с понятием педагогического мастерства. Педагогическое мастерство выражает владение педагогической технологией в совершенстве, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство педагога - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Педагогический профессионализм определяется через понятие педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство рассматривается как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию как важнейшее качество личности преподавателя и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Важнейшей профессионального продуктивного педагогической задачи активно взаимодействие субъектов процесса - педагогов и , а также реализация педагогического мастерства.
В реализации педагогического мастерства учителя иностранного языка важна его личность. Профессиональные качества учителя иностранного языка можно подразделить на три группы: знание преподаваемого языка и культуры народа; методические знания и умения учителя; педагогические знания и умения учителя.
Успех урока ИЯ напрямую зависит от личностных и профессиональных качеств учителя иностранного языка.
Учитель иностранного языка является так же организатором межкультурного общения. Содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
Содержание профессиональной культуры учителя определяется положениями: культура педагогического мышления, культура педагогического труда, культура творчества учителя , культура педагогического общения и культура речи связана с культурой общения [3, с. 122].
От учителя иностранного языка требуется владение специальными знаниями по педагогике и психологии и особая практическая подготовка. Прежде всего, педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. Эти аспекты должны реализовываться на практике учителем ИЯ для того, чтобы быть профессионалом своего дела, мастером ИЯ.
Разработанный в работе урок освоение нового материала на тему «Travelling» является примером культуры и мастерства учителя иностранного языка. Во время урока учитель активно контактировал с учащимися, проявлял эрудицию и педагогический такт, что располагало учащихся к оживленному общению, без боязни быть раскритикованными.
Структура урока четко продумана учителем и не позволяла учащимся отвлекаться и заниматься посторонними делами. Цели урока были выполнены, задачи достигнуты, что подчеркивает профессионализм учителя иностранного языка.
На современном этапе развития ФГОС от учителя ИЯ требуется не только высокий уровень профессионализма, педагогической грамотности, но и культурной образованности, ведь учитель ИЯ должен быть организатором межкультурного общения. Успех педагогического процесса зависит от учителя, за которым стоит важное – дать новые знание, обеспечить их усвоение, помочь школьникам реализовать знания, умения и навыки по иностранному языку на практике. Учитель должен быть профессионалом своего дела и тогда он будет важной единицей в системе образования и обучения.
Андреев В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / Казань: ЦИТ, 2003.
2. Безукладников К.Э. Профессиональный портфолис как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2008. – № 8. – С. 66–71.
3. Божович Л. К. Личность учителя и ее формирование. Педагогические очерки. – М.: Просвещение, 2009.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / – М.: АРКТИ, 2000.
5. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2007.
6. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности.М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2004.
7. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003.
9. Методика обучения иностранным языка в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов; под.ред.В.М. Филатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
10. Мильруд Р. П. Компетентность учителя иностранного языка / Р. П. Мильруд, А. С. Карамнов // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 1. — С. 11—17.
11. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2007г.
12. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал /Л. М. Митина. — М.: Просвещение, 2014.
13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка.— М.: Просвещение, 2008.
14. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2013.
15. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Просвещение, 2013.....30