ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема обучения дидактическим играм в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста в работах отечественных исследователей и педагогов 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста 14
1.3. Методика обучения дидактическим играм в развитие памяти детей среднего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1. Критерии уровней развития памяти детей среднего дошкольного возраста 26
2.2. Организация и проведение работы по развитию памяти детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры 31
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию памяти детей средней группы МБОУ ДОУ №19 г. Кузнецка. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи [6].
В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления [11].
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания.
У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребенок уже рассматривал разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению. У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок четырех-пяти лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.
У детей развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Игра – это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Именно поэтому игра – это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Объект исследования – память детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – динамика развития памяти у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Цель – развитие памяти детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы развития памяти детей дошкольного возраста;
2) Установить педагогическое значение дидактических игр для развития ребенка дошкольного возраста;
3) Проанализировать структуру, классификацию и функции дидактических игр;
4) Определить роль дидактических игр в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста;
5) Провести экспериментальное и контрольное исследование;
6) Разработать рекомендации родителям, картотеку дидактических игр;
7) Проанализировать полученные результаты.....
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Память – это система мнемических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежне.м опыте субъекта.
Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. В ходе исследования выяснили, что главным процессом памяти является запоминание.
Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.. Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила проведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. И задача ДОУ за дошкольный период развить как можно больше видов памяти для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог усвоить общественный опыт и расширить свои связи с окружающим миром....
1. А.нике.е.ва Н.П. Игра. Воспита.ние. Личность. Моногра.фия // Н.П. А.нике.е.ва. Новосибирск: НГПУ, 2012. – 201 с.
2. Ба.да.лян Л, Миронов А. Па.мять и не.рвно-психиче.ское ра.звитие. // Л. Ба.да.лян, А. Миронов // Дошкольное воспита.ние. 1976. №4. – С. 23-31.
3. Блонский П.П. Па.мять и мышле.ние: Уче.бное пособие // П.П. Блонский. – М.: Норма, 2007. – 368 с.
4. Богословский, В. В. Обща.я психология: Уче.б. пособие для студе.нтов пе.д. институтов // В.В. Богословский, А. Г. Кова.ле.в, А. А. Сте.па.нов; Под ре.д. В.В. Богословского. – М.: Просве.ще.ние, 1981. – 381 с.
5. Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / С. Н. Южаков. – М.: Наука, 2011. – 680 с.
6. Бонда.ре.нко А.К. Дида.ктиче.ские игры в де.тском са.ду: Кн. для воспита.те.ля де.т. са.да // А.К. Бонда.ре.нко. М.: Просве.ще.ние, 2004. – 160 с.
7. Выготский Л.С. Психология па.мяти: Хре.стома.тия по психологии // Л.С. Выготский, А.А. Ле.онтье.в, А.К. Бонда.ре.нко; Под ре.д. А.К. Бонда.ре.нко М.: Смысл, 2005. – 816 с.
8. Выготский Л.С. Ра.звитие высших психиче.ских функций: Собра.ние сочине.ний в 6 т. Т. 3 // Л.С. Выготский. М.: Вла.дос, 1999. – 219 с.
9. Га.ла.нов А.С. Психиче.ское и физиче.ское ра.звитие ре.бе.нка от 3 до 5 ле.т: Пособие для ра.ботников дошкольных обра.зова.те.льных учре.жде.ний и родите.ле.й / А.С. Га.ла.нов. – М.: А.РКТИ, 2006. – 96 с.
10. Гаспарова Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. 1987. № 7. С. – 45-50
11. Губа.нова Н.Ф. Игрова.я де.яте.льность в де.тском са.ду. Програ.мма и ме.тодиче.ские ре.коме.нда.ции: Пособие для за.нятий с де.тьми 2-7 ле.т // Н.Ф. Губа.нова. М.: Моза.ика-Синте.з, 2015. – 128 с.
12. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина Е. Е. Данилова А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
13. Е.рмола.е.ва М.Г. Игра в обра.зова.те.льном проце.ссе: Ме.тодиче.ское пособие // М.Г.Е.рмола.е.ва. Спб.: КА.РО, 2008. – 112 с.
14. Ильюче.нко Р.Ю. Па.мять хороша.я, па.мять плоха.я: Руководство по тре.нировке и ра.звитию па.мяти // Р.Ю. Ильюче.нко. Новосибирск: На.ука, 1999. – 161 с.
15. Истомина З.М Ра.звитие па.мяти: Уче.бно-ме.тодиче.ское пособие // З.М. Истомина. – М.: Союзизда.т, 1978. – 345 с......22